Дело №2-2551/2013 03 октября 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Махневой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <Дата>. В обоснование исковых требований указал, что в период с <Дата> по <Дата> работал в <***> расположенном в ..., в должности <***>. Пенсионным органом в специальный стаж из указанного периода включено только <***>, что полагает, является незаконным. В данный период он работал полный рабочий день внутри отсеков подводных лодок, о чем свидетельствует запись в его трудовой книжке. Считает также, необоснованным исключение из стажа работы в районах Крайнего Севера периода службы в армии с <Дата> по <Дата>, так как службу он проходил на .... Более того, полагает, период службы в армии должен быть приравнен к периоду работы в тяжелых условиях труда, поскольку предшествовал периоду работы в <***>». Кроме того, необоснованно из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера был исключен период по безработице с <Дата> по <Дата>
В ходе рассмотрения дела истец изменил основание иска: просил включить в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера период обучения в <***> с <Дата> по <Дата>
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях истец уточнял оспариваемые периоды работы, учебы и службы в армии, подлежащие включению в стаж. Так, просил включить в специальный стаж по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы в <***>» в должности <***> с <Дата> по <Дата>, в должности <***> с <Дата> по <Дата>, в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж службу в армии, в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера обучение в ПТУ с <Дата> по <Дата>, в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период получения пособия по безработице с <Дата> по <Дата>. Суду пояснил, что с <Дата> по <Дата> работал в <***> сначала <***>, впоследствии <***>. Работал полный рабочий день внутри <***>. Однако за период работы работодателем неоднократно направлялся в командировки в различные субъекты и на различные предприятия, в периоды работы в которых работал не только в <***>, но и на <***>. При этом на <***>, как правило, осуществлял <***>. Частично период его работы в <***> был включен пенсионным органом в его специальный стаж по сведениям работодателя. Однако, полагает, что весь период его работы в <***> должен быть учтен в специальный стаж, поскольку работал полный рабочий день в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования в судебном заседании уточнил, просил обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости истцу с <Дата>. Суду пояснил, что факт работы истца в спорные периоды в <***> полный рабочий день подтверждается записью в трудовой книжке истца. Кроме того, заработная плата по всем периодам работы истца являлась одинаковой, что свидетельствует, по его мнению, о работе истца во все спорные периоды в одинаковых условиях. Полагает, имеющиеся табеля учета рабочего времени не обладают достаточными реквизитами, свидетельствующими об их подлинности и достоверности. Ссылаясь на положения Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, просит приравнять службу в армии к работе в тяжелых условиях труда, несмотря на то, что данный период предшествует периоду обучения. Кроме того, период службы в армии и период обучения должны, по его мнению, быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку и служба и обучение проходили в районах Крайнего Севера и возможность такого включения была предусмотрена ранее действовавшим законодательством. В стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат включению и периоды работы истца с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, а также период получения пособия по безработице. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ФИО3 по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Дата> В ее назначении ему было отказано по причине отсутствия как специального стажа, так и стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом указал, что в специальный стаж с учетом имеющихся в материалах дела табелей учета рабочего времени включены следующие периоды работы истца в <***> с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Полагает, спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца, так как работодатель занятость истца на работах в тяжелых условиях труда не подтверждает. Считает также, что оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода службы в армии, обучения в ПТУ и периода получения пособия по безработице не имеется, поскольку это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Периоды работы истца в <***>», в том числе оспариваемые истцом с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> включены в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, а потому оснований для повторного их включения в стаж работы в районах Крайнего Севера, не имеется. Также указал, что период службы в армии включен в страховой стаж, период обучения в <***> - в общий трудовой стаж истца. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица <***> ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, указав, что истцу по периоду работы в <***> были выданы две справки, уточняющие особый характер работы, составленные на основании имеющихся и сохранившихся у предприятия документов. Указал, что на предприятии всегда строго велся учет рабочего времени, в том числе времени работы в тяжелых условиях труда. Так, за спорные периоды работы на предприятии сохранились табели учета рабочего времени, в которых четко указаны дни, когда истец был занят на работах в тяжелых условиях труда. При этом в табелях содержатся указания на периоды командировок истца на другие предприятия и заводы. Сведений о том, в каких условиях труда, истец работал в командировках, на предприятии не имеется, не сохранилось и приказов о направлении истца в командировки. Также пояснил, что по лицевым счетам невозможно определить занятость истца на работах в тяжелых условиях труда в спорные периоды.
По определению суда с учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, обозрев табели учета рабочего времени за <Дата>, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Из материалов пенсионного дела следует, что истец <Дата> в возрасте <***> обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением от <Дата> № <№> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано по причине отсутствия специального стажа работы и стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом специальный стаж истца по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на <Дата> был установлен в количестве <***> в полуторном исчислении, стаж работы в районах Крайнего Севера – <***>
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет (пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, снижается на 5 лет.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с <Дата> по <Дата> он проходил службу в Советской армии, <Дата> был принят в <***>, <Дата> ему присвоен 3 <***>, <Дата> переведен <***>, <Дата> уволен по собственному желанию.
Указанные обстоятельства подтверждаются также приказами по личному составу, справками, уточняющими особый характер работы.
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии с подразделом 2150300а-1753а раздела XIV Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется рабочим, непосредственно занятым на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации: регулировщикам радиоэлектронной аппаратуры и приборов, электрорадиомонтажникам судовым, электромонтажникам судовым.
Таким образом, исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списка производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах № 10 от 26.01.1991 для досрочного пенсионного обеспечения требуется совокупность условий, а именно работа в должности, предусмотренной Списком, и занятость непосредственно на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации
Список №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, возможность льготного пенсионного обеспечения регулировщиков радиоэлектронной аппаратуры и приборов, электрорадиомонтажников судов, электромонтажников судовых не предусматривал.
Как следует из п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии со ст.12 и 55 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Как пояснил истец, в спорные периоды с <Дата> по <Дата> он работал в качестве <***> <***>, а с <Дата> по <Дата> – <***>. При этом его работа проходила непосредственно внутри <***>
Согласно Уставу <***> общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере выполнения <***> Деятельность общества направлена на <***>.
Из пояснительной записки и.о. зам.генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам <***>» следует, что <***> непосредственно заняты на работах внутри <***>. Рабочие места этих рабочих непосредственно находятся внутри <***>. Численность работников регламентируется не штатным расписанием, а конкретными объемами производства работ. При выполнении работ в командировках использование этих рабочих может осуществляться по их специальности не только в отсеках подводных лодок, но и на иных объектах и судах. В этих случаях учет специального стажа на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не производится, что отражается в цеховой справке № 1 и табеле учета рабочего времени.
Согласно материалам дела, истцу <***> была выдана справка, уточняющая особый характер работы, и подтверждающая, что за период работы в данном обществе истец работал в тяжелых условиях труда <***>. Справка выдана, в том числе на основании табелей учета рабочего времени за <Дата>
Из представленных выписок из табелей учета рабочего времени, а также подлинников табелей учета рабочего времени, обозреваемых в судебном заседании, следует, что истец непосредственно в тяжелых условиях труда работал не всегда, направлялся в командировки на иные предприятия и заводы. Так, согласно данным табелям, а также справке от <Дата>, в тяжелых условиях труда истец работал в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Указанные периоды включены пенсионным органом в специальный стаж истца.
Вместе с тем, из табелей учета рабочего времени следует, что в тяжелых условиях труда истец также работал с <Дата> по 12<Дата> с <Дата> по <Дата> и <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата> (всего 12 дней в календарном исчислении или 18 дней в полуторном исчислении). Принимая во внимание, что факт работы истца в указанные периоды в тяжелых условиях труда подтверждается соответствующими документами, данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца по пп. 2 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Однако иные периоды работы истца в <***> включению в специальный стаж не подлежат, поскольку факт работы истца в тяжелых условиях труда, а именно внутри отсеков подводных лодок, материалами дела не подтверждается.
Указывая на факт работы именно внутри отсеков подводных лодок сторона истца ссылается на показания свидетелей К и Б, работавших вместе с истцом в <***>
Однако, п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Таким образом, данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. При этом под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года №16/19па, в необходимых случаях к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Аналогичные требования изложены и в Указании Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 №1-28-У.
Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.
Вместе с тем, истцом в силу требований ст.ст.56,57 ГПК РФ не представлено документов, подтверждающих льготный характер работы.
