УИД- №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года № 2-254/2020
с. Онгудай
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иркитова Е.В.,
при секретаре Тойляшевой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Онгудайского района Республики Алтай в интересах ФИО1 , ФИО2, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о возложении обязанности по устранению недостатков, препятствующих надлежащей эксплуатации жилых помещений специализированного жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в интересах жильцов ФИО1, ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ФИО3
В обоснование требований указано, что прокуратурой района по обращениям ФИО1, ФИО4 проведена проверка состояния состояния жилых домов специализированного жилого фонда для детей-сирот и лиц из их числа, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе проверки установлено, что жилое помещение не соответствуют санитарным и техническим правилам и нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения, предоставляемые детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим требованиям, установленным законодательством. Российской Федерации (п.2 Порядка). В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ двухквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> Республики Алтай, передан безвозмездно из оперативного управления Министерства регионального развития РА в оперативное управление социальной поддержки населения <адрес>» для использования в качестве специализированного жилого фонда для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. По акту квартиры закреплены на праве оперативного управления за бюджетным учреждением - Управление социальной поддержки населения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанную квартиру Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления. Квартиры были предоставлены следующим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: по договору № от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО5 (ФИО4); по договору № от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО1 Квартиры переданы указанным гражданам по договорам специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого следует, что данные жилые помещения являются благоустроенными применительно к условиям села <адрес>. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ№- РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» в специализированный жилищный фонд включаются жилые помещения в виде квартиры либо жилого дома, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта муниципального образования в <адрес>, которые отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации к жилым помещениям, предоставляемым по договорам социального найма. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Перед входом в дом над крыльцом отсутствуют светильники, территория у входов в здания не имеет освещения (п.5.6). Специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для установки контейнеров не оборудована (п.8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10). Жилые помещения не оборудованы вентиляцией - вентиляционные каналы отсутствуют (кухни, ванные комнаты), в квартирах воздух влажный. В <адрес> (ФИО6), пол в ванной возле унитаза покрыт зеленой плесенью, поверхность досок, обращенная в подпольное пространство, покрыта каплями воды, видны следы присутствия грибка (п.4.1, п.4.7). В квартирах повышенная влажность и в результате по стенам и потолкам квартир образовывается постоянно плесень. Входная дверь <адрес> пришла в негодность, плохо закрывается и промерзает в зимнее время. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ ^"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено соблюдение требований к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции зданий и сооружений. Указанные дома были приобретены на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений на первичном рынке для государственных нужд в целях реализации ВЦП «Формирование специализированного жилищного фонда для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>. Согласно п. 3.1.2 контракта поставщик обязан передать государственному заказчику по акту-приема передачи: жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 15 Жилищного кодекса РФ, СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям») пригодным для постоянного проживания и отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийного и подлежащим сносу»). Согласно п.4.2 Государственных контрактов по приобретению жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, техническое состояние жилого помещения указывается в акте-приеме передачи жилого помещения. Согласно п.1.4. контракта гарантийный срок на жилое помещение составляет 5(пять) лет, гарантийный срок на технологическое оборудование составляет 3 (три) года. согласно акту- приемки качества специализированного жилого помещения, следует, что при осмотре каких-либо дефектов и недостатков не обнаружено. Внутриквартирное инженерное (сантехническое, отопительное, электрическое) оборудование и изделия укомплектованы полностью и находятся в исправном состоянии. Между тем, как установлено проведенной проверкой, указанные дома не соответствуют тем требованиям и нормам, по которым были приобретены. КУ РА «УСПН <адрес>» в адрес поставщика 21.06.202018 за № и ДД.ММ.ГГГГ за № направлялись претензии с просьбой устранить выявленные строительные недостатки по указанным домам, касающиеся замены входных дверей, устранения повышенной влажности со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени заказчиком строительные недостатки не устранены, ответы на претензии не направлены. Поставщиком выявленные строительные недостатки при эксплуатации жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> кВ. 2 <адрес>, в течение длительного времени не устраняются, требования КУ РА «УСПН <адрес>» игнорируются.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать ответчика принять меры к устранению существенных недостатков, препятствующих надлежащей эксплуатации жилого дома: привести жилые помещения специализированного жилого фонда в жилом доме по адресу: <адрес>, ул. песчаная, 4 в соответствие с установленными требвоаниями к жилым помещениям, а именно: оборудовать вход в жилое помещение и территорию освещением, оборудовать <адрес>№ вентиляцией, произвести дополнительное утепление путем укладки дополнительного слоя на перекрытии домов (крыше), заменить входную дверь <адрес>, заменить окна в квартирах № и №.
В судебное заседание ответчик ФИО3, представители третьих лиц Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, КУ РА «Управление социальной поддержки населения Онгудайского района» Министерства регионального развития Республики Алтай, извещенные надлежащим образом, не явились.
