ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-254/20 от 10.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 10 » марта 2020 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

при секретаре Сытиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 254/20 по иску управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности,

У С Т А Н О В И Л:

21 мая 2015г. между управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление), ФИО1 (Работник) и ОАО «Вишневское» (Работодатель) был заключён трёхсторонний договор об обеспечении молодой семьи (молодого специалиста) жильём с использованием на эти цели социальной выплаты, предметом которого являлась реализация мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 (далее также - федеральная целевая программа), путём предоставления социальных выплат за счёт средств федерального и областного бюджетов в соответствии с требованиями названного постановления Правительства Российской Федерации, постановления администрации Тамбовской области от 21 ноября 2010г.

№ 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области", приложением к которой являлась Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области" (утратила силу с 04.03.2020г.), в соответствии с Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 20января 2014г. N37 (утратило силу с 11.08.2018г.).

Согласно условиям федеральной целевой программы и условиям заключённого между управлением сельского хозяйства Тамбовской области, ФИО1 и ОАО «Вишневское» договора, ФИО1 было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 656585 руб. на приобретение жилого дома помещения. При этом ФИО1 обязался работать по трудовому договору, заключённому с ОАО «Вишневское», не менее 5 лет со дня получения свидетельства, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности в случае досрочного расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев со дня расторжения трудового договора.

12 декабря 2016 года ФИО1 был уволен из ОАО «Вишневское» по пункту 3 части 1 статьи81 Трудового кодекса Российской Федерации (собственное делание).

Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в сумме 643210 руб., указав в обоснование исковых требований, что ФИО1 на основании документов, представленных в администрацию Ржаксинского района Тамбовской области, был включен в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности. В соответствии с Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, между Управлением и ответчиком был заключен договор от 21.05.2015 № 114 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), согласно которому ответчик получил социальную выплату размере 643210 рублей, из которых средства федерального бюджета в размере 450247 рублей и средства бюджета Тамбовской области в размере 192963 рубля, на приобретение жилого помещения по адресу ***, р.***. В соответствии с пунктом 3.2.4 Договора и пунктом 3.8 Правил, ответчик обязан работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства, то есть до 21.05.2020г. На основании пункта 3.1.1 Договора, в случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Однако администрацией Ржаксинского района установлено, что приказом от 12.12.2016г. *** ФИО1 был уволен по собственному желанию из АО «Вишневское» и с 01.02.2017г. по 01.07.2019г. осуществлял трудовую деятельность у ИП ФИО3, основной вид деятельности которого по ОКВЭД - торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Указанные действия ответчика противоречат пункту 3.1.1. Договора о трудоустройстве в соответствующей сфере и нарушают условия предоставления социальной выплаты. Управлением было направлено ответчику уведомление от 03.09.2019 № 01 - 51/32 о расторжении договора и о возврате социальной выплаты. До настоящего времени денежные средства на расчетный счет Управления не поступили. В соответствии с п.2.2.3 Договора, Управление обязано контролировать целевое расходование предоставленных средств социальной выплаты. В соответствии с п.2.2.4. Договора, Управление обязано контролировать соблюдение условий, целей и порядка предоставления социальной выплаты. В связи с чем, Управление просит взыскать с ФИО1 денежные средства социальной выплаты в размере 643210 рублей, из которых средства федерального бюджета в размере 450247рублей и средства бюджета Тамбовской области в размере 192963 рубля.

В судебном заседании представитель истца, по доверенности ФИО2, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что не имеет значения тот факт, что супруга ответчика работает в Администрации Ржаксинского района Тамбовской области, так как договор был заключен с ФИО1, трудовая деятельность которого, в соответствии с условиями договора, не менее пяти лет должна была осуществляться в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. Представитель истца просил взыскать с ФИО1 денежные средства социальной выплаты в размере 643210 рублей, из которых средства федерального бюджета в размере 450247рублей и средства бюджета Тамбовской области в размере 192963 рубля.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; причина неявки суду неизвестна.