Учитывая, что указание на выполнение истцом работ по должностям электромонтажника судового и регулировщика электромеханических и радиотехнических приборов и систем внутри отсеков подводных лодок относится к особенностям осуществления трудовой функции, показания свидетелей не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства характера работы истца.
Более того, суд отмечает, что показания свидетеля Б противоречат пояснениям самого истца, не отрицавшего факт работы в спорные периоды не только внутри <***>, но и на <***>, а свидетель К вместе с истцом работал только в <***> совместно с истцом в командировки не направлялся.
Иных доказательств, содержащих сведения о характере выполняемых работ в оспариваемый период, занятость в ремонте, модернизации, строительстве подводных лодок, а именно внутри отсеков подводных лодок, истцом не представлено.
Доводы представителя истца о том, что свидетелям, работавшим вместе с ним в тяжелых условиях, ранее была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку вопрос о выполняемых истцом функциях, условиях и характере деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Доводы представителя истца о том, что имеющиеся табеля учета рабочего времени являются недостоверными, суд считает несостоятельными. Представленные <***>» доказательства не противоречат друг другу, отвечают требованиям относимости и допустимости, не опровергнуты стороной истца.
Ссылка представителя истца на то, что факт работы истца в тяжелых условиях труда подтверждается записью в его трудовой книжке, судом во внимание не принимается, поскольку, как указывалось выше, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами, записи в трудовой книжке не подтверждают факт занятости истца на работах внутри отсеков подводных лодок.
Истец просит также включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период обучения в <***> с <Дата> по <Дата>, период службы в армии с <Дата> по <Дата>, период получения пособия по безработице с <Дата> по <Дата>, а также в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы истца с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>
Из материалов дела следует, что период работы истца в <***>, в том числе периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> включены пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера. Повторное включение одних и тех же периодов в стаж пенсионным законодательством не предусмотрено. Таким образом, оснований для включения периодов работы истца с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; период получения пособия по безработице (ст. 11 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ»).
Пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Из приведенных выше норм пенсионного законодательства видно, что период прохождения службы в армии и период обучения включаются в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера. Период получения пособия по безработице также подлежит включению только в страховой стаж.
Таким образом, правовых оснований для включения службы в армии, обучения в <***> и периода получения пособия по безработице в стаж работы в районах Крайнего Севера у суда не имеется. В страховой стаж служба в армии включена, период обучения в <***> включен в общий трудовой стаж истца, что подтверждается материалами пенсионного дела. Вместе с тем, период получения истцом пособия по безработице с <Дата> по <Дата> в страховой стаж истца не был включен, в связи с чем подлежит включению в страховой стаж истца.
Доводы представителя истца о том, что ранее действовавшее законодательство позволяло включить службу в армии, нельзя признать обоснованными, поскольку по ранее действующему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Истец полагает, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж на основании пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 04.08.1956 № 1044 и от 03.08.1972 № 590.
До 01.01.1992 пенсии устанавливались в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях в СССР» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972.
В соответствии с подп. «к» п.109 указанного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий стаж работы засчитывалось служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР; служба в органах милиции.
При этом п.109 Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п.16) и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам текстильной промышленности (пп. «в» п.16), период, указанный в пп. «к», приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Аналогичные положения установлены Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Согласно пп. «а» п.16 Положения на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР, а по пп. «б» п.16 Положения – рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда (по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР).
Как указывалось выше, в Списке №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 №1173 право на досрочное пенсионное обеспечение регулировщикам радиоэлектронной аппаратуры и приборов и электромонтажникам судовым не предоставлялось.
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж службы в армии не имеется. Более того, между периодом службы в армии и периодом работы в тяжелых условиях труда имел место период обучения в ПТУ, т.е. периоду работы в тяжелых условиях труда период службы в армии непосредственно не предшествовал.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом периодов работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата> (всего 12 дней в календарном исчислении или 18 дней в полуторном исчислении) и периода, учтенного пенсионным органом, <Дата>, составляет <Дата>.
Для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» мужчине в возрасте 51 год необходимо наличие страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, специального стажа не менее 10 лет работы.
У истца специального стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера для назначения досрочной трудовой пенсии по старости со снижением возраста не имеется.
При таких обстоятельствах, исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <Дата> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова