Дело № 2-2552/2021
66RS0003-01-2021-001606-51
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 19 мая 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Примаковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Тюменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
военный прокурор Тюменского гарнизона обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой Тюменского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № 11 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО (далее ЖКС № 11) законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности ЖКС № 11 являются в том числе: содержание объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, реализация полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 01 сентября 2019 года начальником Филиала утвержден штат № 45/070 «Об укомплектованности автомобильной и специальной техникой», в котором предусмотрен перечень автомобильной и специальной техники, полагающейся ЖКС № 11 для осуществления службой указанных видов деятельности. Проведенной проверкой установлено, что ЖКС № 11 не имеет возможности выполнять возложенные на нее обязанности в связи с отсутствием необходимой техники. Установлено, что из 30 положенных по штату ЖКС № 11 автомобильных и специальных транспортных средств в наличии имеются только 9. Прокурором принимались меры прокурорского реагирования, доукомплектование техники не произведено.
С учетом уточнения исковых требований, привлечения в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации, прокурор просит возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиал Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу доукомплектовать автомобильный парк ЖКС № 11 следующими единицами техники: один автосамосвал КАМАЗ-5511, один автофургон ГАЗ-2705, одни бурильно-крановая машина БКМ-200, один автогидроподъемник АГП-22, одна машина МКСМ-800 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Ефимович Е.Д. требования поддержал с учетом уточнений, сделанных в связи с изменением штата автомобильных и специальных транспортных средств. Пояснил также, что ситуация, связанная с ЖКС № 11, является длительной, меры по доукомплектованию транспортными средствами не принимаются.
Представитель ответчиков филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО и ФГБУ «ЦЖКУ» Гильманова Ю.Ф., действующая на основании доверенностей, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому филиалом по ЦВО направлялись письма в Центральное учреждение для доукомплектования автомобильного парка структурных подразделений ЖКС филиала по ЦВО, которые оставлены без ответа. ФГУБ «ЦЖКУ» в ответ на обращение военного прокурора указало, что в 2020 году планируется закупка 9 единиц новых автогидроподъемников на ФГБУ «ЦЖКУ». Лимиты денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» не доводятся. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчиков филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО и ФГБУ «ЦЖКУ» Варес Я.О., действующая на основании доверенности, отзыв поддержала. Указала, что 11 мая 2021 года изменен штат для ЖКС № 11, согласно которому по штату положено 15 единиц техники, в наличии имеется 10, три единицы в скором времени поступят в ЖКС № 11.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Чупина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Указала, что заявки не поступали. Денежные средства на приобретение техники не предусмотрены в текущем году.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, показания свидетеля, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, о дополнении которых сторонами не заявлялось, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 45, 52 и 68 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» на Минобороны России возлагается организация оперативного, технического, тылового и финансового обеспечения Вооруженных Сил; эксплуатация, модернизация, ремонт и ликвидация вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
Кроме того, п. 5 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации установлено, что Минобороны России осуществляет свою деятельность, в том числе, непосредственно через органы управления военных округов.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ», которое с 01 апреля 2017 года осуществляет деятельность в качестве исполнителя работ, оказывающего услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Учредителем ФГБУ «ЦЖКУ» является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (пункты 2 и 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ»). Согласно п. 13 Устава, основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» в п.8 предусмотрено, что Учреждение имеет филиалы, в том числе филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу.
Согласно положению о жилищно-коммунальной службе филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО, ЖКС № 11 является обособленным структурным подразделением Филиала, расположенном вне места его нахождения и осуществляющим его функции или их часть в соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ», Положением о филиале, настоящим положением. ЖКС № 11 выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом учреждения основными видами деятельности.
Разделом 2 Положения о жилищно-коммунальной службе филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО предусмотрены цели, задачи и виды деятельности ЖКС, к которым в том числе отнесены управление и эксплуатация объектов жилищного фонда и придомовой территории в соответствии с действующими нормативами, учет хозяйственной деятельности в соответствии с Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Выпиской из штата № 45/070 по состоянию на 26 февраля 2021 года подтверждается, что положено по штату 30 единиц, имеется в наличии 9.