В судебном заседании представитель истца, по доверенности ФИО4, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнив, что ответчик, получив социальную выплату, приобрел в сельской местности жилье, в котором ФИО1, его супруга и несовершеннолетний ребенок зарегистрированы и проживают до настоящего времени. В декабре 2016г. ответчик уволился из ОАО «Вишневское», считая, что деятельность Общества прекращается, о чем свидетельствовало сокращение уставного капитала. В течение 6 месяцев ФИО1 заключил трудовой договор с ИП ФИО11 осуществлявшим, в том числе деятельность по перевозке сельскохозяйственной продукции; с июля 2019г. ФИО1 работает водителем у ИП ФИО5 КФХ ФИО12 ОАО «Вишневское», являвшееся стороной по договору от 21.05.2015г., не уведомило Управление об увольнении ответчика, как это предусмотрено договором, в противном случае ФИО1 мог бы своевременно трудоустроиться к иному работодателю. Считает, что ФИО1, не имеющий намерения менять место жительства, не утратил право члена молодой семьи на социальную выплату.

Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; причина неявки суду неизвестна.

В отзыве на исковое заявление ФИО8 указала, что на момент вступления в Программу она и ее супруг работала в ОАО «Вишневское», которое являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем; они являлись работниками в агропромышленном комплексе в сельской местности. При вынужденном увольнении супруга из ОАО «Вишневское» он сохранил право члена молодой семьи на социальную выплату в соответствии с п.3.1.1 договора от 21.05.2015г. ***, поскольку на момент получения социальной выплаты она работала по трудовому договору в ОАО «Вишневское». Заключив трудовой договор с ИП ФИО13 супруг продолжил работать в сельском хозяйстве, занимаясь перевозкой сельхозпродукции. Они проживают на селе, ведут домашнее хозяйство, осуществляют деятельность, направленную на развитие сельского хозяйства, что соответствует задачам и условиям реализации Программы. На момент подачи искового заявления супруг работал и продолжает работать у ИП ФИО5 КФХ ФИО6

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи5 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Пунктом 2 статьи2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017г. N1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" (приложение N3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счёт средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведённым в приложении N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии с частью 1 статьи3 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трёхсторонний договор об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

Постановлением администрации Тамбовской области от 21ноября 2012г. N1443
"Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (с изменениями) утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, приложением к которой являлась Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области" (утратила силу с 04.03.2020г.)

В целях реализации на территории области мероприятий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017годы и на период до 2020года" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020, утвержденной постановлением администрации области от 21.11.2012года N1443 (в редакции от 18.11.2013), постановлением администрации Тамбовской области от 20января 2014г. N37 (утратило силу с 11.08.2018г.) утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Определённые этим положением условия и порядок предоставления в Тамбовской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.

Из приведённых положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счёт бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего её члена молодой семьи.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, с 22.09.2010г. ФИО1 состоял в трудовых отношениях с ОАО «Вишневское» (с 28.07.2016г. переименовано в АО «Вишневское»), работал в качестве водителя в автопарке.

Постановлением администрации Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области от 04.05.2012г. ФИО1 был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

24.03.2014г. ФИО1 обратился в администрацию Ржаксинского района Тамбовской области с заявлением о включении его с составом семьи из 3 человек (ФИО1, ФИО8 - жена, ФИО7 - дочь) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" по категории "молодая семья" для улучшения жилищных условий путём приобретения жилого помещения в д.Синекустовские Отруба.

Согласно заявлению от 24.10.2014г. на имя начальника управления сельского хозяйства Тамбовской области, ФИО1 просил исключить его из списков получателей социальных выплат по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" на 2014 год и оставить в списках на 2015 год.

Постановлением администрации Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области от 21.05.2015г. № 43 ФИО1 с семьёй в составе 3 человек был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по перерегистрации для участия в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года".

На основании приказа управления сельского хозяйства Тамбовской области ФИО1 с семьёй в составе 3 человек был включён в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" на очередной финансовый 2015 год.

21 мая 2015г. между управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление), ФИО1 (Работник) и ОАО «Вишневское» (Работодатель) был заключён договор *** о предоставлении социальных выплат молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья (далее также - договор), предметом которого, согласно пункту 1.1, является реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598, путём предоставления социальных выплат за счёт средств федерального и областного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", постановления администрации Тамбовской области от 21ноября 2012г. N1443
"Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области".

Пунктами 2.1, 2.2 данного договора установлено, что Управление вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае нарушения установленных Правил Программы.

