ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255214 от 31.12.9999 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

                                                                                    Междуреченский городской суд Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Междуреченский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-2552 14 февраля 2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд

Кемеровской области

в составе

председательствующего Нецветаева С.В.

при секретаре Токаревой Я.В.

с участием прокурора Возовиковой Г.А.

и адвоката

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Междуреченске дело по заявлению Комягинского И.А. о признании недействительными результатов выборов на должность главы Междуреченского городского округа

УСТАНОВИЛ:

Комягинский И.А. обратился в суд с заявлением о признании недействительными результатов выборов на должность главы Междуреченского городской округа, просил : - отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ о признании состоявшимися и действительными выборов Главы Междуреченского городского округа. Признать недействительными результаты выборов на должность Главы Междуреченского городского округа Шамонина В.А.

В порядке ст. 39 ГПК РФ Комягинский И.А. уточнил свои требования, просил : - признать незаконным отказ избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» в регистрации его кандидатом на должность Главы междуреченского городского округа. Отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ о признании состоявшимися и действительными выборов Главы Междуреченского городского округа. Признать недействительными результаты выборов на должность Главы междуреченского городского округа Шамонина Вадима Александровича.

Требования Комягинского И.А. мотивированы тем, что решением Избирательной комиссии муниципального образования "Междуреченский городской округ" № от ДД.ММ.ГГГГ признаны состоявшимися и действительными выборы Главы Междуреченского городского округа, проходивших ДД.ММ.ГГГГ Согласно этому решению на указанную должность избран Шамонин В.А.. Считает решение комиссии незаконным и нарушающим его право быть избранным на должность Главы города, предусмотренное п.1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г., с изменениями от 20.10.2011 г. ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Им в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Междуреченский городской округ» Кемеровской области в избирательную комиссию муниципального образования, согласно Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, было представлено 800 подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения его на указанную должность. Такое количество подписных листов было указано в памятке выданной ему в избирательной комиссии, и которая противоречила п.2 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ, где предусмотрено предоставление - дополнительных 10% подписей. Председатель избирательной комиссии П.ЗМ в присутствии членов комиссии устно объявила о том, что ему отказано в регистрации кандидатом на должность Главы города по тем основаниям, что часть подписей в подписных листах была собрана на рабочих местах. Он не отрицал, что некоторые подписи были собраны на предприятиях, где работает он и его жена. Однако, непосредственно на рабочих местах он подписи не собирал. Копия решения об отказе ему в регистрации на бумажном носители не была выдана, не смотря на его обращения при свидетелях к председателю избирательной комиссии П.ЗМ и письменное обращение в Прокуратуру г. Междуреченска. В регистрации было отказано также Котову В.М., который в отличие от него имел возможность обжаловать этот отказ. Решением Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказ избиркома в регистрации Котова В.М. был признан незаконным в связи с отсутствием полномочий на проведение экспертизы у эксперта почерковеда и в связи с тем, что сама избирательная комиссия выдала кандидатам бланки подписных листов, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Определением Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Решение Междуреченского городского суда было оставлено в силе. Он также имел возможность зарегистрироваться кандидатом через суд и принять участие в выборах Главы города, если бы ему было своевременно выдано решение избирательной комиссии. В настоящее время срок для обжалования отказа ему в регистрации в качестве кандидата истек и восстановлению не подлежит в силу п.2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Он уверен, что за него проголосовало бы большинство избирателей города, будь у него возможность провести предвыборную агитацию. В результате вышеуказанных незаконных действий избиркома оказалось невозможным выявить действительную волю избирателей на выборах Главы города Междуреченска от ДД.ММ.ГГГГ, так как его потенциальные избиратели вынуждены были отдать свои голоса за других кандидатов. В том числе и за Шамонина В.А., которой злоупотребил преимуществами своего служебного положения, публикуя в газете "Контакт" и через телестудию "Квант" от своего имени поздравления и другие материалы, в связи с чем избирательная комиссия на основании ст. 40 п.5 пп. з) и ст. 76 п.7 пп. в) обязана была обратиться в суд с заявлением об аннулировании регистрации кандидата Шамонина В.А. Однако, комиссия отступила от начал равенства кандидатов предусмотренных п.1 ст. 5 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ и предпочла не замечать нарушения Шамонина В.А., а сосредоточить свое внимание на других кандидатах, нарушая их избирательные права.

