ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2551/2014 от 28.08.2014 Амурского областного суда (Амурская область)

  дело № 2-2551/2014г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    28 августа 2014г. г. Белогорск

 Белогорский городской суд Амурской области в составе:

 председательствующего судьи ССС,

 при секретаре судебного заседания ППП,

 с участием помощника прокурора Белогорского района БББ,

 заявителя РРР,

 заинтересованного лица ААА,

 представителя Территориальной избирательной комиссии Белогорского района Амурской области - ВВВ, действующей на основании прав по должности,

 представителя Администрации Белогорского района – ИИИ, действующего на основании доверенности № от 09.01.2014г.,

 представителя администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области адвоката ЗЗЗ, действующего по доверенности от 20.06.2014г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

 кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области РРР об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области ААА

 У С Т А Н О В И Л :

 РРР как кандидат на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района обратился в суд с заявлением в котором просит отменить решение избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета № от 18.07.2014г. о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета ААА.

 Свои требования мотивирует тем, что ААА в настоящее время занимает должность Главы Возжаевского сельсовета, в отпуске не находится и исполняет свои должностные обязанности.

 Как ему известно, ААА является членом политической партии <данные изъяты>, и на выборы Главы вновь образованного Возжаевского сельсовета выдвигался в качестве кандидата от Амурского регионального отделения политической партии <данные изъяты>.

 В нарушение положений ч.1 ст.46 Закона Амурской области от 26.06.2009г. №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», ч.5 ст.40 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат ААА присутствовал на мероприятии, проводимом <данные изъяты>, которое состоялось 09.08.2014г. около 14.30 часов у здания Дома культуры с.Возжаевка. На мероприятии осуществлялась раздача подарков избирателям, осуществлялась агитация, направленная на поддержку на предстоящих выборах кандидата от <данные изъяты>, на мероприятии распространялась продукция с символикой <данные изъяты>.

 Полагает, что данное мероприятие было направлено на поддержку ААА как кандидата, так как от партии <данные изъяты> не выдвигалось иных кандидатов на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета.

 Кроме того, на мероприятиях посвящённых дню села Возжаевка которые состоялись 16.08.2014г. в 15.00ч. на стадионе с. Возжаевка, ААА вручал подарки спортсменам, проживающим на территории села Возжаевка и Амурское. В 18.00ч. этого же дня ААА вручал подарки жителям села в ходе мероприятия, которое состоялось в Доме культуры с.Возжаевка. Указанные обстоятельства он подтверждает приложенными к заявлению фотографиями.

 Таким образом, должностное лицо в настоящее время, замещающее муниципальную должность - Глава сельсовета ААА, будучи зарегистрированным кандидатом, использует свое служебное положение с целью формирования у избирателей соответствующего мнения, а именно предпочтения избирателями кандидатуры ААА на предстоящих выборах.

 Поскольку он, и остальные кандидаты на выборах Главы не занимают равных по значимости должностей Главы должностей, то он как кандидат в результате незаконных действий ААА заведомо поставлен в неравные условия на предстоящих выборах, так как не имеет административного ресурса как ААА.

 Вышеуказанные обстоятельства могут иметь неблагоприятные последствия для него как кандидата на выборную должность, так как кандидат ААА в период избирательной компании неоднократно использовал своё должностное положение для продвижения своей кандидатуры на выборах. При таких обстоятельствах считает условия для проведения выборов неравными, а действия ААА незаконными, поэтому просит удовлетворить его требования.

 В судебном заседании заявитель РРР доводы заявления поддержал в полном объеме, полагает, что указанные нарушения избирательного законодательства, повлияют на результаты предстоящих выборов, поэтому просит отменить решение избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета № от 18.07.2014г. о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета ААА.

 Заинтересованное лицо кандидат на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области ААА в судебном заседании возражал, относительно заявленных требований в обоснование чего привел доводы, изложенные в письменных возражениях, правовая позиция которых сводится к тому, что действующее законодательство не предусматривает обязанности действующего главы МО, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах главы муниципального образования, прекратить исполнение своих должностных обязанностей на время избирательной кампании. Следовательно, само по себе исполнение действующим главой МО своих должностных обязанностей во время избирательной кампании не является нарушением требований закона, т.е. неправомерным деянием. В соответствии с нормами материального права неправомерными признаются лишь такие действия главы по исполнению им своих должностных обязанностей в период указанной кампании, которые совершаются с агитационной целью и потому признаются использованием главой своего должностного положения, что следует из п. 1 ст. 40, п. 5 ст. 40, п.2 ст. 56, п. 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 На мероприятиях, посвященных празднованию дню села Возжаевка, проводимых 16.08.2014г., он исполнял свои должностные обязанности. Никакой агитации в связи с его участием в предстоящих выборах не осуществлял. Грамоты, благодарственные письма и подарки вручались жителям села от имени администрации Возжаевского сельсовета, а не от его как кандидата на должность Главы муниципального образования Возжаевского сельсовета. Их вручение не ставилось в зависимость от предвыборных предпочтений или результатов предстоящих выборов, а осуществлялось в связи со спортивными, культурными и социальными достижениями, поэтому нарушений действующего законодательства с его стороны не имеется. Относительно его присутствия на мероприятии, которое проводило <данные изъяты> 09.08.2014г., он присутствовал, но не как глава, а как физическое лицо, инициатива проведения данного мероприятия, ему не принадлежала, никаких подарков он не вручал, агитацию не проводил. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать, в том числе по основаниям, что заявителем пропущен срок, установленный ч.2 ст.260 ГПК РФ, который восстановлению не подлежит.