Управление обязано: в случае соблюдения всех условий, установленных Правилами, включить Работника в список лиц, которым будет предоставлена социальная выплата для строительства (приобретения) собственного жилья в сельской местности; перечислить Работнику средства социальной выплаты после получения Работником свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретении) жилья в сельской местности; контролировать целевое расходование предоставленных средств социальной выплаты.

В пункте 3 договора определены права, обязанности Работника.

Так, Работник вправе использовать предоставленные средства социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (п.3.1.2); в случае досрочного расторжения трудового договора сохранить право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности; если супруг (супруга) работает по трудовому договору или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности на дату получения социальной выплаты (п.3.1.1). Работник обязан использовать предоставленные средства социальной выплаты по целевому назначению (п.3.2.3); работать у работодателя по трудовому в договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства (п.3.2.4).

Пунктом 5.2 договора предусмотрены его особые условия, в том числе оформление жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве; из указанного пункта также следует, что договор может быть расторгнут и выплаченные средства социальной выплаты взысканы с Работника в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного в п.3.2.4 договора, а также неисполнения Работником условий, предусмотренных п.3.1.1 договора.

22.05.2015г. ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 656585 рублей на приобретение жилого помещения в сельской местности.

05.10.2015г. Управлением Росреестра по Тамбовской области на основании договора купли-продажи квартиры от 30.09.2015г. в ЕГРН сделаны записи регистрации права общей долевой собственности ФИО1, ФИО8, ФИО7, по 1/3 за каждым, на квартиру площадью 52,9 кв.м., расположенную по адресу ***, р.***.

01.12.2015г. ФИО1, ФИО8, ФИО7 зарегистрированы ТП УФМС России по *** в *** по месту жительства по адресу р.***.

Приказом генерального директора АО «Вишневское» от 12.12.2016г. *** ФИО1 был уволен с работы по пункту 3 части 1 статьи77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).

01.02.2017г. ФИО1 был принят на работу водителем к ИП ФИО3, откуда был уволен 01.07.2019г. по собственному желанию (по пункту 3 части 1 статьи77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника).

01.07.2019г. ФИО1 был принят на работу водителем к ИП ФИО5 КФХ ФИО6, у которого осуществляет трудовую деятельность по настоящее время.

03.09.2019г. управлением сельского хозяйства Тамбовской области ФИО1 было направлено уведомление о возврате в добровольном порядке денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты в размере 643210 рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 450247рублей и средства бюджета Тамбовской области в размере 192963 рубля, в связи с нарушением условий предоставления социальной выплаты и условий договора.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемой правосудием, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статьи 2 и 18; статья 46, часть 1). Право на судебную защиту, признаваемое и гарантируемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, не подлежит ограничению (статья 17, часть 1; статья 56, часть 3, Конституции Российской Федерации). Это предполагает наличие возможности реализовать его в полном объеме и добиться эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости. Будучи универсальным правовым средством защиты прав и свобод человека и гражданина, право на судебную защиту выполняет обеспечительно - восстановительную функцию в отношении всех других конституционных прав и свобод. Гарантии судебной защиты должны носить всеобъемлющий характер, с тем чтобы конституционные права и свободы были не иллюзорными, а реально действующими.

Такие гарантии, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2008года N9-П, распространяются и на сферу гражданско-правовых отношений, и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Следовательно, права и законные интересы граждан подлежат судебной защите с учетом существа спорных правоотношений независимо от основания их возникновения и источников их правового регулирования, причем - по смыслу Конституции Российской Федерации - не только в том случае, когда за защитой своих прав в суд обращается сам гражданин, но и когда судебное разбирательство инициировано публичным субъектом правоотношений, в которых он участвует.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1). Данный Федеральный закон относит обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, к основным целям государственной аграрной политики (пункт 2 части 2 статьи 5). Эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства (статьи 8 и 9).

Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020года", исходя из направленности государственной политики в области развития сельских территорий на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, предусматривала в качестве основных целей создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и - посредством внедрения благоприятных инфраструктурных условий - стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, а равно содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизацию участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни. Достижение заявленных целей должно было обеспечиваться, кроме прочего, за счет удовлетворения потребностей сельского населения, включая молодые семьи и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им. Имея в виду, что в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая нормативные акты, также не вправе игнорировать данные цели и допускать применение положений нормативных актов субъектов Российской Федерации в противоречии с ними.

Мероприятия названной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предполагалось осуществлять путем, в частности, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности. При этом возможность таких мероприятий в конкретном субъекте Российской Федерации обусловливалась наличием региональной программы, их предусматривающей, которая вместе с тем должна была учитывать и в допустимых пределах конкретизировать соответствующие положения федеральной целевой программы (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020года", пункты 2 и 3 приложения N3 к ней).

Исходя из общности направлений, целевых установок и мероприятий аграрной политики Российской Федерации и Тамбовской области как ее субъекта, администрация Тамбовской области постановлением от 20января 2014г. N37 (утратило силу с 11.08.2018г.) утвердило Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Названное Положение закрепило основные параметры данного программного мероприятия, аналогичные сформулированным в Типовом положении о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 14 января 2020г. N2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598), в связи с жалобой гражданки ФИО9", следует, что принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. С учетом ее правовой природы само по себе введение срока для регистрации права собственности на построенное (приобретенное) жилое помещение призвано стимулировать получателей выплаты к своевременному и должному ее использованию, а возврат ее средств по требованию компетентного органа публично-правового образования не может быть признан неприемлемым, если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена. В то же время гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007года N10-П, от 13 декабря 2016года N28-П, от 10 марта 2017года N6-П, от 11 февраля 2019года N9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты.

Как указано выше, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что молодая семья ФИО1 в составе 3 человек, действуя добросовестно, получив свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 656585 рублей и используя полученную выплату по целевому назначению, приобрела по договору купли-продажи от 30.09.2015г. жилое помещение в сельской местности, а именно, квартиру площадью 52,9 кв.м., расположенную по адресу ***, р.***, право общей долевой собственности на которую зарегистрировано за ФИО1, ФИО8, ФИО7, по 1/3 за каждым; ФИО1, ФИО8 и ФИО7, *** года рождения, зарегистрированы по указанному адресу 01.12.2015г. и проживают в квартире по настоящее время.

Судом также установлено, что ФИО1 с 01.07.2019г. был принят на работу водителем к ИП ФИО5 КФХ ФИО6, у которого осуществляет трудовую деятельность по настоящее время. ФИО8, супруга ФИО1, работавшая в период с 20.04.2010г. по 01.02.2016г. в ОАО «Вишневское», на которую также была предоставлена социальная выплата, с 14.06.2016г. по настоящее время работает в финансовом отделе администрации Ржаксинского района.

Оценив полученные доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком фактически выполнены существенные условия получения социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку жилое помещение ответчиком приобретено, в спорный период и в настоящее время ответчик продолжает трудовую деятельность в сельской местности по месту своего жительства в качестве водителя у ИП ФИО5 КФХ ФИО6, и оснований для взыскания с ФИО1 полученной и использованной по назначению социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности не имеется.

Разрешая спор и отказывая управлению сельского хозяйства Тамбовской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, суд, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", постановления администрации Тамбовской области от 21ноября 2012г. N1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области", статей 309 и 401 ГК РФ, принимая во внимание, что истребование от получателя социальной выплаты перечисленных по ней средств за несоблюдение условий предоставления данной выплаты возможно только при условии вины ее получателя в допущенном нарушении, учитывая обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, приходит к выводу о том, что ФИО1 не утратил статус члена молодой семьи, имеет малолетнего ребёнка, работает на предприятии в сельской местности, в связи с чем, право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности у ФИО1 сохраняется.

Увольнение ответчика из АО «Вишневское» 12.12.2016г. по собственному желанию и последующее трудоустройство с 01.02.2017г. к ИП ФИО3, основным видом деятельности которого по ОКВЭД является «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах», что установлено в судебном заседании, по мнению суда, не является безусловным основанием для удовлетворения иска, поскольку формальный подход к разрешению настоящего спора противоречит сути государственной программы по улучшению жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения.

По мнению суда, сохранение за ФИО1 права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отвечает целям и задачам федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598, в частности, целям и задачам государственной аграрной политики, направленным на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения; член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение шести месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишён права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись С.Л.Сорокина

Мотивированное решение составлено 17.03.2020 года.

Судья: подпись С.Л.Сорокина