Комягинский И.А. в судебном заседании свои требования поддержал, пояснил, что в ходе предвыборной компании он общался с большим кругом лиц, в том числе с председателем избирательной комиссии П.ЗМ, кандидатом Котовым В.М. и еще рядом самовыдвиженцев. Свои позиции и шаги он выверял исходя из того, что советовали и подсказывали ему люди. Его предвыборная кампания началась с того, что он обратился с заявлением в избирательную комиссию и приступил к сбору подписей. В ходе сбора подписей он так же общался с П.ЗМ до момента пока, на его взгляд, не поступило указание из администрации Кемеровской области оказать определенное давление на кандидатов. Когда из области поступила информация о том, что 10 кандидатов это слишком много для нашего города, то ему стали предлагать прекратить дальнейший сбор подписей, мотивируя это тем, что кандидатов достаточно много, и что его фигура не проходная. П.ЗМ стала ему говорить о том, что другие кандидаты по разным причинам будут снимать свои кандидатуры. Когда в очередной раз он пришел в избирательную комиссию сдать подписи, ему вновь было предложено не заявлять своей кандидатуры, подписи он все-таки сдал. В непринужденной беседе с П.ЗМ он похвалился, что подписи ему помогла собрать жена и что часть подписей была собрана на рабочем месте. Для себя он этот момент недостаточно четко оценивал, но избирательная комиссия за это уцепилась. Ему было предложено, как кандидату в главы города и просто честному человеку, отметить те подписи, которые были собраны на предприятии, что им и было сделано. Он понимал, что если более 10 % подписей будут признаны недействительными, его не зарегистрируют в качестве кандидата на должность главы Муниципального образования и поэтому, дойдя до 81-ой подписи, расстроившись, вышел из кабинета. Затем вернулся вновь, обнаружил еще 5-ть подписей, в общей сложности их получилось 86, что было достаточно для того, чтобы признать их недействительными. Он общался с остальными самовыдвиженцами, в том числе с Котовым В.М., который открыл ему глаза на некоторые вещи. Он стал дополнительно консультироваться с юристами, со своим работодателем и пришел к выводу, о том, что подписи непосредственно на рабочем месте он не собирал, поскольку вопрос стоял так: «Собирал ли он подписи на рабочем месте?». Когда он осознал, что сделал неверный шаг, то обратился к П.ЗМ с просьбой выдать ему решение избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования, но П.ЗМ в устной беседе отказала ему в этой просьбе. После чего он еще неоднократно приходил к П.ЗМ в том числе со свидетелями, обратился с письменным заявлением о выдаче решения, но оно не было рассмотрено. Помимо этого он обращался с заявлением в прокуратуру города с просьбой оказать содействие в получении решения, писал на сайт президенту. После чего он был приглашен в избирательную комиссию к П.ЗМ, которая ему пояснила, что выдаст решение об отказе, но при условии, что он подпишет заявление, о том, что не имеет претензий к избирательной комиссии, и так как получить решение для него было важнее, он его подписал. В связи с указанными обстоятельствами он вынужден был обратиться за защитой своих прав в суд. О том, что поступило указание из администрации Кемеровской области оказать определенное давление на кандидатов он узнал из личной беседы с П.ЗМ, полагает, это могут подтвердить члены избирательной комиссии, которые в тот момент так же находились в кабинете. 20 подписей собрала его жена, из них 17 подписей собраны у коллег жены, вместе с которыми она работает на предприятии «Белавтосиб», остальные подписи собирал он сам, лично ходил по квартирам. Он работает на Разрезе «Ольжерасский» и перед нарядом разговаривал со своими товарищами по работе, просил их подписать и подписные листы. Он устроен помощником машиниста экскаватора на технологический комплекс разреза «Ольжерасский», в трудовой книжке нет записи, какого именно экскаватора. Не имея на руках решения об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа, он посчитал, что это не препятствует его обращению в суд. Считает, что кандидатам на должность главы Междуреченского городского округа в нарушение закона были созданы неравные условия для участия в выборах.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» Шлендер С.Э. (доверенность (л.д.28) требования Комягинского И.А. не признал. Пояснил, что Избирательная комиссия МО «Междуреченский городской округ» не согласна с заявлением Комягинского И.А. по следующим основаниям. В обоснование своего заявления Комягинский И.А. указывает на то, что ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа, в связи с чем, оказалось невозможным выявить действительную волю избирателей на выборах главы Междуреченского городского округа, так как потенциальные избиратели вынуждены были отдать свои голоса за других кандидатов. При этом, заявитель указывает, что ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает два периода подачи жалоб на нарушение избирательных прав граждан, ссылаясь на. п.2 и п.3 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В соответствии с пунктом 2 ст. 78 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит. Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5"О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.260 ГПК РФ, статьями 31 и 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований. Сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), установлены частями 2 и 3 статьи 260 ГПК РФ, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Пункты 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ являются специальными нормами закона, которые конкретизируют порядок применения общих норм относительно конкретной ситуации, находящейся в сфере действия общей нормы. Учитывая изложенное считает, что ссылка заявителя на п. 3 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является незаконной, необоснованной и не подлежащей применению в данном случае. Как следует из пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ, отсутствие у лица права на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации не может быть преодолено путём подачи этим же лицом заявления по правилам главы 25 ГПК РФ об оспаривании бездействия органа или лица, имеющих право на обращение в суд в порядке главы 26 ГПК РФ, в частности, в случае, когда гражданин, не являющийся зарегистрированным кандидатом по избирательному округу, обращается в суд по правилам главы 25 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным бездействия избирательной комиссии в связи с нарушением кандидатом, зарегистрированным по этому избирательному округу, правил ведения предвыборной агитации, осуществлением подкупа избирателей и о возложении на избирательную комиссию обязанности обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации этого кандидата. Причиной пропуска срока заявитель указывает на то, что ему не была выдана копия решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа на бумажном носителе, а объявлено об этом в устной форме председателем избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ». Также заявитель указывает на то, что после принятия судом его заявления к производству и его обращения в приемную Президента РФ ему была выдана выписка из протокола № 9 заседания избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 25.10.2011 г. Считает необходимым пояснить суду, что в соответствии с п.14 ст.30 Закона Кемеровской области от 30.05.2011№ 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправлению в Кемеровской области» заявителю была направлена копия решения избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» от указанной даты почтовым отправлением, т.к. 26.10.2011 Комягинский И.