Дело № год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания Туаева И.А. при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора АМС <адрес> и Управлению Росреестра по РСО-А об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью 0,2000 га, принадлежащего ФИО1 на основании договора аренды, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, истец в суд не явился, письменно просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования поддержал и пояснил, что согласно договора аренды № от <данные изъяты> года, заключенного между АМС <адрес> и ФИО1, последнему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, для строительства магазина. Указанный Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по РСО-А. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка его кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 <данные изъяты> рублей. По мнению представителя истца, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют его фактической рыночной стоимости, которая существенно ниже. Завышение стоимости земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ связано с утверждением кадастровой стоимости земельных участков Постановлениями РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> Вместе с тем, по смыслу статьи 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Нарушение прав истца как арендатора земельного участка, заключается в необходимости оплачивать необоснованно завышенную арендную плату, рассчитанную согласно кадастровой стоимости земельного участка. Законодательство не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Поэтому по заказу истца проведена оценка рыночной стоимости арендованного им земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, ул,<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> га. Согласно отчету № зу от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей. С учетом изложенного представитель истца просил суд удовлетворить исковое заявление и установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании после проведения судебной оценочной экспертизы, установившей рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га в размере <данные изъяты> рублей, представитель истца уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РСО-ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, письменно указал о рассмотрении гражданского дела по иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по усмотрению суда в отсутствие представителя республиканского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра». Против удовлетворения требований истца не возражал, о назначении по гражданскому делу судебной оценочной экспертизы не заявил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС <адрес> – ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании указала о необоснованности заявленных требований, о назначении судебно-оценочной экспертизы и повторной судебной оценочной экспертизы не ходатайствовала, выбор экспертного учреждения при назначении экспертизы и определение круга поставленных для разрешения экспертом вопросов оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по РСО-А – ФИО7 в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие по усмотрению суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление ФИО8 с учетом поданных уточнений обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
В соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между АМС <адрес> и ФИО1, последнему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес>, ул,ФИО2, 73 общей площадью 0,2000 га. для строительства магазина. Указанный Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по РСО-А. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка его кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ проведена оценка рыночной стоимости земельного участка. В соответствии с отчетом № ЗУ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка составляет 3 265 000 рублей.
Ссылаясь на несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости ведений о кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, нарушение прав истца как собственника земельного участка, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Требования истца направлены на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №135-Ф3), в который была включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона №167- ФЗ) допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона №135-Ф3 под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
В силу пункта 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной кадастровой оценке земель» и пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость по своей природе, является рыночной стоимостью, однако, особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
Законный интерес лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, состоит именно в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка показателям его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия выступает нарушением прав лица как собственника земельного участка и плательщика земельного налога либо правообладателя земельного участка, плата за пользование которым зависит от величины кадастровой стоимости.
Предусмотренный статьей 24.19 Закона №135-Ф3 судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в рассматриваемом случае не являются.
Представленный истцом отчет №№ ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком его рыночной стоимости.
С целью выяснения вопроса об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га по данному гражданскому делу судом была назначена судебная оценочная экспертиза. В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей.
Опрошенный в судебном заседании эксперт ФИО9 подтвердил доводы, изложенные в заключении, и пояснил, что поскольку предметом оценки являлся земельный участок, отнесенный к землям населенных пунктов, расположенный на территории бывшего садоводческого товарищества, им был выбран сравнительный метод оценки. Все требования, предусмотренные Законом «Об оценочной деятельности в РФ» экспертом при составлении заключения соблюдены. Для осуществления расчета оценщиком изучен рынок земельных участков <адрес>, отобрана информация по предложениям, определена стоимость 1 кв.м. по предложениям, подобраны земельные участки-анлоги по следующим критериям: максимально близкое расположение к оцениваемому земельному участку, близкие по площади земельные участки, принято во внимание отсутствие на оцениваемом земельном участке инженерных коммуникаций и каких-либо улучшений. Проведенные исследования в их совокупности привели эксперта к выводу об определении рыночной стоимости оцениваемого земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.
Суд учитывает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При оспаривании истцом кадастровой стоимости земельных участков предмет требований, по сути, заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в ГКН. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. Соответственно, данное требование может быть направлено тому лицу, которое обладает полномочиями произвести указанное изменение.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В целях реализации положений части 2 статьи 3 Закона о кадастре, приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/93 полномочиями органа кадастрового учета наделены федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № Д/331 федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Москве переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестр»),
В дальнейшем федеральные государственные учреждения «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с сохранением основных целей деятельности (приказ Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата по субъектам Российской Федерации»).
В результате проведенной реорганизации полномочия по кадастровому учету в настоящее время осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
В силу статьи 12 Закона №135-Ф3 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 11 Закона №135-Ф3 установлено, что отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В соответствии с пунктом 3 ФСО № отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Представленный истцом отчет от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка не оспорен сторонами либо АМС <адрес>. Высказанные в судебном заседании возражения представителя третьего лица о необоснованности экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ носят голословный характер, не подкрепляются какими-либо доказательствами, не содержат ссылку на требования закона. Анализ рыночной стоимости аналогичных земельных участков представителем АМС <адрес> не приведен. Никакие доводы в обоснование возражений против заключения эксперта в судебном заседании не представлены, ходатайство о назначении повторной оценочной экспертизы не заявлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статей 56, 67, ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ вынесено компетентным в области оценочной деятельности специалистом, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» регистрационный номер <данные изъяты>
Доказательств того, что заключение эксперта об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью 0,2000 га, содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону «Об оценочной деятельности в РФ» и Федеральным стандартам оценки в материалы дела сторонами не представлено, и судом не установлено.
Таким образом, требования истца о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-А обязанности внести в данные государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 0,2000 га равной ее рыночной стоимости и составляющей <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению.
При определении даты установления новой кадастровой стоимости земельного участка суд исходит из положений статьи 24.19 Закона № 135-ФЗ, согласно которой «результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость». При этом постановлением Правительства РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что постановление Правительства РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ « 244 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов РСО-А» на территории муниципального образования <адрес> вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка была установлена ДД.ММ.ГГГГ г., вследствие чего именно по состоянию на указанную дату следует установить новую кадастровую стоимость данного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Оценивая совокупность приведенных выше данных, суд считает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость принадлежащего ФИО1 на праве аренды расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес> земельного участка общей площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение одного месяца.
Судья Туаева И.А.
Решение вступило в законную силу «_______»____________________ 20 г.
Судья Туаева И.А.