ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2550/18 от 20.12.2018 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-2550/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шарифуллина В.Р.

при секретаре Вандер Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, о взыскании расходов на оказание юридических услуг, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Агроторг» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, о взыскании расходов на оказание юридических услуг в размере 3000 рублей, компенсации морального вреда в размере 15000 рублей и штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является инвали<адрес> группы по зрению, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ. Истец ДД.ММ.ГГГГ не смог посетить магазин «Пятерочка», принадлежащеий ООО «Агроторг» и расположенный по адресу: <адрес>, поскольку указанный объект социальной инфраструктуры не соответствует строительным нормативам, предусмотренным пунктами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.5, 5.5 СНиП 35.01-2001, своду правил СП 59.13330.2012, а именно: ступени лестницы установлены на разной высоте и не оборудованы противоскользящим покрытием, перед лестницей отсутствовали предупредительные тактильные рельефные полосы, поверхность пандуса и прозрачные входные двери не оборудованы контрастной маркировкой, отсутствовала кнопка вызова помощи для маломобильных групп населения и инвалидов. Данные нарушения подтверждаются актом №А-04 обследования объекта действующей инфраструктуры в городе Казани от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Автономной некоммерческой организацией по защите прав маломобильных групп населения и инвалидов «За жизнь без барьеров», и фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ. Посчитав свое право на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры нарушенным, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Х. поддержали исковые требования и доводы в их обоснование, просили удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Агроторг» - Е. исковые требования признала частично, согласившись с наличием у объекта социальной инфраструктуры нарушений строительных нормативов для беспрепятственного доступа инвалидов и отсутствием паспорта доступности на объекте социальной инфраструктуры. При этом представитель ответчика возражала против компенсации морального вреда и взыскании штрафа, заявленных в рамках Федерального закона «О защите прав потребителей», поскольку истцом не представлено доказательств о намеренности получения услуги как потребителя, в связи с чем просила суд в удовлетворении данной части исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).

Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), монтажа, эксплуатации (все этапы жизненного цикла здания) должны отвечать требованиям безопасности для пользователей, в том числе требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

По пункту 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений, в число которых, в соответствии с п. 41 указанного перечня, отнесен СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

Пунктом 1.2. СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для малобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

Из материалов дела усматривается, что Автономной некоммерческой организацией по защите прав маломобильных групп населения и инвалидов «За жизнь без барьеров» было проведено обследование объекта действующей инфраструктуры в городе Казани от ДД.ММ.ГГГГ и составлен акт №А-04, согласно которому магазин «Пятерочка», принадлежащее ООО «Агроторг» и находящееся по адресу: <адрес>, не соответствует строительным нормативам, предусмотренным положениями пунктов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.5, 5.5 СП 59.13330.2012 «СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: ступени лестницы установлены на разной высоте и не оборудованы противоскользящим и шероховатым покрытием, перед лестницей отсутствовали предупредительные тактильные рельефные полосы, поверхность пандуса и прозрачные входные двери не оборудованы контрастной маркировкой, отсутствовала кнопка вызова помощи для маломобильных групп населения и инвалидов.

В своих пояснениях представитель ответчика признала наличие у объекта социальной инфраструктуры нарушений строительных нормативов для беспрепятственного доступа инвалидов и отсутствие паспорта доступности на объекте социальной инфраструктуры. Как пояснила суду Е., в настоящее время повреждения покрытия ступенек на входе в магазин устранены, плитка заменена, однако руководство предприятия решает вопрос с установлением пандуса. Поскольку вход в магазин расположен на значительном возвышении относительно пешеходной зоны, прилегающей к многоквартирному жилому дому, в котором расположен магазин, ООО «Агроторг» рассматривает возможность оборудования входа в магазин с другой стороны.

При этом представителем ответчика в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств в подтверждение невозможности оборудования здания для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к данному объекту.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в результате несоблюдения указанных требований ущемляются права инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в магазин «Пятерочка», принадлежащий ООО «Агроторг», а потому исковые требования истца о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Доступная (безбарьерная) среда - это возможность гражданам беспрепятственно достичь здания, помещения, места обслуживания, позволяющая воспользоваться услугой.

Согласно Методическим рекомендациям Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ "Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность" основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры".

Все организации независимо от форм собственности обязаны иметь указанный паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг. Наличие паспорта доступности позволяет организациям оказывать услуги инвалидам и маломобильным группам населения.

Таким образом, требование истца об обязании ответчика пройти паспортизацию доступности объекта также подлежит удовлетворению.

При этом требование истца о том, что в случаях, если существующий объект социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственник этого объекта до их реконструкции или капитального ремонта должен принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме, носит предположительный характер и удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Установив факт нарушения ответчиком прав заемщика как потребителя, суд в соответствии с вышеприведенными положениями закона, взыскивает с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда, определив размер данной компенсации в сумме 2000 рублей, соответствующий принципам разумности и справедливости.

Довод ответчика о том, что истцом не доказана намерение получить услуги, как потребителя, поскольку он не представил кассовый чек из магазина, не обоснован, поскольку истец сослался на то, что не смог попасть внутрь магазина «Пятерочка», который является общественным местом, и оказывает услуги потребителям по продаже продовольственных и иных товаров, при получении которых имеются препятствия у инвалидов, которым является истец.

В силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителем выступает гражданин, который, в том числе, намерен приобрести товары и услуги для личного пользования.

В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

На основании изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, с ООО «Агроторг» в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размере 1000 рублей.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами и другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО «Агроторг» в пользу истца подлежат взысканию документально подтвержденные расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО2 Рашидовича к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, взыскании расходов на оказание юридических услуг, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Агроторг»создать условия в соответствии с положениями пунктов 4.1.11, 4.1.12, 4.1.16, 5.1.5, 5.5 СП 59.13330.2012 «СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - магазина «Пятерочка», расположенного по адресу: <адрес>, а такжеобязать ответчика пройти паспортизацию доступности объекта в срок до 1 марта 2019 года.

Взыскать в пользу ФИО1 с общества с ограниченной ответственностью «Агроторг»компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф в сумме 1000 рублей, а также в возмещение расходов на оплату услуг представителя 3000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Московский районный суд г.Казани со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья: В.Р. Шарифуллин