А. в избирательную комиссию муниципального образования не приходил, что подтверждается распечаткой электронного реестра посетителей Междуреченского городского Совета народных депутатов, Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ», администрации Междуреченского городского округа, финансового управления города Междуреченска, в котором отсутствует фамилия заявителя. Факт обращения заявителя к Президенту Российской Федерации никоим образом не повлиял на избирательные права заявителя, а также на действительное волеизъявление избирателей. В свою очередь, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), …… установлены частями 2 и 3 статьи 260 ГПК РФ, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Хочется отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов. Обращает внимание, что ни одно из указанных в пункте 2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ обстоятельств отмены судом решения избирательной комиссии не заявлено Комягинским И.А. в качестве обоснования своих требований и не представлено доказательств таких нарушений. Таким образом, отсутствуют законные основания признавать выборы главы Междуреченского городского округа недействительными, поскольку заявителем не представлено доказательств каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов. В соответствии с п. 3 ст. 12 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» избрание главы Междуреченского городского округа проводится по мажоритарной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам). Главой 10 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 № 54- ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» определены особенности главы муниципального образования с использованием мажоритарной системы распределения мандатов, т.е. в главе 10 закона изложены специальные нормы закона, которые конкретизируют порядок применения общих норм относительно конкретной ситуации, находящейся в сфере действия общей нормы. Именно п.1 ст. 72 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 № 54-ОЗ предусмотрено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу и на должность главы муниципального образования, должно составлять один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Поэтому довод заявителя о том, что избирательная комиссия действовала с нарушением п.2 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ является необоснованным. Кроме того, Комягинским И.А. подано в избирательную комиссию муниципального образования «Междуреченский городской округ» заявление с просьбой выдать копию протокола рабочей группы по проверке представленных им подписных листов и решения избирательной комиссии об отказе его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования. В данном заявлении Комягинским И.А. собственноручно написано, что претензий к рабочей группе по проверке подписных листов и избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ», отказавшей ему в регистрации на должность главы муниципального образования, он претензий не имеет. Что касается довода заявителя о том, что «некоторые подписи были собраны на предприятиях, где работал заявитель и его жена, однако, непосредственно на рабочих местах он подписи не собирал», считаю необходимым пояснить, что под рабочим местом согласно ч.6 ст. 209 ТК РФ понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Это может быть офис, завод, склад, территория предприятия в целом, а также место, расположенное за пределами территории работодателя, например, куда курьеру необходимо отвезти корреспонденцию. В своем заявлении Комягинский И.А. говорит о том, что избранный главой Междуреченского городского округа Шамонин В.А. вел свою агитацию с нарушениями закона, используя преимущества своего служебного положения, публикуя в газете «Контакт» и через телестудию «Квант» от своего имени поздравления и другие материалы. По данному доводу считает необходимым пояснить, что в соответствии письмом генерального директора ООО «РИА Квант», телерадиокомпания «Квант» в 2003 году зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью «РИА Квант», и является частным предприятием. В соответствии с п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» между зарегистрированным кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа Шамониным В.А. и обществом с ограниченной ответственностью «РИА Квант» был заключен договор № на оказание услуг по размещению в эфире материалов Заказчика (Шамонин В.А.) в совместных агитационных мероприятиях в рамках предоставленного эфирного времени продолжительностью 47 мин. В соответствии с разделом 3 указанного договора, Шамониным В.А. в ООО «РИА Квант» были направлены две заявки о размещении агитационных материалов на канале Междуреченского телевидения «Квант» и на канале «Квант-радио» продолжительностью 27 и 20 мин. соответственно, с приложением графиков размещения агитационных материалов, являющихся приложениями к договору № (копия договора прилагается). Агитационные материалы зарегистрированного кандидата на должность главы Междуреченского городского округа размещались в средствах массовой информации в соответствии с указанными выше графиками. На доводы заявителя о том, что с момента регистрации Шамонина В.А. в качестве кандидата на должность Главы МО «Междуреченский городской округ» и до окончания избирательной компании за его подписью опубликованы следующие поздравления в газете "Контакт": от 04 октября 2011г. № 73 стр. 1 "5 октября - международный день учителя"; от 11 октября 2011г. № 75 стр. 2 "16 октября - день работников пищевой промышленности"; от 13 октября 2011г. № 76 стр. 3 "16 октября -'день работников дорожного хозяйства"; от 27 октября 2011г. № 80 стр. 3 "30 октября - день работников автомобильного транспорта"; от 03 ноября 2011г. № 82 стр. 3 "4 ноября Россия отмечает день народного единства"; от 10 ноября 2011г. № 84 стр. 3 " 10 ноября - день сотрудников внутренних дел"; от 17 ноября 2011г. № 86 стр. 2 "17 ноября - во всем мире отмечается международный день студентов"; от 24 ноября 2011г. № 88 стр. 2 "в последнее воскресенье ноября Россия отмечает день матери", считает необходимым пояснить следующее: указанные статьи газеты «Контакт» были опубликованы непосредственно в связи с осуществлением Шамониным В.А. полномочий высшего должностного лица муниципального образования, более того, указанные материалы были подписаны Председателем Междуреченского городского Совета народных депутатов Ш.О.П.. В связи с этим, также опровергаются доводы заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства в каждой газете "Контакт" в указанный период помещались материалы о деятельности Шамонина В.А., о его участии в городских мероприятиях с поздравлением и награждением жителей города, иллюстрированные его фотографиями. Кроме того, согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. В соответствии с п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» между зарегистрированным кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа Шамониным В.А. и редакцией Междуреченской городской газеты «Контакт» был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении платной печатной площади для проведения предвыборной агитации в размере 3125 кв.см. в газете «Контакт» № 84 от 17.11.2011, № 86 от 24.11.2011, № 88 от 01.12.2011 на третьих полосах. В соответствии с вышеизложенным, считает, что указанные выше публикации ни коем образом не могли ввести избирателей в заблуждение, поскольку освещали деятельность органов местного самоуправления в связи с реализацией полномочий, наделенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ». Просит в заявленных Комягинским Игорем Анатольевичем требованиях отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Пырьев Ю.М. в судебном заседании пояснил, что согласен с требованиями Комягинского И.А. Считает, что опубликованные в средствах массовой информации материалы о событиях с участием Шамонина В.А. не являются агитационными материалами, однако они явно преследуют цель создания положительного имиджа кандидата на должность главы Междуреченского городского округа Шамонина В.А. в предвыборный период.

Заинтересованное лицо Череповская Т.Л. в судебное заседание не явилась. О времени рассмотрения дела была извещена. Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Заинтересованное лицо Котов В.А. в судебное заседание не явился. О времени рассмотрения дела был извещён. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Котова В.А., Филиппов А.Н.(доверенность нотариальная л.д.29) в судебном заседании пояснил, что считает заявление Комягинского И.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-Ф с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться в том числе и кандидаты. Пункт 35 ст.2 указанного закона под кандидатом понимает - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. То есть, Комягинский И.А. выдвинув, себя в качестве претендента на должность главы Междуреченского городского округа и подав заявление в избирательную комиссию, приобрел статус кандидата. В законе нет указания на то, что при отказе в регистрации гражданин утрачивает этот статус. Поэтому довод ответчиков о том, что Комягинский И.А. не наделен правом на подачу заявления в суд о признании недействительными результатов выборов не основан на законе. Кандидат на должность главы Междуреченского городского округа Комягинский И.А. является надлежащим заявителем по настоящему делу. Пункт 3 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-Ф не содержит
ограничений по нарушениям избирательных прав граждан, которые могут быть обжалованы после официального опубликования результатов выборов. Кроме этого, в своем заявлении Комягинский И.А. не обжалует решение избирательной комиссии об отказе в регистрации его в качестве кандидата, а просит признать незаконными действия избирательной комиссии в процессе принятия этого решения. Поэтому, срок для подачи таких требований должен исчисляться не по п.2 ст. 78, а по п.3 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Сами эти требования подлежит удовлетворению на основании п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, т.к. Комягинскому И.А. не были выданы документы, на основании которых ему было отказано в регистрации. Требования Комягинского И.А., основанные на ст. 77 п.2 пп. г) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, также подлежат удовлетворению. Шамонин В.А. в нарушение ст. 40 п.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ использовал преимущества своего должностного положения путем распространения от своего имени в городской газете "Контакт" и через ТРК "Квант" не оплаченных из избирательного фонда кандидата поздравлений и иных материалов. С момента регистрации Шамонина В.А. в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа и до окончания избирательной компании за его подписью опубликованы следующие поздравления в газете "Контакт":- от 04 октября 2011г. № 73 стр. 1 "5 октября - международный день учителя";- от 11 октября 2011г. № 75 стр. 2 "16 октября - день работников пищевой промышленности";- от 13 октября 2011г. № 76 стр. 3 "16 октября - день работников дорожного хозяйства";- от 27 октября 2011г. № 80 стр. 3 "30 октября - день работников автомобильного транспорта";- от 03 ноября 2011г. № 82 стр. 3 "4 ноября Россия отмечает день народного единства";- от 10 ноября 2011г. № 84 стр. 3 "10 ноября - день сотрудников внутренних дел";-от 17 ноября 2011г. № 86 стр. 2 "17 ноября - во всем мире отмечается международный день студентов";- от 24 ноября 2011г. № 88 стр. 2 "в последнее воскресенье ноября Россия отмечает день матери". Период распространения этих публикаций, их количество и содержание свидетельствует о том, что их целью являлось создать положительный имидж кандидата Шамонина В.А., который за счет бюджетных средств влиял на волю избирателей. В результате этих незаконных действий действительная воля избирателей в ходе выборов выявлена не была. Поэтому, на основании ст. 75; п. 2 пп. г), п.З ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года. Просит удовлетворить заявление Комягинского И.А. о признании недействительными результатов выборов на должность главы Междуреченского городского округа от 04.12.11г.

Заинтересованное лицо Шамонин В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Овчаренко А.В.

Представитель заинтересованного лица Шамонина В.А., Овчаренко А.В. (доверенность нотариальная л.д.47) в судебном заседании пояснил, что с требованиями Комягинского И.А. не согласен в полном объёме. Полагает, что в удовлетворении заявления Комягинского И.А. должно быть отказано, так как в обосновании своих требований Комягинский И.А. указывает, что «Шамонин В.А. злоупотребил преимуществами своего служебного положения публикуя в газете "Контакт" и через телестудию "Квант" от своего имени поздравления и другие материалы, в связи с чем избирательная комиссия на основании ст. 40 п.5 пп. з) и ст. 76 п.7 пл. в) обязана была обратиться в суд с заявлением об аннулировании регистрации кандидата Шамонина В.А.». Под использованием преимуществ должностного или служебного положения п.п «з» п. 5 ст. 40 Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ понимает обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. Согласно п. п. 3, 6 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными. Доводы заявителя Комягинского И.А. о том, что Шамонин В.А. в нарушение ст. 40 п.5 пп. з) и ст. 76 п.7 пл. в) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, использовал преимущество своего должностного положения путем распространения от своего имени в городской газете «Контакт» и через ТРК «Квант» не оплаченных из избирательного фонда кандидата поздравлений и иных материалов, не обоснованы. В соответствии с п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» между зарегистрированным кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа Шамониным В.А. и обществом с ограниченной ответственностью «РИА Квант» был заключен договор № на оказание услуг по размещению в эфире материалов Заказчика (Шамонин В.А.) в совместных агитационных мероприятиях в рамках предоставленного эфирного времени продолжительностью 47 мин. В соответствии с п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» между зарегистрированным кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа Шамониным В.А. и редакцией Междуреченской городской газеты «Контакт» был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении платной печатной площади для проведения предвыборной агитации в размере 3125 кв.см, в газете «Контакт» № 84 от 17.11.2011, № 86 от 24.11.2011, № 88 от 01.12.2011 на третьих полосах. Агитационные материалы зарегистрированного кандидата на должность главы Междуреченского городского округа Шамонина В.А. размещались в средствах массовой информации в соответствии с указанными выше графиками. ООО «РИА Квант» является частным предприятием и не подотчетна главе Междуреченского
городского округа, Шамонин В.А. не является участником данной телекомпании, не входит в состав руководящих органов, соответственно, не имеет возможности влиять на редакционную политику. Данные доводы никем не опровергаются и не оспариваются. Агитационные материалы ООО «РИА Квант» и в газете «Контакт» были оплачены из избирательного фонда кандидата. Указанные статьи газеты «Контакт» и видеосюжеты ООО «РИА Квант» были опубликованы и выпущены в эфир непосредственно в связи с осуществлением Шамониным В.А. полномочий высшего должностного лица муниципального образования, более того, указанные материалы были подписаны Председателем Междуреченского городского Совета народных депутатов Ш.О.П.. Поздравления являются традиционными и ежегодными, их текст не содержит даже упоминания о предстоящих выборах, а значит, не имеет направленности склонить потенциальных избирателей в пользу или против какого-либо кандидата. Никто из работников администрации города, чья работа и деятельность была показана в новостных эфирах, не выступал с призывами голосовать за кандидата Шамонина В.А.. Освещенные в указанных выше сюжетах выступления Шамонина В.А., а также информационные материалы, носили не агитационный, а служебный характер, в них освещались вопросы о событиях и жизни г. Междуреченска. Встречи с трудовыми коллективами предприятий, указанных в заявлении, носили отчетный характер по итогам работы администрации Междуреченского городского округа за год. Предвыборная агитация на встречах не проводилась. В сюжетах даже никогда не упоминалось, что Шамонин В.А. - кандидат на должность главы города, не имеется призывов голосовать за него на предстоящих выборах. В указанных материалах не указывается, что достижения стали результатом работы лично Шамонина В.А., и не содержат отчетов об его личной деятельности. Согласно пункту 2.1 ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией, в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б» - «е» пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно. Наличие агитационной цели является необходимым условием, так как в противном случае нарушаются предусмотренные Конституцией РФ права на «свободу слова» и эта позиция нашла отражение в решении Конституционного суда РФ от 30.10 2003 года № 15-П, где постановлено, что положения Федерального закона не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности и предполагают, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только умышленное совершение ими действий, непосредственно направленных на такую агитацию, в отличие от информирования избирателе. Таким образом, выше приведенные видеосюжеты и публикации с участием Шамонина В.А. не являются агитационными, поскольку не содержат признаков предвыборной агитации в понятии, изложенном в п. 4 ст. 2 и п. 1 ст. 48 Федерального закона 67-ФЗ, носят информативный характер о работе органов местного самоуправления, они не подлежали оплате за счет соответствующего избирательного фонда и целью сюжетов и публикаций не было побудить избирателей голосовать за кандидата Шамонина В.А. и потому не могут расцениваться как использование преимуществ должностного положения. Таким образом, полагает, что в судебных заседаниях не было установлено, что со стороны кандидата Шамонина В.А. нарушений положений законодательства о выборах, способствовавших избранию либо имевших целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за какого-либо кандидата и, следовательно, оснований для удовлетворения заявления Комягинского И.А. не имеется, так как при проведении выборов кандидатом Шамониным В.А. не было допущено таких нарушений избирательного законодательства, которые могли бы послужить основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов. Кроме этого, согласно ч.ч. 2, 5 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования. Согласно ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит. Заявитель Комягинский И.А. пропустил срок для обжалования решения о регистрации кандидата Шамонина В.А., решения об отказе в регистрации Комягинского И.А. как кандидата, следовательно, Комягинскому И.А. необходимо отказать в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Представитель заинтересованного лица регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в судебное заседание не явился. О времени рассмотрения дела был уведомлен. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Междуреченского городского округа Береговых Н.Н.(доверенность л.д.166) в судебном заседании пояснила, что с требованиями Комягинского И.А. не согласна в полном объёме, полностью поддерживает позицию представителя избирательной комиссии МО «Междуреченский городской округ» Шлендер С.Э.

Представитель заинтересованного лица Междуреченского городского Совета народных депутатов Баскакова О.Н. (доверенность л.д.167), представитель заинтересованного лица администрации Междуреченского городского округа Козина Н.А.(доверенность л.д.168) в судебном заседании пояснили, что считают требования Комягинского И.А. необоснованными, поддержали позицию представителя избирательной комиссии МО «Междуреченский городской округ» Шлендер С.Э..

Представитель заинтересованного лица регионального отделения Всероссийской политической партии «ЛДПР» в судебное заседание не явился. О времени рассмотрения дела был уведомлен. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Помощник прокурора г.Междуреченска Возовикова Г.А. в судебном заседании пояснила, что не усматривает оснований для удовлетворения заявления Комягинского И.А. Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что ему было известно о том, что ему отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа. Однако он в установленный законом срок не обжаловал этот отказ. Срок восстановлению не подлежит. Что касается ссылки Комягинского И.А. на нарушения закона при проведении выборов, то также его довода не нашли подтверждения предоставленными доказательствами. Таким образом, оснований для признания решения избирательной комиссии МО «Междуреченский городской округ» » № от ДД.ММ.ГГГГ о признании состоявшимися и действительными выборов главы Междуреченского городского округа, и оснований для признания недействительными результатов выборов на должность главы Междуреченского городского округа не имеется. Доказательств наличия нарушений при проведении выборов, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей не установлено.

