ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2552/18 от 17.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2552/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2018 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием истца Романовских А.В. и ее представителя Лукиных А.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика – Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми – Климовой А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Романовских Анны Владимировны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, администрации города Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании права состоять в списке, возложении обязанности включить в список, установить факт невозможности проживания в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Романовских А.В. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, администрации города Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании за ней (истцом) права состоять в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений,

одновременно истец просит:

возложить на управление жилищных отношений администрации города Перми (далее по тексту – УЖО) обязанность включить ее (истца) в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений,

возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (далее по тексту – Теруправление) обязанность установить факт невозможности проживания ее (истца) в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес>,

возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить ей (истцу) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она на основании федерального законодательства была отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением главы администрации Индустриального района г. Перми от 18.09.2008 № 629 в отношении нее (истца) установлено попечительство с определением места жительства совместно с опекуном ФИО15 в трехкомнатной квартире общей площадью. 62,1 кв.м., в том числе жилой 40,2 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес> где до ее (истца) регистрации имели регистрацию еще шесть человек, в настоящее время в квартире зарегистрированы 7 человек, включая ее (истца) мать Шалагинову Ольгу Витальевну, лишенную в отношении нее родительских прав решением Индустриального районного суда г. Перми от 05.02.2009; общая площадь квартиры, приходящаяся на каждого из зарегистрированных в ней лиц, составляет 8,7 кв.м., что менее учетной нормы, установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103.

Также истец указала, что о наличии у нее до достижения 18-летнего возраста прав на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда ее никто не уведомил, случайно узнала о таком праве в сентябре 2017 года, достигнув 23-летнего возраста, в связи с чем незамедлительно обратилась в Теруправление с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совместно с лишенной родительских прав матерью – Шалагиновой О.В., на что Теруправление в ответе от 18.10.2017 сообщило о невозможности установления такого факта ввиду достижения ею (истцом) возраста, превышающего 23 года; 16.11.2017 она обратилась в УЖО с заявлением о постановке на жилищный учет в связи с тем, что является сиротой, на данное обращение УЖО в ответе от 30.11.2017 отказало в удовлетворении заявления в связи с утратой ею права на получение мер социальной поддержки.

Истец полагает, что до достижения 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, отсутствие этих лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в жилищном обеспечении. При этом истец, ссылаясь на приведенную правовую позицию, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденную Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, считает, что упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников в качестве уважительного основания для восстановления прав детей-сирот и лиц из их числа на жилищное обеспечение, послужили причиной не постановки ее (истца) своевременно на жилищный учет; наоборот, указанными лицами ей разъяснено отсутствие у нее права на постановку на очередь в связи с закреплением за ней жилого помещения, поэтому причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются уважительными.

В судебном заседании истец на иске настаивала, ее представитель просила суд иск удовлетворить.

Представитель Теруправления иск не признала по основаниям, приведенным в отзыве (л.д. 51-56).

Остальные ответчики администрация города Перми и УЖО, третье лицо Министерство социального развития Пермского направили в суд письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей (л.д. 64-66), в ранее переданных суду отзывах иск также не признают (л.д. 26-28, 45-46, 48-49).

При этом все ответчики и третье лицо указали на достижение истцом возраста 23 лет и утратой ею в связи с этим права на обеспечение жилым помещением.

Выслушав истца, ее представителя и представителя Теруправления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на предоставление во внеочередном порядке жилых помещений по договору найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривалось действовавшим в период с июня 1983 года до 01.03.2005 Жилищным кодексом РСФСР, а именно статьей 37 данного Кодекса.

Действовавший с 01.03.2005 до 01.01.2013 пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривал возможность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В связи с принятием 29.02.2012 Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенного в действие с 01.01.2013, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ утратил силу, в главу 10 Жилищного кодекса Российской Федерации включена статья 109.1 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Условия обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями урегулированы положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Так, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в действующей редакции) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Аналогична по содержанию пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ часть 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции)» (далее по тексту – Закон Пермской области).

Согласно части 2 статьи 6 Закона Пермской области, условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

В силу подпункта «а» пункта 1 и пункта 3 части 2.1. статьи 6 Закона Пермской области проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 92-п утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее по тексту – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 данного Порядка факт невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливает государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края (далее - органы опеки и попечительства над несовершеннолетними), который принимает решение в виде заключения об установлении факта (отказе в установлении факта) невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - решение) согласно приложению к настоящему Порядку.

