Дело № 2-254/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Страшко Т.В.,
с участием истца ФИО1,
представителей ответчиков БУ Омской области «МФЦ Большереченского района» ФИО2, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области ФИО3,
при секретаре Майер И.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье
12 мая 2017 г.
дело по иску ФИО1, ФИО4 к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Большереченского района Омской области», филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области о признании действия незаконными, взыскании ущерба, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Г-вы обратились в суд с указанным иском к БУ Омской области «МФЦ Большереченского района Омской области». В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ. узнали, что срок заключения договоров на реструктуризацию по программе помощи отельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденной Постановлением Правительства РФ №373 от 20.04.2015г., продлен до 01.03.2017г. Поскольку он является ветераном боевых действий, у них 2 детей, семья оказалась в сложной финансовой ситуации, имеется ипотечный кредит, они решили заключить договор на реструктуризацию ипотечного кредита по вышеуказанной программе. В банке-кредиторе Сбербанка России ему сообщили, что он подходит под категорию граждан, которые могут участвовать в этой программе, и для участия необходимо предоставить пакет документов в Банк. Обязательными составляющими данного пакета документов являлись выписки из ЕГРП об обобщенных правах залогодателя и членов его семьи на объекты недвижимости на территории РФ и выписка из ЕГРП на предмет ипотеки/свидетельство о праве собственности. С целью получения выписок из ЕГРП, он с супругой ДД.ММ.ГГГГ. обратились в БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Большереченского района Омской области», где заказали 5 выписок из ЕГРП, уплатив за них деньги общей суммой <данные изъяты>. Им сотрудники МФЦ разъяснили, что исполнение запросов составляет 5 рабочих дней с момента обращения в МФЦ, вместе с тем по техническим причинам могут быть задержки, и необходимо узнавать о готовности выписок по телефону, либо лично у операторов МФЦ. Надеясь на исполнение запросов в разумные сроки, по истечении 5 рабочих дней истцы интересовались в МФЦ о готовности выписок. Им пояснили, что готова только одна выписка из ЕГРП на предмет ипотеки, заказанная на имя ФИО1, стоимостью <данные изъяты>., остальные выписки не готовы. Поскольку одна выписка без других им была не нужна, они решили забрать сразу все выписки в один день по мере их готовности. После чего истцы неоднократно узнавали в МФЦ о готовности. ДД.ММ.ГГГГ. они получили все необходимые выписки из МФЦ. После этого ФИО1 пришел в Банк, где ему сообщили, что вышеуказанная Программа помощи уже не работает, и что в ней примут участие только те лица, которые подали документы в банки-кредиторы до ДД.ММ.ГГГГг. Таким образом, при получении выписок в срок истцы могли бы подать их в Банк, и у них была бы возможность стать участником вышеуказанной Программы. Однако в связи с неисполнением МФЦ в установленные законом сроком своих обязательств, истец лишен возможности участвовать в вышеуказанной Программе, они понесли ущерб в размере <данные изъяты>
Просит признать действия БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Большереченского района Омской области» незаконными, взыскать с ответчика деньги в сумме <данные изъяты> компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
По ходатайству истца, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области.
В судебном заседании истец ФИО1, действующий также по заявлению в качестве представителя истца ФИО4, заявленные требования поддержал.
Истец ФИО4 в судебном заседании не участвовала при надлежащем уведомлении, в заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Большереченского района Омской области» (далее – МФЦ) по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения иска, предоставив возражения. Указала, что МФЦ является организацией, уполномоченной на предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Предоставление услуги гражданам осуществляется после обращения заявителя с соответствующим запросом в МФЦ, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные, муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии. Выполнение запросов по обращению истцов осуществляется филиалом «ФКП Росреестра по Омской области», куда и были переданы ДД.ММ.ГГГГ. документы Г-вых. ДД.ММ.ГГГГ из Филиала были переданы в МФЦ результаты оказания услуг, в том числе выписка из ЕГРПН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на имя ФИО1, о чем и было ему сообщено. Документы по 4 другим запросам были переданы в МФЦ из Филиала ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем в тот же день 4 выписки были переданы заявителям. Причины нарушения сроков предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, МФЦ не известны. Каких-либо претензий при получении документов Г-выми предъявлено не было. МФЦ по сути не является исполнителем запросов, а лишь выступает посредником между заявителем и органом власти. В связи с чем просит истцу отказать в удовлетворении требований, заявленных к МФЦ.
Представитель соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области) по доверенности ФИО3 заявленные требования не признала. Предоставила отзыв. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ. в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области из БУ МФЦ Большереченского района поступили запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении Г-вых. ДД.ММ.ГГГГ филиалом сформирована выписка из ЕГРН об основных правах и зарегистрированных правах на объект недвижимости по запросу истца. Предоставление сведений о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории РФ предполагает получение Филиалом соответствующих сведений из всех субъектов РФ в установленные законодательством сроки, с последующим формированием обобщенного ответа и предоставлении сведений заявителю. В связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в Филиал не поступили ответы от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по г.Санкт-Петербургу, завершить обработку оставшихся 4 запросов не представилось возможным. После поступления информации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. от филала по г.Санкт-Петербургу, была завершена формированием обобщенных ответов в виде уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений. Подготовленные документы переданы на выдачу в МФЦ. Оснований для возврата внесенной платы Г-выми Порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015г. №967, не имеется. Считает, что убытков у истцов не возникло. Также считает, что право истцов на участие в программе помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным кредитам не нарушено. Истцы не лишены были права обратиться своевременно к Кредитору с заявлением о реструктуризации. Доказательств того, что заемщику отказано в проведении реструктуризации в связи с предоставлением неполных или недостоверных сведений не предоставлено. Отсутствуют основания и для наступления гражданско-правовой ответственности. В связи с изложенным, в удовлетворении требований просила отказать.
Соответчики Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Омской области в судебном заседании не участвовали, уведомлены надлежащим образом.
Третьи лица ПАО «Сбербанк и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» в судебном заседании не участвовали при надлежащем уведомлении. ПАО Сбербанк в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие, решение принять на усмотрение суда, возражений не имеют.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать.
Согласно ст.2 и ст.15 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Многофункциональные центры осуществляют: прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг; информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр, его работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации: за полноту передаваемых органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя; за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (статья 16 Закона);
Статьей 5 указанного Закона установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Срок передачи многофункциональным центром запроса о предоставлении сведений в орган регистрации прав и срок передачи подготовленных органом регистрации прав документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в многофункциональный центр и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в орган регистрации прав.
Предоставление государственной услуги «Государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» на территории Омской области в части приема заявлений и выдачи результатов оказания государственных услуг осуществляется на основании Соглашения от 15.12.2016г. №9/3/3 о взаимодействии между бюджетным учреждением Омской области «Многофункциональный цент предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – Филиал).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и ФИО4 обратились в МФЦ с запросами о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в виде выписок из ЕГРН:
- об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – квартиру <адрес> (№), а также о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории РФ в отношении ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (№, №, №, №).
Указанные запросы МФЦ, согласно п.12 абз.5 Порядка организации предоставления государственных услуг, утв. Соглашением о взаимодействии № от ДД.ММ.ГГГГ были переданы в Филиал ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается сопроводительной.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, за предоставлением которых обратились истцы, в соответствии со ст.62 п.9 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений.
Поскольку заявители обратились в МФЦ, то в соответствии с Соглашением о взаимодействии, учитывая сроки передачи документов органами, срок предоставления госуслуги составляет 5 рабочих дней со дня приема заявления в МФЦ.
Из сопроводительного реестра, а также пояснений представителя ответчика ФИО3 следует, что сведения из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру был сформирован ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. по сопроводительному реестру из Филиала Данная выписка передана в МФЦ, о чем было сообщено истцу.
Документы по остальным 4 запросам поступили из Филиала в МФЦ по реестру ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день выписки были вручены заявителям.
Вместе с тем, указанные выписки были изготовлены Филиалом ДД.ММ.ГГГГ. (№), ДД.ММ.ГГГГ. (№, №), ДД.ММ.ГГГГ. (№).
Представитель ФИО3 не отрицала нарушение сроков предоставления сведений, представила доказательства, подтверждающие невозможность по объективным причинам исполнить оставшиеся 4 запроса в установленный законодательством 5-дневный срок, в связи с необходимостью получения и обработки сведений из всех субъектов РФ.
Вместе с тем, каких-либо доказательств уважительности причин несвоевременности передачи документов в МФЦ после того, как они были сформированы, не представлено.
Таким образом, Филиалом действительно нарушены сроки предоставления сведений из ЕГРН и передачи их МФЦ.
Вместе с тем, для наступления гражданско-правовой ответственности ответчиков не достаточно факта нарушения нормы закона.
Согласно ст.16, ст.1069 ГК РФ убытки, вред причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответствующей казны.
Общими условиями наступления деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности являются: наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинно-следственной связи между возникновением вреда и противоправными действиями, вины причинителя вреда.
Истцы указывают, что вред им причинен в размере уплаченных денежных средств за предоставление сведений из ЕГРН, поскольку теперь эти документы им не нужны, так как Банк завершил прием заявок на реструктуризацию задолженности.
Однако в данном случае государственная услуга по предоставлению сведений из ЕГРН была оказана в полном объеме, каких-либо замечаний к ее качеству истцы не предъявляли.
Постановлением Правительства РФ от 20.04.2015г. №373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации» установлены основные условия реализации указанной Программы. П.21 Программы установлено, что возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам, договоры о реструктуризации которых заключены до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем указанным постановлением Правительства РФ ограничена сумма возмещений (4,5 млрд. руб.), которая может быть выплачена кредитным организациям. По информации, размещенной на сайте АО «АИЖК», программа помощи выполнила свою задачу в связи с исчерпанием лимита возмещений.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в ПАО Сбербанк по поводу реструктуризации по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным кредитам, оказавшихся в сложной финансовой ситуации ДД.ММ.ГГГГ. На данное обращение Банк ответил отказом по причине того, что прием новых заявок по государственной помощи не производится.
Кроме того, из ответа ПАО Сбербанк следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. обращался в отделение Банка за копией закладной и копией оценки для участия в программе ИЖК. Документы клиенту предоставлены ДД.ММ.ГГГГ. Разъяснено, что прием новых заявок банком по государственной программе помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным кредитам, утв. Постановлением Правительства РФ №373 от 20.04.2015г., не производится, программа досрочно завершена.
Из информации АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» следует, что к ним ФИО1 с заявлением о реструктуризации кредита не обращался.
Программой помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, каких-либо предельных сроков приема заявок не установлено. п.4 Основных условий указанной Программы, реструктуризация проводится по решению кредитора на основании заявления о реструктуризации, подаваемого заемщиком.
Таким образом, истцами не доказано, что несвоевременное получение сведений из ЕГРН явилось основанием для невозможности участия в Программе.
Каких-либо доказательств того, что неполный пакет документов, либо его несвоевременное предоставление послужили отказом к принятию решения Банком об участия в Программе, не имеется. Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что истец мог обратиться в Банк с заявлением о реструктуризации и без пакета документов из ЕГРН, что не противоречит п. «д» п.8 Программы.
Также отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцами не доказан факт причинения нравственных или физических страданий действиями ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО4 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения.
Мотивированная часть решения изготовлена 17.05.2016г.
Судья Т.В. Страшко