УИД ХХХ
производство по делу № 2- 255 – 2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Чебулинский районный суд Кемеровской области
в составе :
председательствующего: судьи Цайтлер М.Г.
при секретаре: Иголкиной О.А.
с участием:
истца : зам.прокурора Чебулинского района ФИО1
представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 13.01.2022 года со сроком действия до 31.12.2022 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Верх-Чебула, Чебулинского муниципального округа, Кемеровской области-Кузбасс
28 июня 2022 года
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чебулинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересов муниципального образования Чебулинский муниципальный округ» к Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о устранении нарушения лесного законодательства Российской Федерации о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чебулинского района Кемеровской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов муниципального образования Чебулинского муниципального округа к администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса об обязании администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса: провести лесоустройство на территории Чебулинского муниципального округа; провести работы по постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях Чебулинского муниципального округа, не относящихся к государственному лесному фонду; зарегистрировать право собственности в отношении лесных участков, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов, расположенных на землях Чебулинского муниципального округа; организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков, расположенных на землях Чебулинского муниципального округа, а также установить ответчику срок исполнения возложенных обязанностей – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа, в ходе которой выявлены нарушения закона.
При проведении проверки установлено, что в собственности или на балансе администрации Чебулинского муниципального округа лесные участки, земельные участки занятые городскими лесами, отсутствуют.
Между тем, согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, площадь земельных участков городских лесов, находящихся в черте населенных пунктов по данным годового статистического отчета «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» по Чебулинскому округу по состоянию на 01.01.2022 составляет 842 Га (данные внесены по материалам о передаче земель в ведение администрации р.п. Верх-Чебула и сельских советов, выполненных «Запсибниигипрозем» Кемеровский филиал 1991-1994 г.г.).
Установлено, что в границах Чебулинского муниципального округа расположены участки с лесными насаждениями на землях населенных пунктов, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не поставлены на кадастровый учет. При этом, площадь земельных участков городских лесов, находящихся в черте населенных пунктов по данным годового статистического отчета «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» по Чебулинскому округу по состоянию на 01.01.2022 составила 842 Га, из которых 238 Га – земли городских населенных пунктов, покрытые лесами, 604 Га земли сельских населенных пунктов, покрытые лесами.
В силу норм действующего законодательства, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
В нарушение приведенных положений действующего законодательства администрацией округа до настоящего времени границы земельных участков, занятых лесами на территории Чебулинского округа, не установлены, лесоустройство не проведено; не приняты меры по проведению в отношении бесхозных лесных участков, расположенных на территории Чебулинского округа, инвентаризации, кадастровых работ, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности, включению участков в реестр муниципальной собственности, разработке лесохозяйственного регламента, осуществлению муниципального лесного контроля.
Отсутствие в собственности или на балансе лесных участков свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Чебулинского округа обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом. Непринятие указанных мер создает угрозу нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду, поскольку не позволяет надлежащим образом организовать охрану, защиту, воспроизводство лесов, создает угрозу безопасности в лесах, препятствует исполнению администрацией Чебулинского муниципального округа обязанностей, возложенных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
По установленным нарушениям главе Чебулинского муниципального округа прокурором района внесено представление об устранении нарушений закона от 09.03.2022 № 7-2-2022. Из представленного ответа на представление от ХХХ следует об отсутствии возможности проведения мероприятий по лесоустройству, а также по осуществлению мер по постановке земельных участков, занятых лесами, на кадастровый учет, по причине отсутствия сведений о границах городских лесов Чебулинского муниципального округа. Однако, отсутствие у администрации округа сведений о границах городских лесов Чебулинского муниципального округа не освобождает орган местного самоуправления от выполнения соответствующих обязанностей.
Между тем, согласно генеральному плану Верх-Чебулинского городского поселения, утвержденному решением СНД Чебулинского района № 77 от 25.12.2012, содержащим в своем составе карты функциональных зон и границ населенного пункта пгт. Верх-Чебула, а также современного использования и комплексной оценки территории пгт. Верх-Чебула, в границах населенного пункта пгт. Верх-Чебула Чебулинского округа, расположены зоны рекреационного назначения, включающие в себя зоны естественных зеленых насаждений, зоны парков и скверов, зоны озеленения защитного насаждения, зоны рекреационных ландшафтных территорий с указанием соответствующих границ зон. Указанное обстоятельство также подтверждает наличие в границах Чебулинского округа городских лесов.
От представителя ответчика Администрации Чебулинского муниципального округа, письменных возражений по заявленным исковым требованиям не поступило.
В своем исковом заявлении прокурор, с учётом уточнений исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, просит суд обязать Администрацию Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса об устранении нарушения лесного законодательства Российской Федерации о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа, а именно: провести лесоустройство в границах населенных пунктов, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа; провести работы по постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа, не относящихся к государственному лесному фонду; зарегистрировать право собственности в отношении лесных участков, расположенных на территории населенных пунктов Чебулинского муниципального округа; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа; организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа, а также установить ответчику срок исполнения возложенных обязанностей – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца зам.прокурора Чебулинского района Кемеровской области ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям указанным в исковом заявлении с учетом из уточнений.
Представитель ответчика Администрации Чебулинского муниципального округа ФИО2 в судебном заседании по исковым требованиям истца с учетом уточнения заявленных исковых требований не возражала, просила суд, вынести решение по делу путём признания иска представителем ответчика, о чём указала в письменном заявлении суду. Заявление приобщено к материалам дела, и на что указано в протоколе судебного заседания.
Суд, заслушав стороны приходит к следующему выводу :
В соответствии с пунктом «к» части 1 ст.71 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Основными принципами в области лесных отношений закрепленными ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ) в том числе являются:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
Согласно статье 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Частью 1 ст. 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом, подп.5 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
На основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (часть 5 статьи 2 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Государственная инвентаризация лесов, осуществляемая в соответствии со статьей 90 ЛК РФ, проводится в отношении уже учтенных лесов, относящихся к государственному лесному фонду, в целях обеспечения эффективного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе информационного обеспечения управления в области государственного лесного контроля и надзора посредством своевременного выявления негативных воздействий на леса и нарушений лесного законодательства.
Статьей 84 ЛК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесены в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального округа.
В силу пункта 26.3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального, городского округа, отнесены к вопросам местного значения соответствующего округа.
В соответствии с п. 38 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального округа отнесено осуществление муниципального лесного контроля.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 4 статьи 19 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 43 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального округа относится организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств.
Из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 ЛК РФ) и землеустройству (статья 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
Согласно ч.1 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
В силу части 1 статьи 67.1 ЛК РФ лесоустройство проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года №122.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Частями 1 и 3 ст. 173 ГПК РФ предусмотрено, что, в случае, если признания иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к материалам дела, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
Как установлено в судебном заседании, признание иска представителем ответчика выражено добровольно и осознанно, судом разъяснены последствия признания иска и принятия его судом.
Обстоятельств, препятствующих принятию признания иска представителем ответчика, судом не установлено.
Кроме этого, признание иска представителем ответчика не нарушает чьих - либо прав или законных интересов.
Таким образом, суд считает возможным принять признание представителем ответчика Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса заявленных исковых требований прокурора Чебулинского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересов муниципального образования Чебулинский муниципальный округ, к ответчику Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, в срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, об устранении нарушения лесного законодательства Российской Федерации о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа, а именно: провести лесоустройство в границах населенных пунктов, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа; провести работы по постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа, не относящихся к государственному лесному фонду; зарегистрировать право собственности в отношении лесных участков, расположенных на территории населенных пунктов Чебулинского муниципального округа; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа; организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа, и вынесения судебного решения об удовлетворении заявленных исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Принять признание исковых требований истца ответчиком.
Исковые требования прокурора Чебулинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересов муниципального образования Чебулинский муниципальный округ» к Администрации Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации юридического лица 05.03.2020, юридический адрес: ул. Мира,д.16, пгт. Верх-Чебула, Чебулинский муниципальный округ, Кемеровской области-Кузбасс об устранении нарушения лесного законодательства Российской Федерации о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа, удовлетворить.
1. Обязать администрацию Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации юридического лица 05.03.2020, юридический адрес: ул. Мира,д.16, пгт. Верх-Чебула, Чебулинский муниципальный округ, Кемеровской области-Кузбасс :
1.1. Провести лесоустройство в границах населенных пунктов, расположенных на территории Чебулинского муниципального округа.
1.2. Провести работы по постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа, не относящихся к государственному лесному фонду.
1.3. Зарегистрировать право собственности в отношении лесных участков, расположенных на территории населенных пунктов Чебулинского муниципального округа.
1.4. Разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа.
1.5. Организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса.
2. Установить ответчику Чебулинскому муниципальному округу Кемеровской области-Кузбасса, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации юридического лица 05.03.2020, юридический адрес: ул. Мира,д.16, пгт. Верх-Чебула, Чебулинский муниципальный округ, Кемеровской области-Кузбасс срок исполнения возложенных обязанностей – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Чебулинский районный суд Кемеровской области.
Решение в его окончательной форме изготовлено 30.06.2022 года.
Председательствующий : Цайтлер М. Г.