Приказом начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО от 11 мая 2021 года № 99 внесены изменения в штат № 45/070. Выпиской из штата № 45/070 по состоянию на 11 мая 2021 года предусмотрено, что по штату положено 15 единиц, имеется в наличии 10. Отсутствуют один автосамосвал КАМАЗ-5511, один автофургон ГАЗ-2705, одни бурильно-крановая машина БКМ-200, один автогидроподъемник АГП-22, одна машина МКСМ-800.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля начальник отделения (автохозяйства) филиала Калабушев М.В. суду пояснил, что вопрос по трем единицам автосамосвал КАМАЗ-5511, автофургон ГАЗ-2705, машина МКСМ-800 уже решен, в скором времени указанная техника будет в ЖКС № 11. Им подавались заявки на доукомплектование ЖКС № 11, ответ не был получен.
Отсутствие предусмотренной техники не позволяет ЖКС № 11 в полной мере достигать заложенных в Уставе целей и задач деятельности, что следует из ответов на требования военного прокурора Тюменского гарнизона о невозможности провести очистку снега, наледи.
Военным прокурором Тюменского гарнизона начальнику филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО 24 февраля 2021 года направлено письмо с просьбой представить документы по утверждению нормы обеспечения ЖКС № 11 техникой, а также сообщить о мерах, предпринятых в 2020-2021 для доукомплектования ЖКС № 11 техникой. В ответ на указанное письмо начальником филиала сообщено о недостатке техники и о мерах, принятых филиалом. Начальник ЖКС № 11 неоднократно (19 февраля, 25 марта, 25 апреля, 20 сентября, 24 сентября 2020 года) обращался на имя начальника филиала ФБГУ «ЦЖКУ» по ЦВО с сообщением о необходимости доукомплектования ЖКС № 11 автомобильной и специальной техникой.
Письмом от 10 июня 2020 года ФГБУ «ЦЖКУ» уведомило военного прокурора Тюменского гарнизона о том, что Минобороны России Гособоронзаказом в 2020 году планируется закупка 9 единиц новых автогидроподъемников на ФГБУ «ЦЖКУ».
Кроме того, вопрос о недоукомплектовании техникой поднимался прокурором еще в 2018 году, что следует из представления об устранении нарушений закона ль 28 сентября 2018 года и ответа на него.
Суд также полагает установленным, что и в 2021 году филиалом в адрес начальника управления инженерных войск ЦВО, начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войсковых частей и организаций ЦВО направлялись заявки на доукомплектование филиала необходимой техникой. Заявки содержат дату и исходящий номер. Факт их направления подтвержден допрошенным в судебном заседании свидетелем.
Таким образом, суд полагает, принимаемые филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО меры своего результата не дали, в настоящее время ЖКУ № 11 недоукомплектована автомобильной и специальной техникой, в связи с чем, на ответчиков возлагается обязанность доукомплектовать автомобильный парк ЖКС № 11 следующими единицами техники: один автосамосвал КАМАЗ-5511, один автофургон ГАЗ-2705, одни бурильно-крановая машина БКМ-200, один автогидроподъемник АГП-22, одна машина МКСМ-800.
Отсутствие необходимого финансирования и наличие определённой процедуры формирования заявок на обеспечение техниковой не освобождает должностных лиц филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО, ФГБУ «ЦЖКУ» и Министерства обороны Российской Федерации от соблюдения установленных требований, в том числе штата автомобильной и специальной техники.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Военного прокурора Тоцкого гарнизона, действующего в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации о возложении обязанности являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предложенный срок, а именно один год со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования военного прокурора Тюменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиал Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу доукомплектовать автомобильный парк ЖКС № 11 следующими единицами техники: один автосамосвал КАМАЗ-5511, один автофургон ГАЗ-2705, одни бурильно-крановая машина БКМ-200, один автогидроподъемник АГП-22, одна машина МКСМ-800 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт