РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2019 года г.Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска
в составе председательствующего судьи Бакановой О.А.,
при секретаре Пакилеве А.А.,
с участием представителя истца Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, ФИО2 об обязании аннулировать отметку в целях обеспечения в охотничьем билете,
УСТАНОВИЛ:
В Кировский районный суд г.Иркутска поступило исковое заявление Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, ФИО2 об обязании аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких – либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии 38 №, выданном ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. В ходе проверки установлено, что гражданину ФИО2 в 2012 году выдан охотничий билет серии 38 №, ДД.ММ.ГГГГ службой по охране и использованию животного мира Иркутской области была проставлена отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления».
Согласно ст. 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации. Вопросы защиты исконной среды обитания и прав коренных малочисленных народов в области традиционного природопользования находятся, исходя из ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209), охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
При этом, из смысла ст. 19 ФЗ № 209 следует, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ) коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.04.1999 № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» под сферу действия данного Закона подпадают три группы субъектов: лица, относящиеся к малочисленным народам, постоянно проживающие в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами; лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления; лица, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Отмеченные лица не только должны относиться к коренным малочисленным народам и постоянно проживать в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, но и охота должна являться основой существования, следовательно, только все эти требования в совокупности влекут право на охоту без специального разрешения как традиционный образ жизни.
Статьей 48 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире» установлено, что граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту, рыболовство и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Такое право названные граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и иные).
Таким образом, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется без разрешения. Это единственный вид охоты, на который не требуется получения разрешения, при этом законодателем прямо предусмотрено, что охотничьи ресурсы должны добываться в размере, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Добытая в рамках рассматриваемого вида охоты продукция может быть использована для личного потребления либо реализована организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
В соответствии с п. 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 № 13, при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
Системный анализ действующего законодательства РФ показывает, что для проставления отметки в охотничьем билете: «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» требуется наличие не только национальной принадлежности к коренным малочисленным народам, но также ведение самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности) в месте проживания в определенных районах Севера и приравненных к нему областях с сохранением мест традиционного расселения предков.
ФИО2 в настоящее время зарегистрирован в <адрес>, Иркутской области. Вершина-Тутурское сельское поселение Качугского муниципального района (в составе поселений Вершина-Тутуры, Тырка, Чинонга) относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 536-р в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации включен народ Эвенки, одним из мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности которого, распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р определено Вершина-Тутурское муниципальное образование Качугского муниципального района Иркутской области (в состав муниципального образования входит село Вершина- Тутуры).
Согласно данным пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО2 с 2015 года по настоящее время имеет постоянный источник дохода, работает в Качугском районном отделении Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов расположенном по адресу: <адрес>, получает заработную плату.
Кроме этого, ФИО2 не занимается ни одним из видов традиционной хозяйственной деятельности, перечисленным в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 года, который является исчерпывающим.
С учетом постоянной занятости в месте, не относящемся к территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, имеющегося источника дохода, деятельность ФИО2, связанная с охотой, является по своей сути любительской (спортивной охотой), которая в качестве традиционного вида деятельности в указанном выше Перечне не предусмотрена.
Более того, на момент выдачи ФИО2 охотничьего билета серии 38 №, проставления ДД.ММ.ГГГГ службой по охране и использованию животного мира Иркутской области отметки: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления» он проживал согласно сведениям ИБД «Регион» по адресу <адрес>, зарегистрирован в с Вершина - Тутуры только ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений ФИО2 не только был трудоустроен, имел постоянный доход от трудовой деятельности, но и постоянно проживал за пределами мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Исходя из ч. 2 ст. 333.2 НК РФ в целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94 «Об охране озера Байкал» центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория.
Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние (постановление Правительства РФ от 06.09.2000 № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон»).
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности. Качугский район находится в границах Байкальской природной территории, а его территория, в том числе животный мир, находится под особой охраной.
Указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области» в структуру органов исполнительной власти Иркутской области входит Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» реорганизовано министерство лесного комплекса Иркутской области в форме присоединения к нему службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.
Согласно п. 8 пп. 66 Положения Министерства лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп, в компетенцию министерства в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, входит выдача и аннулирование охотничьего билета.
Из объяснений ФИО2 следует, что в 2012 году в охотничьем билете серии № службой по охране и использованию животного мира Иркутской области проставлена отметка, дающая право охотиться в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной деятельности без разрешения. По указанному штампу объекты животного мира добывал. Осуществляет трудовую деятельность в должности егеря в Качугском районном отделении Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом, ФИО2 занимается не охотой в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а любительской (спортивной) охотой в целях личного потребления, охота для ФИО2 не является основой существования, а, следовательно, он не имеет право осуществлять охоту свободно. Проживал в момент выдачи охотничьего билета и проставления отметки за пределами Вершина - Тутурского МО. Соответствующая отметка в его охотничьем билете в нарушение положений указанного законодательства проставлена неправомерно, в связи с чем, подлежит аннулированию.
Незаконное проставление в охотничьем билете ФИО2 отметки повлекло, а также может повлечь неправомерное осуществление охоты свободно (без каких-либо ограничений) лицом, не имеющим на это право, что влечет причинение вреда природным ресурсам Российской Федерации.
С учетом заявленных требований истец просит обязать аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких – либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии 38 №, выданном ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора - старший помощник Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании ответчик ФИО2 заявленные исковые требования об обязании аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких – либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии 38 №, выданном ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда признал.
Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, судом ответчику разъяснены и понятны.
В судебное заседание ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области, извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителя не направило, обратилось к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Согласно заявленной позиции представителя ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области – ФИО3, действующего на основании доверенности, ответчик исковые требования признает, полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению, о чем изложено в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в отзыве на исковое заявление.
Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, судом ответчику известны и понятны.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд принимает признание иска ответчиками в полном объеме, как не противоречащее закону и не затрагивающее интересы других лиц, и находит исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд учитывает, что доводы истца объективно подтверждены письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела: объяснение от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение №, охотничий билет серия 38 № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения ИБД «Регион», адресная справка от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с работником от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с работником от ДД.ММ.ГГГГ, письмо от ДД.ММ.ГГГГ, список охотников – представителей коренных малочисленных народов и лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, ответ ГУ – Отделение ПФ РФ по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, ФИО2 об обязании аннулировать отметку в целях обеспечения в охотничьем билете подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, ФИО2 – удовлетворить.
Возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких – либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии 38 №, выданном ДД.ММ.ГГГГФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий О.А. Баканова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