Пункт 5 этого Порядка предусматривает, что законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, имеют право обратиться в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними по месту нахождения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, лица из числа детей-сирот, с письменным заявлением о признании невозможности проживания.

В настоящее время на территории города Перми жилищный учет данной категории граждан осуществляет УЖО, заключение об установлении факта (отказе в установлении факта) невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях принимает Теруправление, что лицами, участвующими в деле не оспаривалось.

В судебном заседании установлено, что истец Романовских (до перемены ДД.ММ.ГГГГ фамилии – Шалагинова) Анна Владимировна родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Перми, относилась к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО16 по заочному решению Индустриального районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении истца родительских прав, <данные изъяты>, постановлением главы администрации Индустриального района г. Перми от 18.09.2008 № 629 в отношении истца установлено попечительство, попечителем назначена Коновалова Владислава Николаевна.

Приведенные выше обстоятельства подтверждаются сведениями в паспорте истца, в свидетельстве о перемене имени, в справке о рождении, в постановлении от 28.09.2008, заочным решением суда (л.д. 6-9, 12).

Согласно пунктам 3-5 упомянутого постановления главы администрации Индустриального района г. Перми, место жительства истца, зарегистрированной на тот период в <Адрес>, было определено с попечителем в той же квартире, данная квартира закреплялась за истцом и ее несовершеннолетней сестрой с установлением запрета на регистрацию в ней иных лиц, на регистрацию сделок с квартирой без согласия органа опеки и попечительства Индустриального района г. Перми (л.д. 9).

Таким образом, за истцом как лицом, оставшимся без попечения родителей, указанным постановлением органа местного самоуправления было закреплено жилое помещение, в связи с чем истец, исходя из положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, не подлежала принятию на жилищный учет ни по заявлению попечителя, ни по инициативе органов опеки и попечительства, ни по собственному волеизъявлению.

05.09.2012, как установил суд, приказом Теруправления Коноваловой В.С. разрешалось заключить договор социального найма в отношении трехкомнатной квартиры, общей площадью 62,1 кв.м., в том числе жилой 40,2 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес> (л.д. 10).

В справке от 04.05.2018 отражено, что в этой квартире зарегистрированы по месту жительства истец (с 10.07.1993), ее мать ФИО17ДД.ММ.ГГГГ), сестра ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (с 01.09.2000), тетя Коновалова Л.В. (с 17.12.1976), двоюродная сестра Коновалова Владислава Николаевна (с 30.05.1981), двоюродная сестра Тарасова Е.С. (с 18.01.1987) и несовершеннолетняя племянница ФИО19ДД.ММ.ГГГГ года рождения (с27.02.2005) (л.д. 11).

Сопоставление общей площади квартиры с количеством зарегистрированных в ней лиц свидетельствует о том, что общая площадь жилого помещения составляет по 8,87 кв.м. на каждого из зарегистрированных в нем лиц, что менее учетной нормы (12 кв.м.), утвержденной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103. И, кроме того, как установлено выше, в том же жилом помещении зарегистрирована по месту жительства мать истца, лишенная в отношении истца родительских прав.

По сведениям регистрирующих органов какие-либо жилые помещения в собственности истца отсутствуют (л.д. 13, 23).

Однако обеспеченность лиц, зарегистрированных в вышеуказанном жилом помещении, общей площадью менее учетной нормы и наличие регистрации в этой же квартире совместно с истцом ее матери, ранее лишенной в отношении истца родительских прав, отсутствие у истца иных жилых помещений не являются безусловными основаниями для удовлетворения иска в силу следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ (в действующей редакции), для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ в первоначальной редакции (действовавшей в период с 27.12.1996) для целей настоящего Федерального закона использовались следующие понятия:

дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Таким образом, данный Федеральный закон определял и определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Исполнение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23 лет является основанием для утраты данным лицом права претендовать на исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления мер государственной поддержки, в том числе и предусмотренных статьей 8 указанного Федерального закона.

Как установил суд, 18-летнего возраста истец достигла ДД.ММ.ГГГГ, а 23-летнего возраста – ДД.ММ.ГГГГ. На дату обращения с настоящим иском в суд (17.05.2018) истец достигла возраста 24 лет.

Следовательно, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ в приведенных выше редакциях, истец с ДД.ММ.ГГГГ к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится.

Кроме того, право на постановку на жилищный учет, как и установление факта невозможности проживания в жилом помещении, исходя из приведенных выше положений Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Пермской области и Порядка, утвержденого Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 92-п, носит заявительный характер.

С заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, где истец зарегистрирована по месту жительства, она обратилась в Теруправление после достижения ею возраста 24 лет, что не отрицала сама истец в судебных заседаниях, усматривается из ответа Теруправления от 18.10.2017, адресованного истцу (л.д. 20).

С заявлением о принятии на жилищный учет причем по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, истец впервые обратилась в УЖО только 16.11.2017 (тоже в возрасте 24 лет), на что получила ответ об утрате права на предоставление такой меры социальной поддержки данной категории лиц как лицо, достигшее 23-летнего возраста (л.д. 21, 22).

Ранее, как установил суд, истец на жилищном учете не состояла, в соответствующих списках отсутствовала, реальных мер к постановке на жилищный учет по данному основанию в установленном порядке не предпринимала, что подтверждено истцом в судебном заседании и в содержании ее искового заявления.

Наличие препятствий для реализации своих жилищных прав в период с 01.01.2013 (дата введения в действие Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012) до 10.07.2016 (достижение 23-летнего возраста) истцом не доказано.

Поскольку после достижения истцом возраста 23 лет до обращения Теруправление и в УЖО с заявлениями об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и о принятии на жилищный учет (соответственно) прошло более года, данный срок является значительным, а уважительных причин пропуска этого срока не имеется, то суд не усматривает оснований для признания причин пропуска уважительными и, соответственно, для признания за истцом права состоять в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Ссылка истца на ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства обязанности по обеспечению ее жилищных прав судом отклоняется, так как до 01.01.2013 право быть принятой на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа у истца отсутствовало в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения, а к 01.01.2013 истец достигла 18-летнего возраста, в связи с чем имела право и возможность самостоятельно реализовать свои жилищные права.

Названные истцом учебные заведения, где по ее объяснениям она получала среднее специальное и высшее образование, по мнению суда, не могут быть отнесены к специализированным образовательным учреждениям, на которые возложена обязанность по выявлению льготной категории граждан, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принятию мер по постановке таких лиц на жилищный учет, в связи с чем довод истца о том, что она, обучаясь в строительном техникуме и в Политехническом университете, представляла справки о наличии у нее статуса из числа детей, оставшихся без попечения родителей, судом отклоняется, как не имеющий правового значения для разрешения спора. Более того, данный довод истцом не доказан.

Следовательно, ссылка истца на Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, определяющий уважительные причины несвоевременной постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, судом во внимание не принимается, учитывая, что заявленные истцом причины в настоящем деле не установлены, истцом не доказаны.

Довод истца о получении ею информации о ее праве на обеспечение жилым помещением только в 2017 году является бездоказательным и не влекущим возможность признания причин пропуска срока уважительным и удовлетворения иска при установленных выше обстоятельствах.

Поскольку истец в соответствующий список никогда не включалась, о своем праве на обеспечение жилым помещением заявила после достижения 23-летнего возраста, то данные обстоятельства исключают возможность как признать за истцом право состоять в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, так и исключают возможность возложения на УЖО обязанности включить истца в соответствующий список, на Теруправление – установить факт невозможности проживания в занимаемом истцом жилом помещении, на администрацию города Перми – возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение.

При этом суд считает необходимым отметить, что истец, обращаясь в 17.10.2017 в УЖО, не предоставляла в УЖО документы, необходимые для принятия ее на жилищный учет, приложив только копию своего паспорта и копию письма (без номера, даты и указания на автора документа), а требование истца о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на действующих положениях Жилищного кодекса РФ и Федерального закона № 159-ФЗ не основано.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении ее иска в полном объеме.

Исходя из положений части 1 статьи 98 ГПК РФ при отказе в удовлетворении иска расходы по оплате государственной пошлины при обращении с иском в суд истцу не возмещаются.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Романовских Анне Владимировне в удовлетворении иска к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, администрации города Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании права состоять в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, возложении на управление жилищных отношений администрации города Перми обязанности включить Романовских Анну Владимировну в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, возложении обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми установить факт невозможности проживания Романовских Анны Владимировны в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес>, возложении обязанности на администрацию города Перми предоставить Романовских Анне Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, а также в возмещении расходов по оплате государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)

<данные изъяты>