ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-254/20 от 10.08.2020 Лодейнопольского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-254/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лодейное Поле 10 августа 2020 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Альшанниковой Л.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Талпа С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № 7», администрации МО Лодейнопольский район Ленинградской области об обязании оборудовать устройством молниезащиты здание образовательной организации, обеспечить финансирование на выполнение работ по устройству молниезащиты здания образовательной организации

установил:

истец, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКДОУ «Детский сад № 7» об обязании в срок до 01.09.2021 оборудовать устройством молниезащиты здание образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес> к администрации МО <адрес> об обязании до *** обеспечить финансирование на выполнение работ по устройству молниезащиты здания образовательной организации.

В обоснование иска указано, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической и пожарной безопасности. Установлено, что в МКДОУ «Детский сад № 7» осуществляется образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних.

В ходе проверки выявлены нарушения Конституции Российской Федерации, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства; положений Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Пунктом 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания здания и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих территорий.

В силу требований п.66 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» является обязательным. Согласно п.1.1.1 раздела 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные и общеобразовательные организации. При этом, в п.4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06. 2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003). Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций, зданий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Проверкой установлено, что в МКДОУ «Детский сад № 7» не соблюдаются приведенные выше требования о пожарной безопасности и не принимаются меры по решению вопроса обеспечения требуемого уровня противопожарной защищенности образовательного учреждения, т.е. ненадлежащим образом создаются условия безопасности детей, работников образовательной организации во время их нахождения в образовательной организации, так как в МКДОУ «Детский сад № 7» устройства молниезащиты отсутствуют.

Третье лицо - отдел образования Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, извещенное о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, каких либо возражений против рассмотрения дела в их отсутствие суду не представило.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие вышеназванного лица, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела.

В судебном заседании старший помощник Лодейнопольского городского прокурора Парфенова Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МКДОУ «Детский сад № 7» заведующая детским садом ФИО1 согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что устройство молниезащиты здания образовательной организации отсутствует, как только будут выделены денежные средства они оборудуют здание.

Представитель администрации МО Лодейнопольский район Ленинградской области ФИО, выступающая на основании доверенности от *** полагала, что требования прокурора в части обязания оборудовать устройством молниезащиты здание образовательной организации законны и обоснованны, но полностью возражала против удовлетворения требований о возложении обязанности на администрацию в части обеспечить финансирование на выполнение работ по устройству молниезащиты здания образовательной организации. В обоснование возражений представлен отзыв, из которого следует, что администрация не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете для осуществления деятельности детского дошкольного учреждения, является отдел образования администрации, наделенный исполнительно-распорядительными полномочиями и правами юридического лица.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, прокуратурой Лодейнопольского района Ленинградской области проведена надзорная проверка исполнения законодательства направленного на обеспечение антитеррористической и пожарной безопасности.

МКДОУ «Детский сад № 7» осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес>.

Функции и полномочия учредителя указанного общеобразовательного учреждения осуществляет муниципальное образование Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.

По итогам проведения проверки установлено, что здание образовательного учреждения устройством молниезащиты не оборудовано, что отражено в акте проверки от ***.

*** директору МКДОУ «Детский сад № 7» направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни, здоровья обучающихся, о защите прав несовершеннолетних с требованием безотлагательно рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры, принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих.

Во исполнение представления прокуратуры Лодейнпольского района Ленинградской области директором учреждения в Отдел образования администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области направлена заявка на выделение денежных средств на работы по установке устройств молниезащиты.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статья 5.1).

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России N 280 от 30.06.2003 года.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 4, пункта 1 статьи 79 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2003 N 280, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 5.1. Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 1).

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 2).

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения (часть 3).

Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4).

В силу требований ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт5).

Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года (часть 3).

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (часть 1).

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3);

-создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункт 15 части 3).

С учетом положений вышеназванных норм права, а также Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.

Согласно ст. ст. 4, 9 ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое и психическое развитие, в том числе в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Отсутствие систем молниезащиты ответчиками не оспаривалось.

Ссылка представителя ответчика МКДОУ «Детский сад № 7» на то, что здание детского сада возведено в 1951 году не влечет отказ в иске, поскольку в силу прямого указания действующего законодательства ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на повышение уровня противопожарной безопасности.

Рассматривая заявленные требования, суд также приходит к выводу о том, что на администрацию муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, как на орган местного самоуправления, должна быть возложена обязаность по обеспечению финансирования расходов на указанные цели.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области о том, что обязанность по обеспечению финансирования расходов на указанные цели должна быть возложена на отдел образования администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, несостоятельны, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом.

Испрашиваемый прокурором срок исполнения обязанности до 01 сентября 2021 года соответствует положениям статей 204, 206 ГПК Российской Федерации, определен с учетом объема, характера, сложности предстоящих работ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № 7», администрации МО Лодейнопольский район Ленинградской области об обязании оборудовать устройством молниезащиты здание образовательной организации, обеспечить финансирование на выполнение работ по устройству молниезащиты здания образовательной организации удовлетворить.

Обязать МКДОУ ««Детский сад № 7» до 01.09.2021 оборудовать устройством молниезащиты здание образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес>

Обязать администрацию МО Лодейнопольский район Ленинградской области до 01.09.2021 обеспечить финансирование МКДОУ «Детский сад № 7» на выполнение работ по устройству молниезащиты здания образовательной организации расположенное по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 августа 2020 года.

Судья Л.В. Альшанникова