Истцы ФИО1, ФИО2, старший помощник прокурора Онгудайского района Мечушев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" в специализированный жилищный фонд включаются жилые помещения в виде квартиры либо жилого дома, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта муниципального образования в Республике Алтай, которые отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации к жилым помещениям, предоставляемым по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № от ДД.ММ.ГГГГ передано в наем жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес> Республики Алтай. В договоре указано, что жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям с. Онгудай. Согласно акта приема –передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанного жилого помещения состояние оценивается как не требующее ремонта.
На основании договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 передано в наем жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес> Республики Алтай. В договоре указано, что жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям <адрес>. Согласно акта приема –передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанного жилого помещения состояние оценивается как не требующее ремонта.
Ананова Ай-Тана С., ФИО4 ввиду выявления строительных недостатков по указанным домам, касающихся замены входных дверей, устранения повышенной влажности обратились с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ прокурору Республики Алтай о проведении проверки проживания истцов в данных жилых помещениях.
Указанные дома были приобретены на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений на первичном рынке для государственных нужд в целях реализации ВЦП «Формирование специализированного жилищного фонда для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» подпрограммы «Охрана семьи и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» между Министерством регионального развития РА, и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1.2 контракта поставщик обязан передать государственному заказчику по акту-приема передачи: жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 15 Жилищного кодекса РФ, СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям») пригодным для постоянного проживания и отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийного и подлежащим сносу»).
Согласно п.1.4. контракта гарантийный срок на жилое помещение составляет 5(пять) лет, гарантийный срок на технологическое оборудование составляет 3 (три) года. Согласно акту- приемки качества специализированного жилого помещения, следует, что при осмотре каких-либо дефектов и недостатков не обнаружено. Внутриквартирное инженерное (сантехническое, отопительное, электрическое) оборудования и изделия укомплектованы полностью и находятся в исправном состоянии. Между тем, как установлено проведенной проверкой, указанные дома не соответствуют тем требованиям и нормам, по которым были приобретены.
КУ РА «УСПН Онгудайского района» в адрес поставщика 21.06.202018 за № и ДД.ММ.ГГГГ за № направлялись претензии с просьбой устранить выявленные строительные недостатки по указанным домам, касающиеся замены входных дверей, устранения повышенной влажности со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> следует, что в квартирах № и 2 по <адрес> в <адрес> отсутствуют вытяжные отверстия каналов в кухнях и санузлах квартир, что не соответствует п. 4.7 раздел IV требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно акта по результатам проверки состояния жилых домов специализированного жилого фонда для детей-сирот и лиц из их числа, от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим помощником прокурора Онгудайского района Мечушевым А.А., в указанных квартирах отсутствует вентиляция, вентиляционные каналы отсутствуют, воздух в квартирах влажный, имеется плесень, входная дверь <адрес> пришла в негодность, плохо закрывается и промерзает в зимнее время, перед входом в дом над крыльцом отсутствуют светильники, территория у входов в здание не имеет освещения, специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для установки контейнеров не оборудована.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 пояснили, что в настоящее время установлено освещение квартир перед входами и на территории, произведено утепление окон поставщиком, также поставщиком выложен утеплитель под крышей, однако, надлежащим образом не смонтирован. Дверь в квартире № 1 не заменена, плохо закрывается.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части требований об обязании ответчика оборудовать квартиры вентиляцией, а также заменить входную дверь квартиры № 1, поскольку наличие данных недостатков жилых помещений подтверждено в судебном заседании из пояснений сторон, а также представленными в материалы дела письменными доказательствами.
Оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика оборудовать входы в жилое помещение и территорию освещением, произвести дополнительное утепление путем укладки дополнительного слоя на перекрытии домов (крыше), заменить окна в квартирах суд считает необходимым отказать.
Так, в судебном заседании из пояснений ФИО1 и ФИО2 установлено, что в настоящее время уличное освещение в жилом доме смонтировано, следовательно, указанный недостаток жилых помещений устранен.
В подтверждение требований о дополнительном утеплении перекрытия дома и замены окон дома стороной истцов не представлено достаточных и допустимых доказательств необходимости производства указанных работ и несоответствия имеющегося утепления и окон требованиям санитарных и строительных правил и норм.
Учитывая обстоятельства дела, наступление зимнего времени, проживание истцов в указанных жилых помещениях, суд считает необходимым установить срок для устранения недостатков жилых помещений в виде 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Онгудайского района удовлетворить частично.
Обязать поставщика по государственному контракту ФИО10 принять меры к устранению существенных недостатков, препятствующих надлежащей эксплуатации жилого дома: привести жилые помещения специализированного жилого фонда в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Республики Алтай, <адрес>, в соответствие с установленными требованиями к жилым помещениям, а именно: оборудовать <адрес>№ вентиляцией; заменить входную дверь <адрес> Республики Алтай в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований прокурора об обязании ФИО10 в жилом доме по адресу: <адрес> Республики Алтай оборудовать вход в жилое помещение и территорию освещением, произвести дополнительное утепление путем укладки дополнительного слоя на перекрытии домов (крыше), заменить окна в <адрес>№ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.В. Иркитов
Решение в окончательной форме принято 17 ноября 2020 года