Свидетель Л.С.Ф. суду пояснил, что с Комягинским И.А. работает на одном участке. Приезжая на работу к ним перед нарядом подходил Комягинский И.А. и предлагал подписать подписные листы, кто хотел, подходили к нему вписывали свои имена, ставили роспись. Это происходило до 7 часов утра, примерно около 6:45 часов утра. - Рабочий день у них начинается и оплачивается с 8:00 часов утра. Они расписывались в подписных листах в раскомандировке еще до того как приступить к работе. Рабочее место его «на горе». Он лично расписывался в подписном листе. Он знал, о том, что Комягинскому И.А. необходимо было собрать не менее 800 подписей для того, чтобы учувствовать в выборах в главы муниципального образования.Он устроен на ОАО разрез «Ольжерасский» участок тех. комплекса, электрослесарь. В раскомандировку они приходим уже в рабочей одежде, потому что потом они сразу едут на вахтовке на свое рабочее место. У него несколько рабочих мест: два угольных склада, дробилка. По указанию работодателя его могут послать работать на любой их этих объектов. На работу он приезжает на служебном автобусе, затем идёт в мойку переодевается в рабочую одежду, потом в раскомандировку получать наряд. Если въезжать на территорию предприятия на транспорте, пропускной пункт есть, пешком можно пропускной пункт не проходить. Медика они не проходят, его проходят только машинисты экскаватора.

Свидетель Ч.О.А. показал, что с Комягинским И.А. работает на одном участке. Комягинский И.А. приезжал на работу рано утром еще до начала рабочего дня, либо вечером, он и другие сотрудники с ним общались, ставили свои подписи в подписных листах, паспортные данные Комягинский И.А. вносил со слов рабочих. Они приезжали на работу на автобусе и встречались с Комягинским И.А. на месте остановки. В его трудовой книжке указана должность машинист экскаватора, указания какого конкретно экскаватора нет. Работодатель может перевести его на другой экскаватор, при этом, не делая записи в трудовой книжке. Непосредственное рабочее место - на экскаваторе. Подпись в подписных листах ставили по приезду на работу прямо возле автобуса.

Свидетель П.С.Н. показал, что с Комягинским И.А. работает на одном участке. Комягинский И.А. собирал подписи до наряда. В 6:30 часов утра они приезжают на работу, в 7:00 часов - наряд, в 8:00 часов - приступают к работе. Подписи собирались в раскомандировке, там, где получают наряд. При сборе подписей присутствовал весь коллектив рабочей смены. Простои в работе бывают, но это считается рабочим временем, когда экскаватор ломается, они его ремонтируют. Приехав на работу, он может самовольно оставить рабочее место, но до начала рабочего дня, то есть до 8:00, до указанного времени он может выйти за территорию разреза по своим делам. В раскомандировке встречаются рабочие, которые приехали утром в свою смену. В раскомандировке встречаются рабочие только их участка, которые приехали утром на смену, рабочие которые свою смену уже отработали, моются, переодеваются и едут домой, в раскомандировку проходят не все рабочие. Помещение раскомандировки закреплено за их участком. Он работает помощником машиниста экскаватора. В его трудовой книжке нет записи о том, на каком именно экскаваторе. По указанию работодателя их могут перевести с одного экскаватора на другой, при этом спрашивают их согласие. В раскомандировке они еще некоторое время ждут своего начальника, в течение этого времен Комягинский И.А. и собирал подписи. Остановка находится за территорией разреза «Ольжерасский». Подписи Комягинский И.А. собирал внерабочее время и не на рабочем месте. Он обязан зайти в раскомандировку, получить наряд, показаться своему начальнику и только потом может приступить к работе.

Свидетель С.Г.И. показала, что является заместителем председателя избирательной комиссии МО «Междуреченский городской округ». ДД.ММ.ГГГГ Комягинский И.А. пришел к ним в избирком и в разговоре с П.ЗМ сказал, что подписи ему помогла собрать его жена, и что определенное количество подписей были собраны на рабочем месте. На что П.ЗМ объяснила ему, что так нельзя, поскольку это является нарушением и предложила отметить все подписи, собранные с нарушением, галочками, что Комягинский и сделал. В результате им было отмечено 93 подписи. ДД.ММ.ГГГГ мы рекомендовали муниципальной комиссии не регистрировать Комягинского И.А. в качестве кандидата. ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией было принято решение об отказе Комягинскому И.А. в регистрации его в качестве кандидата на участие в выборах на должность главы Междуреченского городского округа. О принятом решении Комягинскому И.А. было сообщено в этот же день, он присутствовал лично. О том, что решение можно будет получить ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено. Но так как ДД.ММ.ГГГГ он не явился в избирком, в этот, же день решение было направлено ему почтой простым письмом. Комягинский И.А. сдал им всего 800 подписей, вопроса о возможности сдать 880 подписей он перед ними не ставил, к тому же законом это не запрещено. Кандидат сам должен отвечать за количество собранных им подписей. Избирательная комиссия сочла достаточным 800 подписей для регистрации Комягинского И.А. в качестве кандидата на выборы. Видела Комягинского И.А. впервые. В том случае если бы Комягинский И.А. сдал, к примеру, всего 500 подписей, они бы ему разъяснили, что этого количества не достаточно. Но информировать кандидата о том, что итоговое количество подписей может составить 880, они не обязаны. В её присутствии Комягинский И.А. за выдачей решения к П.ЗМ не обращался. Возможно, в том, что решение было направлено без уведомления, есть их вина. Утверждает, что Комягинскому И.А. было разъяснено о том, что для получения решения ему необходимо явиться в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ Не слышала разговора, при котором П.ЗМ предлагала Комягинскому И.А. прекратить сбор подписей и снять свою кандидатуру. Сейчас она не может сказать, как именно была построена фраза Комягинского И.А. в разговоре с П.ЗМ о том, что подписи были собраны «на рабочем месте» или «на работе».

Свидетель А.Н.А. показала, что является секретарем Избирательной комиссии МО «Междуреченский городской округ». ДД.ММ.ГГГГ Комягинский И.А. пришел в избирком на беседу к председателю П.ЗМ и в разговоре сказал ей, что подписи ему помогла собрать его жена на рабочем месте. На что П.ЗМ ему ответила, что это не допустимо. На следующий же день собрали рабочую группу по проверке подписных листов, в результате было рекомендовано не регистрировать в качестве кандидата на выборы в главы Междуреченского городского округа Комягинского И.А.. ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией был изготовлен протокол и принято решение об отказе Комягинскому И.А. в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа. Комягинский И.А. сам отмечал подписи собранные на рабочем месте, их оказалось 93. Со слезами на глазах он вышел из кабинета, но потом вернулся. ДД.ММ.ГГГГ Комягинский И.А. был у них в избиркоме, в устной форме ему было разъяснено, что за решением нужно подойти ДД.ММ.ГГГГ, но так как он этого не сделал, решение было направлено ему по почте. Если бы Комягинский И.А. сдал меньше 800 подписей, ему бы подсказали, что необходимо большее количество, к тому же считает, что он грамотный человек и мог внимательно изучить закон. Лично ей в обязанности не вменялось извещать кандидатов о том, что количество подписей может быть 880. Комягинский И.А. довольно часто приходил в избирком к П.ЗМ, когда она находилась в кабинете, то слышала, о чем они говорят. Разговора между П.ЗМ и Комягинским И.А. о том, что ему нужно прекратить сбор подписей, не было. Она подтверждает то, что за решением необходимо было прийти именно ДД.ММ.ГГГГ Комягинскому И.А.это было сказано. Решение от ДД.ММ.ГГГГ было отправлено ими ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комягинского И.П., почему оно не дошло до адресата, это вопрос к почте.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Комягинского И.А. по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.259 ГК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Избирательной комиссией муниципального образования Междуреченский городской округ» на 4 декабря 2011 года назначены выборы на должность главы Междуреченского городского округа.

Статьей 23 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. N 54-03 "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области" (далее -Закон области) установлено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом (п.1). Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п.2).

Согласно п. 10 ст.24 Закона области выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6, 8, 10 статьи 30 настоящего Закона.

В соответствии с п.3 ст.25 данного Закона кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представляет в избирательную комиссию, в полномочиях которой находится вопрос его регистрации, документы о его выдвижении и прочие документы в порядке, установленном настоящей статьей, статьями 23, 24 и 68 настоящего Закона.

Судом установлено, что Комягинский И.А. 15 сентября 2011 г. обратился в избирательную комиссию муниципального образования « Междуреченский городской округ» с заявлением о согласии баллотироваться на должность главы Междуреченского городского округа (л.д.50).

18.10.2011 года Комягинским И.А. в избирательную комиссию муниципального образования « Междуреченский городской округ» были сданы 80 подписных листов, содержащих 800 подписей избирателей(л.д.51)

25 октября 2011 года на заседании избирательной комиссии муниципального образования « Междуреченский городской округ» было принято решение об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа Комягинскому И.А.( копия протокола заседании муниципальной избирательной комиссии л.д.25, выписка из протокола заседании муниципальной избирательной комиссии-л.д.52)

Как видно из материалов дела Комягинский И.А. обратился в Междуреченский городской суд с заявлением, содержащим требование о признании незаконным отказа избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» в регистрации его кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа 18 января 2012 года(л.д.30-31)

В соответствии с ч.2 ст. 260 ГПК РФ и ч.2 ст. 78 Закона РФ от 12 июня 2002 г. №67 ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Учитывая изложенные выше положения закона, а также правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011 г. №5 « О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд считает необходимым отказать Комягинскому И.А. в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» в регистрации его кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа, учитывая, что им пропущен установленный ч.2 ст. 260 ГПК РФ ч.2 ст. 78 Закона РФ от 12 июня 2002 г. №67 ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок для обжалования данного отказа. Данный срок в силу закона восстановлению не подлежит не зависимо от причин его пропуска в силу закона.

Учитывая изложенное, суд не входит в обсуждение причин пропуска заявителем срока для оспаривания решения избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» и правомерности решения избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» об отказе Комягинскому И.А. в регистрации в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа.

Согласно ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной
кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений,
предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

По смыслу приведенных выше норм закона, решение избирательной комиссии о результатах выборов в избирательном округе, может быть отменено судом по основаниям, предусмотренным в законе, по заявлению заинтересованных лиц, поданному в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Заявление Комягинского И.А., содержащее требование об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ о признании состоявшимися и действительными выборов главы Междуреченского городского округа, о признании недействительными результатов выборов на должность главы Междуреченского городского округа (.), а также его заявление, поданное в порядке ст. 39 ГПК РФ(л.д.30-31) содержат ссылку на п.п. Г п. 2 и п. 3 ст. 77 Закона РФ от 12 июня 2002 г. №67 ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как на основание заявленных требований.