 Представитель территориальной избирательной комиссии Белогорского района Амурской области ГГГ пояснила, что в соответствии со ст. 39 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» ААА выдвинут кандидатом на должность главы вновь образованного Возжаеского сельсовета - Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР 05.07.2014г.. В ИКМО предоставлены документы по выдвижению 09.07.2014г. в полном объеме.

 Рассмотрев документы ААА, избирательная комиссия муниципального образования приняла решение о его регистрации в качестве кандидата 18.07.2014г..

 Избирательная комиссия муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета считает, что регистрация ААА проведена в соответствии с законодательством о выборах.

 При вручении удостоверения зарегистрированному кандидату ААА были объяснены положения ст.61 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» 222-0З, в которой указываются ограничения при проведении предвыборной агитации.

 Однако, 18.08.2014г. в ИКМО поступило заявление от избирателя с.Амурское ДДД, из которого следует, что 09.08.2014г. в ДК «Строитель» с.Возжаевка проводилась встреча с депутатом Государственной Думы РФ ЕЕЕ, где раздавались подарки в виде кепок, футболок с символикой политической партии <данные изъяты>. При этом присутствовал кандидат на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета ААА.

 По данному заявлению ИКМО было принято решение о вынесении предупреждения ААА в некорректном поведении кандидата в период предвыборной агитации. Поскольку ААА был выдвинут Амурским региональным отделением политической партии <данные изъяты>, руководителем которой является ЕЕЕ, то этот факт расценили скрытой агитацией за своего члена партии, в связи, с чем ААА был предупрежден.

 Кроме этого, 25.08.2014г. в ИКМО поступило заявление от директора <Юр.лицо> ЖЖЖ, в котором сообщалось, что в с.Возжаевка на всех дорожных знаках появились наклейки с символикой политической партии <данные изъяты>. ААА при исполнении полномочий главы МО Возжаевского сельсовета не принял мер по пресечению их размещения в неустановленных местах, что также является нарушением закона о предвыборной агитации, поэтому оставляет принятие решения по заявлению РРР на усмотрение суда.

 Представитель муниципального образования Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области адвокат ЗЗЗ возражал против удовлетворения требований, приводя те же доводы и мотивы, что кандидат ААА. Вместе с тем, добавил, что заявителем пропущен срок, установленный ч.2 ст.260 ГПК РФ, который восстановлению не подлежит, что является самостоятельным основанием для отказа.

 Представитель администрации муниципального образования Белогорского района ИИИ, поддержал требования заявленные РРР в обоснование чего указал, что п.2 ч.8 ст.54 Закона Амурской области от 26 июня 2009г. № 222-03 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» устанавливает прямой запрет проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы для лиц, замещающих выборные муниципальные должности.

 Частью 4 ст. 61 вышеуказанного закона установлено, что кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности.

 Пунктами 2 и 3 части 5 ст. 93 Закона Амурской области от 26 июня 2009 г. № 222-03 установлены основания для отмены регистрации кандидата.

 Заявителем РРР представлены доказательства, свидетельствующие о том, что кандидат на должность главы Возжавского сельсовета в ходе предвыборной компании, нарушил нормы законодательства в сфере выборов, установленные нарушения являются основанием для отмены решения ИКМО о регистрации ААА кандидатом на выборах главы. Частью 5 ст. 92 Закона Амурской области от 26 июня 2009г. № 222-03 установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, не позднее чем за пять дней до дня голосования в случаях, указанных в данной статье.

 Выявленные нарушения кандидатом ААА норм избирательного права содержатся в ст. 93 Закона Амурской области от 26 июня 2009г. № 222-03.

 Заявление подано РРР в рамках срока, установленного законом для отмены регистрации кандидата по основаниям указанным в ст. 93 Закона Амурской области от 26.06.2009г. № 222-03, не позднее чем за пять дней до дня голосования, то есть заявление подано в срок до 09.09.2014г..

 Кроме того, по факту нарушения кандидатом ААА закона о выборах, ИКМО вынесено соответствующее решение, данное обстоятельство свидетельствует о том, что факты нарушения закона о выборах со стороны кандидата ААА имели место быть.

 В судебном заседании свидетели со стороны РРР – ККК, ЛЛЛ пояснили, что 16.08.2014г. им от имени администрации Возжаевского сельсовета были вручены подарки ко дню села. При вручении подарков присутствовал, Глава Возжаевского сельсовета ААА. Однако ни с его стороны, ни от какого либо, каких-либо призывов, агитации относительного выбора его как кандидата на предстоящих выборах не было. В зале ДК все было посвящено дню села, каких-либо плакатов, призывов относительно выборов не было.

 Свидетели заинтересованного лица ААА – МММ, ННН, ООО пояснили, что 16.08.2014г. глава Возжаевского сельсовета ААА участвовал в мероприятиях, посвященных дню села, однако каких-либо призывов относительно предстоящих выборов, в том числе себя, не высказывал, не призывал к голосованию. Более того, ААА присутствовал на встрече с депутатом Государственной думы от фракции <данные изъяты>, однако сидел в зале в качестве слушателя, подарков не вручал, с пояснениями не выступал. На встрече обсуждались текущие проблемы села, про выборы речь не велась.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, как по существу - в связи с недоказанностью обстоятельств, указанных заявителем РРР, а также в связи с пропуском срока, предусмотренного ч.2 ст.260 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

 В соответствии с частью 2 статьи 260 ГПК РФ, пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

 Согласно положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащимся в пункте 23, следует, что статьёй 260 ГПК РФ, статьями 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращённые), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований.

 Судам надлежит проверять соблюдение этих сроков, а в случае их пропуска - обсуждать вопрос о допустимости их восстановления, предложив заявителю указать причины пропуска сроков обращения в суд.

 Сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены частями 2 и 3 статьи 260 ГПК РФ, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

 При установлении факта пропуска сокращённых сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений ч. 6 ст.152 и ч.4 ст.198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

 Согласно п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днём, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

 При исчислении срока по правилам п. 1 ст.11.1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ первым днём десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения избирательной комиссии, в том числе о регистрации кандидата, является день принятия решения избирательной комиссией.

 Так, в судебном заседании установлено, что постановлением Избирательной комиссией Амурской области № от 14.05.2014г. полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета возложены на территориальную избирательную комиссию Белогорского района с полномочиями на 2010-2015 годы.

 Согласно решению Избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета № от 16.06.2014г. назначены выборы главы вновь образованного Возжаевского сельского Совета на 14 сентября 2014г.

 18.07.2014г. Избирательной комиссией муниципального образования по определению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета принято решение № о регистрации ААА кандидатом на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России.

 Из материалов дела усматривается, что 25 августа 2014г. (вх.№ от 25.08.2014г.) РРР подано в суд заявление об оспаривании указанного выше решения комиссии о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области ААА.

 Суд установил, что решение о регистрации ААА принято избирательной комиссией 18.07.2014г., в суд же с заявлением об отмене данного решения РРР обратился 25 августа 2014г., то есть за пределами десятидневного срока установленного ч.2 ст.260 ГПК РФ.

 С доводами заявителя РРР о том, что срок обращения в суд следует исчислять с 16.08.2014г., то есть со дня села Возжаевка в ходе которого ААА вручал подарки гражданам села, суд не соглашается, поскольку в соответствии с ч.2 ст.260 ГПК РФ исчисление указанного срока связано с днем принятия решения избирательной комиссией.

 Обсуждая довод представителя администрации Белогорского района ИИИ о том, что РРР обратился в суд в рамках срока установленного законом для отмены регистрации кандидата по основаниям указанным в ст. 93 Закона Амурской области от 26.06.2009г. № 222-03, суд приходит к следующему.

 Как ранее указывалось РРР обратился в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области ААА.

 Поскольку, ст.93 Закона Амурской области от 26.06.2009г. № 222-03 предусматривает, основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, а не отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в смысле ч.2 ст.260 ГПК РФ, данный довод представителя администрации Белогорского района ИИИ является несостоятельным.

 При установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд в силу ч.4 ст. 198 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

 В п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011г. №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при установлении факта пропуска срока сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений ч.6 ст.152 и ч.4 ст.198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе РРР в удовлетворении заявленных требований.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 в удовлетворении заявления кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области РРР об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов в органы местного самоуправления вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области ААА - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, через Белогорский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья   ССС    Решение в окончательной форме принято 29 августа 2014г.