Решение
именем Российской Федерации
Дело № 2-254/2020
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего - судьи Кулёвой Н.В.,
при секретаре Корныльевой О.С.,
с участием и.о. прокурора Волотовского района Новгородской области Соловьева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волотовского района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система» об обязании оборудовать здание пандусом,
установил:
И.о. прокурора Волотовского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, в обоснование указав, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты инвалидов в деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система» (далее МБУК «Волотовская МЦБС»), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, в частности, при входе в здание, находящееся по адресу: <адрес>, в котором МБУК «Волотовская МЦБС» осуществляет деятельность, имеются дверные пороги с перепадом высот, однако пандус отсутствует. Поскольку основной деятельностью МБУК «Волотовская МЦБС» является деятельность библиотек и архивов, отсутствие беспрепятственного доступа к учреждению культуры нарушает право маломобильных граждан (инвалидов) на получение услуг социально-культурного характера. Просит обязать МБУК «Волотовская МЦБС» в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать здание, находящееся по адресу: <адрес> пандусом.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 21 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Волотовского муниципального района Новгородской области.
В судебном заседании истец Соловьев К.А. поддержал требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБУК «Волотовская МЦБС» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица администрации Волотовского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, возражений по иску не имеет.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Таким образом, в Федеральном законе от 24.11.1995 года N 181-ФЗ законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр.
Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам.
В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
В соответствии с п. п. 6.1.2, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил при входе в здание МБУК «Волотовская МЦБС», расположенное по адресу: <адрес> имеются дверные пороги с перепадом высот, однако пандус отсутствует.
Данный факт подтвержден актом проверки и фототаблицей к нему от 30.03.2020 (л.д. 8-10).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 31.03.2020 основной вид деятельности МБУК «Волотовская МЦБС» деятельность библиотек и архивов (л.д. 13).
Учредителем МБУК «Волотовская МЦБС» является администрация Волотовского муниципального района Новгородской области (л.д. 11-15).
Исходя из системного анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что отсутствие пандуса в учреждении культуры нарушает право маломобильных граждан (инвалидов) на получение услуг социально-культурного характера, возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
И.о. прокурора Волотовского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования и.о. прокурора Волотовского района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию сторон, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до 31 декабря 2020 года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья.
Согласно п. 9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 11, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Волотовского района Новгородской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система» в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Кулёва