Также заявление Комягинского И.А. содержит указание на то, что Шамонин В.А., «злоупотребил преимуществами своего служебного положения публикуя в газете "Контакт" и через телестудию "Квант" от своего имени поздравления и другие материалы. Заявитель считает, что «избирательная комиссия на основании ст. 40 п.5 пп. з) и ст. 76 п.7 пп. в) обязана была обратится в суд с заявлением об аннулировании регистрации кандидата Шамонина В.А.. Однако, комиссия отступила от начал равенства кандидатов предусмотренных п.1 ст. 5 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ и предпочла не замечать нарушения Шамонина В.А., а сосредоточить свое внимание на других кандидатах, нарушая их избирательные права.»

В соответствии с ч.1 ст. 40 Закона РФ от 12 июня 2002 г. №67 ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

В соответствии с.ч5 ст. 40 Закона РФ от 12 июня 2002 г. №67 ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.

В соответствии с ч.2 ст. 48 Закона РФ от 12 июня 2002 г. №67 ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Судом установлено, что в момент подготовки и проведения выборов на должность главы Междуреченского городского округа Шамонин В.А. исполнял обязанности главы г.Междуреченска. В то же время он был зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы Междуреченского городского округа.

Как видно из предоставленных суду материалов с момента регистрации Шамонина В.А. в качестве кандидата на должность Главы МО «Междуреченский городской округ» и до окончания избирательной компании за его подписью опубликованы в газете "Контакт" следующие материалы: от 04 октября 2011г. № 73 стр. 1 "5 октября - международный день учителя"; от 11 октября 2011г. № 75 стр. 2 "16 октября - день работников пищевой промышленности"; от 13 октября 2011г. № 76 стр. 3 "16 октября - день работников дорожного хозяйства"; от 27 октября 2011г. № 80 стр. 3 "30 октября - день работников автомобильного транспорта"; от 03 ноября 2011г. № 82 стр. 3 "4 ноября Россия отмечает день народного единства"; от 10 ноября 2011г. № 84 стр. 3 " 10 ноября - день сотрудников внутренних дел"; от 17 ноября 2011г. № 86 стр. 2 "17 ноября - во всем мире отмечается международный день студентов"; от 24 ноября 2011г. № 88 стр. 2 "в последнее воскресенье ноября Россия отмечает день Матери".

Кроме того суду предоставлены для обозрения материалы ООО РИА «Квант»,- видеосюжеты, опубликованные в информационной программе «Нон-Стоп»:- «Подарки матерям, родившим в день матери» продолжительность 1 мин. 04 сек;- «20 предпринимателей получили сертификаты на выигранные гранты» продолжительность 1 мин. 50 сек.;- «Торжественный прием в ДК им. Ленина ко Дню матери» продолжительность 52 сек.;-«Вручение медали «Материнская доблесть» продолжительность 1 мин. 50 сек..

Анализируя предоставленные материалы и суд приходит к выводу, что указанные статьи газеты «Контакт» и видеосюжеты ООО «РИА Квант» были опубликованы и выпущены в эфир непосредственно в связи с осуществлением Шамониным В.А. полномочий высшего должностного лица муниципального образования. Как видно из предоставленных публикаций в газете «Контакт» поздравления являются традиционными и ежегодными. Текст публикаций не содержит информации о личности Шамонина В.А., не содержит упоминания о предстоящих выборах, а значит, не имеет направленности склонить потенциальных избирателей в пользу или против какого-либо кандидата. Предоставленные материалы ООО РИА «Квант» указывают на то, что никто из работников администрации города, чья работа и деятельность была освещена в новостных эфирах, не выступал с призывами голосовать за кандидата Шамонина В.А.. Освещенные в указанных выше сюжетах выступления Шамонина В.А., а также информационные материалы, носили не агитационный, а служебный характер, в них освещались вопросы о событиях и жизни г. Междуреченска. Встречи с трудовыми коллективами предприятий, указанных в заявлении, носили отчетный характер по итогам работы администрации Междуреченского городского округа за год. Предвыборная агитация на встречах не проводилась. Сам факт, что Шамонин В.А. является кандидатом на должность главы городского округа в указанных публикация не присутствовал, призывов голосовать за него на предстоящих выборах данные материалы не содержат. Также в указанных материалах отсутствуют указания, что освещаемые события и достижения стали результатом работы лично Шамонина В.А., и не содержат отчетов об его личной деятельности.

Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными газетными публикациями и видеосюжетами, приобщенными к материалам дела.

Таким образом, вышеперечисленные сюжеты с участием Шамонина В.А. и публикации в газете «Контакт» не являются агитационными, они носят информационный характер и не могут расцениваться как использование преимуществ должностного положения. Поздравления и подарки в связи с праздниками и достижениями граждан города являются традиционными, не имеют связи с избирательной компанией, проводимой кандидатом.

Рассматривая утверждения Комягинского И.А. в судебном заседании об использовании Шамониным В.А. в целях избирательной кампании служебных помещений, автотранспортных средств, средств связи, суд исходит из того, что заявителем не предоставлено суду ни одного доказательства подобных нарушений ( ч.5 ст. 40 Закона РФ № 67-ФЗ) избирательного законодательства кандидатом Шамониным В.А.

С учётом изложенного суд считает, что факт использования Шамониным В.А. преимуществ должностного и служебного положения в судебном заседании своего подтверждения не нашел.

Также судом не установлено и иных нарушений, предусмотренных в п.п. 2, 3 и 4 ст. 77 Федерального Закона от 12 июля 2002 г. № 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска Комягинского И.А. отсутствуют и его заявление удовлетворению не подлежит в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления Комягинского И.А. о признании незаконным отказа избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» в регистрации его кандидатом на должность главы Междуреченского городского округа, об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» №10 от 5 декабря 2011 года о признании состоявшимися и действительными выборов главы Междуреченского городского округа, о признании недействительными результатов выборов на должность главы Междуреченского городского округа, отказать в полном объёме.

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2011 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: