ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-254/2016 от 26.12.2016 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 26 декабря 2016 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием прокурора Ольхонского района Каримова А.А.,

представителя ответчика ООО «Сергит» - Кузнецова О.К.,

при секретаре Имсыровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сергит» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по разработке и утверждению паспорта отходов, получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставлению информации в форме государственной статистической отчетности, об обязании приостановить эксплуатацию туристической базы, утвердить паспорта отходов, предоставить экологическую информацию, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, о запрещении сброса дренажных вод в грунт, забора воды из озера Байкал,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сергит» с обозначенным иском. Просит:

Признать незаконным бездействие ООО «Сергит» выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспорта отходов; получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлению экологической информации в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы); невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду; сбросу дренажных вод в грунт в границах водоохранных зон; заборе воды в отсутствие права пользования водным объектом.

Обязать ООО «Сергит» приостановить эксплуатацию туристической базы «Байкалов острог», расположенную адресу: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Запретить ООО «Сергит» сброс дренажных вод в грунт в границах водоохраной зоны озера Байкал.

Запретить ООО «Сергит» забор воды из озера Байкал в отсутствие права пользования водным объектом.

Обязать ООО «Сергит» в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> паспорта отходов I - IV классов опасности, которые образуются от ее деятельности.

Обязать ООО «Сергит» предоставить экологическую информацию в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015-2016 годы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО «Сергит» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2016 г.г, погасить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме установленной расчетом.

В обоснование заявленных требований указал, что проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства со стороны ООО «Сергит» (далее по тексту - Общество) при эксплуатации туристической базы «Байкалов Острог» на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по <адрес>.

Туристическая деятельность на базе отдыха ведется в отсутствие разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух; предприятием осуществляется забор воды из озера в отсутствие права пользования водным объектом; на рельеф местности сбрасываются необеззараженные сточные воды, создающие угрозу санитарно- эпидемиологического благополучия населения; обществом не утверждены паспорта отходов, не предоставляется статистическая отчетность, не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Эксплуатируемая обществом туристическая база, согласно положениям законодательства об охране атмосферного воздуха, является стационарным неорганизованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Объект туристическая база «Байкалов острог» имеет следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения; 2 строения бани; площадка, предназначенная для стоянки и эксплуатации автотранспорта.

Туристическая база «Байкалов острог» не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и иные условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В нарушение установленных требований эксплуатация туристической базы «Байкалов острог», осуществляется ООО «Сергит» в отсутствие утвержденных нормативов ПДВ и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Туристическая база «Байкалов острог» размещается в границах водоохраной зоны.

В нарушение установленного запрета, стоки, образуемые в ходе эксплуатации туристической базы «Байкалов острог» после их очистки на локальном очистном сооружении типа «Топаз» и прохождении биологической очистки активным илом, самотеком поступают в колодец в деревянном исполнении без бетонированного герметичного дна, а затем дренируют в грунт.

При осмотре туристической базы «Байкалов острог», со стороны акватории озера Байкал, обнаружено водозаборное устройство, представляющее собой насос, погруженный в водный объект, резиново - пластиковые трубы и шланги.

У ООО «Сергит» отсутствует право пользования водным объектом, таким образом, обществом нарушаются требования пп.1 п.1 ст. 11 Водного кодекса РФ при осуществлении забора воды.

В нарушение ч.2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответчиком ООО «Сергит» в Управление не представлена экологическая информация в форме государственной статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы).

Кроме того, в нарушение требований ст. 14 № 89-ФЗ ООО «Сергит» также не составлены паспорта отходов I - IV класса опасности, образующиеся в процессе их деятельности, за исключением отхода "люминесцентных ртутьсодержащих ламп, который направлен ООО «Сергит» в Управление ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Сергит» с 2013 года не осуществляется, расчет платы не предоставляется.

В нарушение действующих норм законодательства, ООО «Сергит» с 2013 года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление не предоставляет, имеет задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЭ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета.

Неисполнение ООО «Сергит» требований действующего законодательства по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Бездействие ООО «Сергит», выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющего предпринимательскую деятельность, - в результате которой оказывается вредное воздействие на окружающую природную среду, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как указанные платежи не поступают в бюджет и, следовательно, не используются для формирования программ по восстановлению окружающей природной среды, на выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения. Кроме того, уклонение ответчика от внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду затрагивает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Несанкционированным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствием установленных предельно-допустимых выбросов и других условий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха и, следовательно, охрану окружающей среды, также нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Осуществление ООО «Сергит» деятельности по эксплуатации туристической базы «Байкалов острог» нарушены требования федерального законодательства, то есть интересы Российской Федерации, в том числе в части государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами.

Согласно ст.ст. 4,15 Конституции РФ органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и Федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ.

В соответствии с положениями ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, является экологически опасной. Вместе с тем, согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В свою очередь, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Деятельность ООО «Сергит» является экологически опасной, в свою очередь эксплуатация туристической базы «Байкалов острог» в целях достижения целей деятельности в нарушение требований ч. 1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ ставит под угрозу экологическое благополучие населения и окружающей среды.

В судебном заседании прокурор, действующий по поручению Западно - Байкальский межрайонной прокуроры исковые требования поддержал в полном объеме и суду дал показания аналогичные изложенному в иске, дополнив, что ответчику ООО «Сергит» необходимо представить срок, в течение которого решение будет исполнено до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ООО «Сергит» - ФИО3 исковые требования не признал и суду показал, что Западно-Байкальский межрайонный прокурор (далее-Истец) обратился в Ольхонский районный суд с исковым заявлением, содержащим ряд претензий природоохранного характера: «отсутствие разрешения на выбросы вредных веществ в воздух; предприятием осуществляется забор воды из озера в отсутствие права пользования водным объектом; на рельеф местности сбрасываются необеззараженные сточные воды, создающие угрозу санитарно- эпидемиологического благополучия населения; обществом не утверждены паспорта отходов; не представляется статическая отчетность; не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду».

ООО «Сергит» (далее-Ответчик) считает доводы необоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

1) Истцом неверно определен ответчик по предъявляемым в иске требованиям. Непосредственно ООО «Сергит» не ведет хозяйственной деятельности связанной с образованием, сбором и размещением отходов, поставкой и переработкой воды, эксплуатацией локальных очистных сооружений и т.д. А соответственно взаимоотношениями с Росприроднадзором, Службой по охране природы и озера Байкал и другими контролирующими организациями в сфере охраны окружающей среды. Согласно существующим на 2016 г. положениям этим занимается ООО «Остров». Подтверждением этому служат:

а) Соглашение на ДД.ММ.ГГГГг. б/н.

б) Договор на вывоз ТБО т ДД.ММ.ГГГГг.

в)Договор на вывоз ТБО от ДД.ММ.ГГГГг.

г)Постановление Росприроднадзора о прекращении производства по делу об административном нарушении № Т-355 (С 3-793) от ДД.ММ.ГГГГг.

д) Определение службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГг.

е) Письмо в Западно-Байкальскую прокуратуру. Помощнику прокурора ФИО4

По существу выдвигаемых требований:

1. «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» Гостиничный комплекс «Байкалов Острог» построен по проекту 2008г., в состав которого входят разделы:

Оценка воздействия на окружающую среду (том 5)

Охрана окружающей среды (том 6)

В данных разделах, помимо прочего, рассмотрен вопрос негативного воздействия на атмосферный воздух. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха выполнены в соответствии с « Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ содержащихся в выбросах предприятий» - ОДН - 86, по программе « Эколог», версия 3.00. (лист 8 том 6). Проектом установлено, что вредные воздействия на атмосферный воздух возможны при эксплуатации транспорта предприятия и гаража для обслуживания машин. Вредные выбросы в атмосферу от остальных объектов комплекса отсутствуют. Строительство выполнено в полном соответствии с проектом. При этом строительство гаража не осуществлено, автотранспорта на балансе предприятия нет. Никакого негативного воздействия на воздушную среду нет. Истцом не представлено никаких обоснований и доказательств обратного.

Проектом определены ПДК при эксплуатации комплекса, которые, (даже с гаражом и автотранспортом) не превышают норм Сан Пин 2.1.6. 1032-01-0,8 ПДК и составляют не более 0,04 ПДК по всем веществам.

Соответственно не требуется разрешения на выбросы в атмосферу и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

П.2 ст. 14 ФЗ-96 от 04.05.1999 г.«Об охране атмосферного воздуха» определяет «.. порядок выдачи разрешения при эксплуатации транспортных средств». У предприятия своих автотранспортных средств нет, разрешение получать не на что. Деятельность ГК «Байкалов Острог» в части воздействия на атмосферный воздух абсолютно безопасна, соответствует действующему законодательству. Никаких разрешений и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду не требуется.

В Росприроднадзоре данный вопрос рассмотрен еще в 2009 г.

2. «сброс стоков oт очистных сооружений»

2.2.1 Истцом неверно применена норма закона, регламентирующая сбросы в границах водоохранных зон.

П.п.7 п. 15 ст.65 Водного кодекса РФ ог 03.06.2006г.№ 74-ФЗ запрещен сброс неочищенных стоков.

П.п.3 п. 16 ст.65 Водного кодекса РФ: « В границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных объектов при условии оборудования их.. . локальными очистными сооружениями для очистки сточных вод..., обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды».

В гостиничном комплексе запроектированы и сооружены локальные очистные сооружения «Биокси-100», производящие глубокую очистку сточных вод на основе аэробных процессов, имеющие: сертификат соответствия всем городским нормам; санитарно - эпидемиологическое заключение с гигиеническими характеристиками продукции.

Данные сооружения разработаны для очистки бытовых стоков и используются во всем мире, в том числе и в водоохранных зонах, с инфильтрацией очищенной воды через грунт, сбросам в водоемы и поливом площадей.

Каких-либо доказательств негативного воздействия на окружающую среду нет, т.к. нет таких воздействий.

В прилагаемом к иску заключении имеется вывод специалистов лимнологического института (стр. 4 отчета), «..согласно нормативной документации Сан Пин 2.1.5.980-00), выявлено, что значения нормируемых показателей в озерных и речных пробах не превышает допустимые уровни для водных объектов рекреационного водопользования, а так же в черте населенных мест». В том числе пробы взяты около ГК «Байкалов Острог». Законодательство в области охраны окружающей среды, соответственно, соблюдено. Негативного воздействия нет. Очистные сооружения со своей функцией справляются в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая охрану озера Байкал.

2.2.2 Кроме того, п.п.7 п. 15 ст.65 Водного кодекса РФ введен ФЗ-282 от 21 октября 2013г. и относится к неочищенным стокам. Водоохранная зона введена распоряжением правительства 5 мая 2015г. № 368-Р. До этого водоохранная зона озера Байкал была не определена. Тогда как строительство комплекса и очистных сооружений запроектировано в 2008г., а исполнено в 2009 г.. когда данные дополнения к законодательств) не действовали. Согласно разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии РФ, с введением водоохранной зоны озера Байкал, эксплуатация ранее построенных хозяйственных объектов, включая автозаправочные станции, кладбища, скотомогильники и т.д., будет осуществляться по существующим до этого правилам. Ограничения будут касаться только новых строящихся объектов.

Исходя из вышесказанного, запроектированное решение очистки бытовых стоков соответствует законодательству, не несет негативного воздействия на окружающую среду и соответственно, не может быть ограничено или запрещено.

Действительно, в летний пожароопасный период с 1 июня по 1 октября ООО «Остров» устанавливается насос в озеро. Байкал.

Согласно п.1 ст.53 Водного кодекса РФ «Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого либо разрешения, бесплатно и в необходимости для ликвидации пожаров количестве»

П.п.4 п.3 ст. 11 Водного кодекса РФ «Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а так же предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий». Инженерная система гостиничного комплекса включает в себя емкости объемом 100 куб.м. включенных в систему пожаротушения села Хужир и непосредственно комплекса. Поступление воды на хозяйственно-бытовые нужды отражено в отчете Росприроднадзора (стр. 2 отчета). В настоящее время проводятся работы по устройству артезианской скважины, получению лицензии и договора водопользования. Насос 1 октября демонтирован на зимнее время.

2.4 «предоставление паспортов отходов, отчетов по негативному воздействию на окружающую среду, оплате за негативное воздействие на окружающую среду»

Согласно, требованиям ст. 14 ФЗ № 89-Ф «Об отходах производства и потребления» 2014г. в Росприроднадзор представлен паспорт на ртутьсодержащие люминесцентные лампы, отнесенные к отходам 1 класса опасности, договор на вывоз отхода. Остальные отходы, образующиеся в процессе деятельности гостиничного комплекса относятся к 5 классу опасности и не требуют, согласно законодательства, разработки паспортов.

ООО «Остров» (как и ООО «Сергит») не относится к предпринимателям осуществляющим деятельность в области обращения с отходами (п.1, п.2. ст. 19 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления.») П.5 ст.23 ФЗ-89 говорит о том, что «плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду... при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с отходами...» (введен ФЗ от 29.12.2014г. № 458-ФЗ) При сдаче мусора перевозчику (лицензированной организации), а им оператору по обращения с отходами, все права и отходы, отчеты по ним, оплата за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении переходят на оператора. ООО «Остров» (как и ООО «Сергит») никакого негативного воздействия на окружающую среду не производит, соответственно никаких отчетов и оплат предоставлять не должно. (письмо от 27 апреля 2007 г. № 04-09 455 Федеральной службы по экологическому и атомному надзору.)

Президиум Высшего арбитражного суда РФ в своем постановлении от 17 марта 2009г. № 14561/08 разъясняет: « обязанность по внесении платы и отчетность возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды...». Нет негативного воздействия на окружающую среду - нет отчетов и оплат.

Административные дела Росприроднадзора и службы по охране природы и озера Байкал прекращены на этом основании. Резюмируя вышесказанное:

Истцом неверно определен ответчик по предъявленным требованиям. Действия ООО «Остров» (как и ООО «Сергит») при эксплуатации ГК «Байкалов Острог» не нарушают норм природоохранного законодательства; не требуют разрешений и договоров на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, на водопользование, связанное с целями пожаротушения; согласований системы очистки бытовых стоков; отчетов и оплат за негативное воздействие на окружающую среду. Паспорт на отходы 1 класса - выполнен и предоставлен. Просит Ольхонский районный суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Также ООО «Сергит» занимается туристической деятельностью. ООО «Ольхон»№ занимается деятельностью с туристами, продажей путевок. Туристическая база «Байкалов острог» принадлежит частному лицу. В ООО «Сергит» он один учредитель. Земля, на которой построена туристическая база, находится у ООО «Сергит» в аренде. Для отдыха на туристическую базу граждане приезжают самостоятельно, поскольку у общества отсутствует собственный транспорт. На территории туристической базы «Байкалов острог» имеется парковочное место для стоянки автомобильного и мотоциклетного транспорта, которой пользуются граждане, приезжающие на отдых на своем личном транспорте. На данной стоянке останавливаются также автобусы, привозящие туристов. Воздушным и водным путем для отдыха на турбазу никто не добирается. На территории туристической базы «Байкалов острог» имеется ресторан и, соответственно, имеются пищевые отходы. Туалеты, находятся в номерах, имеется в номерах холодное и горячее водоснабжение. Белье, полотенца, которыми пользуются граждане, на территории туристической базы не стираются, поскольку увозятся для стирки в <адрес>. Двери, стены, окна в ресторане и номерах моются. Для чистки полов используется пылесос. Граждане мусорят и в номерах и в корпусах. Отходы от деятельности туристической базы «Байкалов острог» имеются, но их вывозом, как и вывозом занимается ООО «Остров»

В летний пожароопасный период с 1 июня по 1 октября ООО «Остров» устанавливает насос в озеро. Байкал, что используется для забора воды в целях обеспечения пожарной безопасности. Воду для нужд туристической базы «Байкалов острог» привозят местные жители. Ни ООО «Сергит», ни туристическая база «Байкалов острог» в тушении пожаров в <адрес> не занимались. Считает, что в данном случае нет необходимости в заключении договора на право пользования водным объектом.

Представитель 3 - го лица управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (Управление Росприроднадзора по <адрес>) ФИО5 в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд отзыв, из которого следует, что требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора признал в полном объеме, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления, Лимнологического института СО РАН проведена проверка соблюдения законодательства в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (<адрес>).

По результатам участия в данной проверке, специалистами Управления подготовлено Заключение от ДД.ММ.ГГГГ, имеется в материалах дела.

В ходе проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «Сергит» при эксплуатации туристической базы «Байкалов Острог» на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что ООО «Сергит»:

осуществляет эксплуатацию объектов - стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (очистные сооружения, площадка, предназначенная для стоянки и эксплуатации автотранспорта) в отсутствие разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух;

осуществляет забор воды из озера Байкал в отсутствие документа подтверждающего право пользования водным объектом;

осуществляет сброс на рельеф местности необеззараженные сточные воды;

не утверждены паспорта отходов, не предоставляется статистическая отчетность;

не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно заключению Управления от ДД.ММ.ГГГГ, вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферу от сооружений очистки хозбытовых сточных вод являются газообразные продукты биологического разложения органических веществ сточных вод: азота диоксид, азота оксид, аммиак, дигидросульфид (сероводород), метан, метилмеркаптины, углеводороды, формальдегид, гидроксибензол (фенол).

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регламентировано, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

ООО «Сергит» при эксплуатации Туристической базы «Байкалов острог» не имеет соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Сергит» при эксплуатации сооружений и иных объектов было обязано, обеспечить выполнение требований об охране окружающей среды, соблюдать нормативы качества окружающей среды.

Вместе с тем, в нарушение установленных требований эксплуатация туристической базы «Байкалов острог», осуществляется ООО «Сергит» в отсутствие утвержденных нормативов ПДВ и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

2. Согласно пп. 7 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, установлен запрет на сброс дренажных вод в границах водоохраных зон. Границы водоохраной зоны озера Байкал утверждены распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р.

Туристическая база «Байкалов острог» размещена в границах водоохраной зоны озера Байкал.

В нарушение установленного запрета, стоки образуемые в ходе эксплуатации туристической базы «Байкалов острог» после их очистки на локальном очистном сооружении типа «Топаз» и прохождения биологической очистки активным илом, самотеком поступает в колодец в деревянном исполнении без бетонированного герметичного дна, а затем дренируют в грунт.

У ООО «Сергит» отсутствует право пользования водным объектом, таким образом, обществом нарушаются требования пп.1 п.1 ст.11 Водного кодекса РФ при осуществлении забора воды.

4. Пунктом 7 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89-ФЗ) установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах подлежащих федеральному государственному экологическому надзору образуются отходы, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п.2 ст. 19 ФЗ 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

В нарушение ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответчиком ООО «Сергит» в Управление не представлена статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы).

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 14 89-ФЗ ООО «Сергит», также не составлены паспорта отходов I - IV класса опасности, образующиеся в процессе деятельности, за исключением отхода «люминесцентные ртутьсодержашие лампы», который направлен ООО «Сергит».

При эксплуатации гостиничного комплекса неизбежно образуются отходы I - V классов опасности, в том числе: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы (осадки) из выгребных ям; зола древесная и соломенная; электрические лампы накаливания отработанные и брак; иные.

Согласно ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Вместе с тем, ООО «Сергит» не разработаны и не согласованы паспорта отходов.

5. В нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Сергит» со ДД.ММ.ГГГГ не вносится, расчет платы в Управление не предоставляется.

В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632), установлено, что порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривают взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Неисполнение ООО «Сергит» требований действующего законодательства по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Считает требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены, и какие не установлены, определив закон, подлежащий применению при разрешении данного дела, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежащими удовлетворению.

В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию РФ и принимаемые в соответствии с ней законы.

В ст. 42 Конституции РФ декларировано право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из материалов дела следует, что ООО "Сергит" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>, о чем имеется свидетельство серии о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.189)

Предприятие постановлено на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, согласно которому ему присвоен ИНН и КПП . Место нахождения предприятия (юридический адрес по п. 1.4 Устава ООО «Сергит») (л.д.<данные изъяты><адрес>

По требованиям прокурора о приостановлении эксплуатации туристической базы «Байкалов острог» до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Положениями ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее ФЗ N 96-ФЗ) установлена система мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в целях улучшения его качества, и предотвращения вредоносного воздействия на здоровье человека.

В судебном заседании представитель ответчика утверждал, что вредные выбросы в атмосферу отсутствуют. Строительство выполнено в полном соответствии с проектом. При этом строительство гаража не осуществлено, автотранспорта на балансе предприятия нет. Никакого негативного воздействия на воздушную среду нет. В тоже время пояснил, что на территории туристической базы «Байкалов острог» имеется стоянка для автомобильного транспорта, которой пользуются граждане, приезжающие на отдых на своем личном транспорте, на данной стоянке останавливаются также автобусы, привозящие туристов.

Из заключения (далее – Заключение), данного результатам участия специалистов управления Росприроднадзора по <адрес> в проверке, проводимой Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ (л.д. следует, что объект туристическая база «Байкалов острог» имеет следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения; 2 строения бань; площадка, предназначенная для стоянки и эксплуатации автотранспорта. Вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферу от сооружений очистки хозбытовых сточных вод являются газообразные продукты биологического разложения органических веществ сточных вод: азота диоксид, азота оксид, аммиак, дигидросульфид (сероводород), метан, метилмеркаптины, углеводороды, формальдегид, гидроксибензол (фенол). В ходе обследования проведено фотографирование объектов, фотоснимки отражены в фототаблицах.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ - вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

Часть 1 ст. 14 Закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ" предусматривают, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ч. 5 ст. 14 указанного закона при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО "Сергит" осуществляет свою деятельность в отсутствие соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Доказательств наличия соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух суду не представлено.

Неполучение ответчиком указанных документов ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышениям источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Ст. 11 ГК РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.

В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Аналогичный способ защиты нарушенного права предусмотрен ч. 5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

На основании ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды", требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно п. 2 ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, удовлетворяя требования прокурора о приостановлении эксплуатации туристической базы «Байкалов острог», расположенной адресу: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд приходит к выводу, что приостановление соответствующей деятельности не противоречит общественным интересам, поскольку существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.

Суд также приходит к выводу, что бездействия ООО «Сергит» по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является незаконным.

По требованиям прокурора о запрете сброса дренажных вод в грунт в границах водоохранной зоны озера Байкал суд приходит к следующим выводам:

Согласно, ст.5 (ч.1, п.3 ч.2, ч.3, п.2 ч.4, ч.5) Водного кодекса РФ, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для озера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Пунктом 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В п.7 ст. 65 Водный кодекс Российской Федерации", указано, что границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

Согласно, ч.1 ст. 3 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал", границы водоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из заключения <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ выполнен осмотр локальных очистительных сооружений типа «Топаз». Стоки проходят биологическую очистку активным илом, после чего самотеком поступают в колодец в деревянном исполнении без бетонированного герметичного дна, соответственно стоки дренируют в грунт.

Границы водоохранной зоны озера Байкал, утверждены распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 года № 368-р, туристическая база «Байкалов острог» размещена в границах водоохранной зоны озера Байкал.

Согласно отчету о санитарно – бактериологической характеристике вод литорали озера Байкал в зоне расположения рекреационных объектов, по результатам экспедиционных работ, проведенных с ДД.ММ.ГГГГ (НИС «ФИО6»), составленному ФГБУН ЛИН СО РАН (лаборатория водной микробиологии) (л.д.) с ДД.ММ.ГГГГ проведены санитарно – микробиологические исследования 2 проб сточных вод, отобранных в очистных устройствах (септиках) турбазы «Байкалов острог» (табд.2). В пробах сточных вод определяли только количество ОКБ, руководствуясь МУ ДД.ММ.ГГГГ, так как в процессе переработки сточных вод в системе данного септика отсутствует этап обеззараживания. По результатам исследования установлено, что значения ОКБ в пробах сточных вод, отобранных в септике, установленном на территории турбазы «Байкалов острог», превышают допустимые остаточные уровни, регламентированные для очищенных сточных вод в МУ ДД.ММ.ГГГГ (не более 100 КОЕ/100 мл) вследствие отсутствия этапа обеззараживания в системе септика. (л.д.)

Частью 4 ст. 35 Водного кодекса предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно части 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);

Согласно части 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно части 16 статьи 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс недостаточно очищенных дренажных вод загрязняют поверхностные водные объекты, подземные воды, недра, создают угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку расположены на водосборной площади озера Байкал, в границах водоохранной зоны озера Байкал.

Анализ материалов проверки показывает, что очистные сооружения, расположенные на территории туристической базы «Байкалов острог» эксплуатируются с нарушениям технологических схем очистки и сбросам загрязняющих веществ в недра, подземные воды, на водосборную площадь озера Байкал.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии со статьёй 42, 58 Конституции Российской Федерации к основным правам и свободам человека и гражданина относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Таким образом, сброс недостаточно - очищенных сточных вод в недра, подземные воды, на водосборную площадь озера Байкал, нарушены все вышеперечисленные требования законодательства, что приводит к загрязнению водоохраной зоны озера Байкал, Байкальской природной территории, окружающей природной среды, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействия ООО «Сергит» являются незаконными, поскольку нарушают права неопределённого круга лиц - граждан, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, на жизнь и здоровье, на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного сбросом дренажных вод.

По требованиям прокурора о запрете забора воды из озера Байкал в отсутствие права пользования водным объектом суд приходит к следующим выводам:

Статьей 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлены основные принципы охраны окружающей среды, основными из которых являются: - принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др. Статья 4 данного Закона указывает, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 11 ВК РФ).

В силу п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В судебном заседании представитель ответчика показал, что в летний пожароопасный период с 1 июня по 1 октября ООО «Остров» устанавливает насос в озеро. Байкал, что используется для забора воды в целях обеспечения пожарной безопасности. Воду для нужд туристической базы «Байкалов острог» привозят местные жители. Ни ООО «Сергит», ни туристическая база «Байкалов острог» в тушении пожаров в <адрес> не занимались. Считает, что в данном случае нет необходимости в заключении договора на право пользования водным объектом.

Из Заключения следует, что при осмотре туристической базы со стороны акватории озера Байкал, обнаружено водозаборное устройство, представляющее собой насос, погруженный в водный объект, резиново – пластиковые трубы и шланги. Насос погружен в водный объект, оборудован защитным металлическим ящиком (фототаблица, фото 11). От насоса отходит толстая пластиковая труба, которая через расстояние примерно 10 метров, соединяется с гофрированной трубой меньшего диаметра (фототаблица, фото 12), которая заглубляется в грунт и появляется на поверхности в виде гладкой пластиковой трубы и шланга, поступающих в металлический ящик, расположенный на ограждении туристической базы «Байкалов острог» (фототаблица, фото 13-15). Данное сооружение может служить для полдачи воды из Байкала на туристическую базу для хозяйственно бытовых нужд. Взять какие-либо пояснения от ФИО3 по данному факту не представилось возможным по причине его отъезда. (л.д.14-28).

В соответствии с п. 4 ч. 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Часть 1 ст. 53 ВК РФ, регулирующая использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, гласит, что забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

В силу п. 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Часть 1 ст. 53 ВК РФ не содержит указания, что забор воды может осуществляться исключительно для ликвидации пожара, имеющего место непосредственно в момент данного забора.

Заполнение водой резервуара, обеспечивающего деятельность системы пожаротушения, направлено на тушение пожара в случае возникновения последнего.

Соответственно, забор воды для заполнения указанного резервуара подпадает под действие п. 4 ч. 3 ст. 11 и ч. 1 ст. 53 ВК РФ.

В п. 12.4 – 12.7 "СП 13.13130.2009. Свод правил. Атомные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 07.09.2009 N 515) (ред. от 06.05.2015) указано, что при работе наружного противопожарного водопровода должны быть предусмотрены меры, исключающие заклинивание механических задвижек и гидрантов из-за высокого давления в сети. Источниками водоснабжения противопожарного водопровода, как правило, должны быть естественные водоемы. Допускается при соответствующем обосновании и оснащении водоемов устройствами, обеспечивающими неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения, использовать естественный водоем и либо водоем системы технического водоснабжения, либо системы охлаждения, либо оборотные системы технического водоснабжения (нормальной эксплуатации) АС. При невозможности использования естественного водоема следует предусматривать не менее двух резервуаров со 100%-м резервом воды в каждом. Объем резервуаров принимается исходя из расчетной продолжительности подачи воды для тушения пожара автоматическими установками пожаротушения, но не менее 1800 с, и расхода воды на пожаротушение. При использовании в качестве источника водоснабжения одного естественного водоема пожарные насосы следует устанавливать в двух насосных станциях (основной и резервной) системы противопожарного водоснабжения энергоблоков. Подвод воды к пожарным насосам станций следует предусматривать отдельными водоводами. При размещении насосных станций следует предусматривать мероприятия, исключающие одновременный выход из строя основной и резервных станций в результате аварии (например, затопления насосной станции и т.п.). При недостаточном расходе насоса допускается устанавливать два и более рабочих и столько же резервных насосов в каждой из двух насосных станций.

Таким образом, из изложенного следует, что забор водных ресурсов для тушения пожаров допускается на любых водных объектах без разрешения. Доказательств того, что данный насос не используется для хозяйственно бытовых нужд и является только пожарным суду не представлено. Также не представлено договоров, обеспечивающих водой ООО «Сергит» с иными организациями, частными лицами путем ее подвоза.

Суд приходит к выводу, что ООО «Сергит» в отсутствии договора водопользования производит забор воды для хозяйственных нужд туристической базы «Байкалов острог», чем нарушаются требования Водного кодекса РФ и его бездействия является незаконным.

По требованиям прокурора об обязании ООО «Сергит» в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> паспорта отходов I - IV классов опасности, которые образуются от его деятельности и предоставлении экологической информации в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015-2016 годы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с п.6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 (далее по тексту – Порядок), федеральный классификационный каталог отходов (далее по тексту - ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

В силу п.13 Порядка виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445, образующиеся от деятельности юридических лиц отходы, относятся к I - IV классу опасности.

В силу ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, на опасные отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. В нарушение установленных требований, паспорта на образующиеся в ходе осуществления юридическим лицом своей деятельности отходы I-IV классов опасности не оформлены.

Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу п.1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно п.2 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов РФ от 16.02.2010 №30 «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год; отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у отчитывающегося субъекта, а 2 вместе с электронной версией отчетности – предоставляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.

Факт эксплуатации юридическим лицом ООО «Сергит» туристической базы «Байкалов острог» в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления подтверждается материалами дела.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, дают также основание для признания незаконным бездействия ООО «Сергит» выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспорта отходов; получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлению экологической информации в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы); невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду; сбросу дренажных вод в грунт в границах водоохранных зон; заборе воды в отсутствие права пользования водным объектом.

По требованиям прокурора об обязании ООО «Сергит» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2016 гг, погасить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме установленной расчетом суд приходит к следующим выводам:

Из объяснения представителя ответчика следует, что у предприятия своих автотранспортных средств нет, в связи с чем, разрешение получать нет необходимости. Деятельность туристической базы «Байкалов Острог» в части воздействия на атмосферный воздух абсолютно безопасна, соответствует действующему законодательству. Никаких разрешений и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду не требуется.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Поскольку ответчик занимается туристической деятельностью, то наличие или отсутствие своего автотранспорта не имеет первоначального значения, поскольку общество принимает туристов и обязано обеспечить стоянку транспортных средств, в силу того, что водного либо воздушного сообщения с островом Ольхон не имеется.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1998 № 96-ФЗ плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия», Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России от 26.01.1993, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов, загрязнение окружающей среды в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности является сверхлимитным.

В соответствии с п.1 Порядка, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204, предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Расчет) заполняется организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее – плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N370», контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения, отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 №439, Управление Росприроднадзора по Иркутской области осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства об охране окружающей среды ООО «Сергит» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух эксплуатируемым в период с 2013 года по 2016 год не производился, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Неисполнение ООО «Сергит» требований законодательства об охране окружающей среды в части осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, поскольку платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ».

Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (пункт 4).

Представитель ответчика также указывал на то, что прокурором неверно определен ответчик по предъявленным требованиям, полагая, что в качестве надлежащего ответчик по данным исковым требованиям необходимо привлечь ООО «Остров», поскольку данное предприятие занимается инженерным обеспечением.

Как усматривается из соглашения о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «Сергит» осуществляет деятельность, связанную с арендой земельного участка, на котором расположен ГК «Байкалов Острог»; вносит необходимый платежи; представляет интересы комплекса в органах исполнительной и законодательной властей. (л.д.104)

Следовательно, по данному делу привлечен надлежащий ответчик ООО «Сергит».

Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно статье 76 которого, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Согласно статье 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Кроме того, загрязнением недр, подземных вод, нарушаются интересы Российской Федерации, являющейся собственником недр и водных объектов, на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Статьей 206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор в судебном заседании просил о предоставлении ответчику ООО «Сергит» срока, в течение которого решение будет исполнено до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает необходимым предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный срок является разумным для исполнения решения суда.

Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно статье 76 которого, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Кроме того, бездействием ООО «Сергит» выразившемся в непринятии мер по разработке и утверждению паспорта отходов; получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлению экологической информации в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы); невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду; сбросу дренажных вод в грунт в границах водоохранных зон; заборе воды в отсутствие права пользования водным объектом, нарушаются интересы Российской Федерации, являющейся собственником недр и водных объектов, на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствие со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ст. 333.36 ч.1 п. 9 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300.00 руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины (иск подан в интересах неопределенного круга лиц).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Сергит» о признании незаконным бездействие по непринятию мер по разработке и утверждению паспорта отходов, получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставлению информации в форме государственной статистической отчетности, об обязании приостановить эксплуатацию туристической базы, утвердить паспорта отходов, предоставить экологическую информацию, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, о запрещении сброса дренажных вод в грунт, забора воды из озера Байкал удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие ООО «Сергит» по непринятию мер по разработке и утверждению паспорта отходов, получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставлению информации в форме государственной статистической отчетности незаконным.

Обязать ООО «Сергит» приостановить эксплуатацию туристической базы «Байкалов Острог», расположенную по адресу: <адрес> обласи до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязать ООО «Сергит» утвердить и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> паспорта отходов 1-4 классов опасности, которые образуются от ее деятельности до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО «Сергит» предоставить экологическую информацию в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015-2016 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО «Сергит» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме, установленной расчетом до ДД.ММ.ГГГГ.

Запретить ООО «Сергит» сброс дренажных вод в грунт в границах водоохранной зоны озера Байкал.

Запретить забор воды из озера Байкал в отсутствие права пользования водным объектом.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.Н. Холодова