ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2552/21 от 15.09.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-2552/21

УИД-09RS0001-01-2021-003384-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года г. Черкесск КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ижаева Р.Х.,

при секретаре судебного заседания Мелекаевой А.К.,

представителя истца ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО6, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – ФИО7, действующей на основании доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, КЧР КП «Дирекция капитального строительства» - ФИО8, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о возложении обязанности выплатить молодой семье социальную выплату на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, обратились в суд с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о возложении обязанности выплатить молодой семье социальную выплату на приобретение жилого помещения. В обоснование доводов иска указано, что ФИО2 и ее сын ФИО1, являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 540 321,6 на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, первоначальный взнос или погашение ипотеки, оплату ДДУ - при условии, что оплата идет через счет экс кроу, покупку жилья через кооператив. 17 декабря 2018 года ФИО2 получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 600, срок действия которого указан 17 июля 2019 года. 14 января 2019 года между истцом и ПАО АКБ «Связь - Банк» был заключен договор банковского (текущего) счета № 1632670 физического лица - резидента в валюте Российской Федерации для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. 23 июня 2020 года между ФИО2 и АО «Тексбанк» был заключен договор банковского (текущего) счета №МС000002126, ввиду того, что ПАО АКБ «Связь - Банк» судом был признан банкротом (несостоятельным). Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР в 2019 году так и не было перечислено денежных средств по свидетельству истца на расчетный счет банка, в этой связи она была вынуждена обратиться к главе Карачаево-Черкесской Республики ФИО9, с просьбой о помощи, указав в письменном заявлении, что у истца имеется квартира, которую она приобретала по ипотечному кредиту и что на полученные денежные средства от государства хочет погасить часть кредита и тем самым озвучила свою проблему, указав на то, что очень долгое время не может получить по праву принадлежащие ей денежные средства. Незамедлительно истцу поступило письменное уведомление от администрации президента, где говорилось, что рассмотрев обращение поступившее на имя главы КЧР ФИО9, следующего содержания: в целях обеспечения Вашего конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления ваше обращение направлено на рассмотрение в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. 23 декабря 2019 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в мой адрес было направлено письменное уведомление о том, что рассмотрев мое обращение, поступившее на имя Главы Карачаево-Черкесской Республики ФИО9, Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР сообщает, что предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее -Подпрограмма) государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года №34. Финансирование будет произведено Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в 1 полугодии 2020 года по мере поступления денежных средств из федерального бюджета в бюджет Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с графиком перечисления субсидий. Но, никакие денежные средства Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на сегодняшний день так и не были перечислены на расчетный счет в банке, открытый на имя истца. В июле 2020 года ФИО2 обратилась с досудебной претензией в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР, с требованием о досудебном урегулировании данного вопроса. Согласно ответу Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 03.08.2020 № 1248, в настоящее время ведется необходимая работа с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для погашения задолженности перед молодыми семьями-участниками Подпрограммы. Финансирование будет осуществляться Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики по мере поступления денежных средств из федерального бюджета в бюджет Карачаево-Черкесской Республики. Следует отметить тот факт, что истец, более двух лет переплачивает процент по ипотечному кредиту, в связи с тем, что на ее банковский счет из регионального бюджета Карачаево-Черкесской Республики не поступают по праву ей принадлежащие денежные средства. Далее истец обратилась в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики с требованием о проведении проверки законности действии Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР. На что получила ответ от 12 декабря 2020 года следующего содержания: причиной не предоставления Вашей семье социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства КЧР от 31.01.2019г., является уменьшение объёма средств федерального бюджета, предоставленных бюджету республики на софинансирование расходных обязательств при предоставлении указанных социальных выплат. В связи с истечением срока действия свидетельств и не предоставлением участникам подпрограммы социальных выплат, раннее прокуратурой Республики внесено представление Председателю Правительства КЧР, по результатам рассмотрения которого принимаются меры по устранению нарушений закона. В настоящее время Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР ведется необходимая работа с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, погашения образовавшейся задолженности будет произведено по мере поступления средств из федерального бюджета».

Истец проинформирована о том, что семьи, которые были включены в очередь на субсидию по упомянутой программе позже нее, уже получили по праву принадлежащие им денежные средства. Кроме того, истец наводила справки по всем регионам Российской Федерации и выяснила, что задержек с Федерального бюджета сроком в два года и более не бывает. Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в своем ответе ссылается на постановление Правительства КЧР от 31 января 2019 г. N 34, о государственной программе «развитие туризма курортов и молодежной политики КЧР» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Целями и задачами данной программы № 4 является Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы № 4 социальных выплат на приобретение жилья эконом - класса или строительство индивидуального жилого дома эконом - класса. Ответственным исполнителем подпрограммы № 4 (соисполнитель государственной программы) является Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики. Сроки реализации данной подпрограммы с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 год. Дата предъявления в Банк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 600 до 17 декабря 2019 года, - 14 января 2019 года, то есть в установленные законом сроки. Следует отметить тот факт, что необходимость в упомянутой выше социальной выплате заключается погашении кредитной задолженности по ипотечному кредиту, что соответствует целям упомянутой социальной выплаты, предусмотренным нормами материального права, регулирующим правоотношения в указанной сфере. Таким образом, учитывая вышеизложенное, считаю, что действия (бездействие) ответчика, связанные с невыплатой социальной выплаты по Свидетельству в установленные законом сроки, не основано на нормах материального права, в виду чего, следует возложить на ответчика обязанность выплатить социальную выплату, в размере, установленном Свидетельством, на основании нижеследующего.

Со ссылками на нормы законодательства, просит суд: обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево - Черкесской Республики выплатить молодой семье ФИО2 денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 540 321 (пятьсот сорока тысяч трехсот двадцати одного) рубля 60 копеек, путем перечисления на расчетный счет , открытый в АО «ТЕКСБАНК», БИК: 049133845, ИНН: <***>, кор/счет: 30, 369000, <адрес>, на имя распорядителя счета - участника целевой программы -ФИО2.

В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО6 неоднократно уточнял исковые требования и в последней редакции просит суд: Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике включить ФИО2 и несовершеннолетнего ФИО1, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год; Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике до 31 декабря 2021года выплатить ФИО2 и несовершеннолетнему ФИО1 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2019 года на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства; Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево - Черкесской Республике выплатить молодой семье в составе: ФИО2 и несовершеннолетнего ФИО1, денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 540 321 (пятьсот сорока тысяч трехсот двадцати одного) рубля 60 копеек, путем перевода данных денежных средств в счет погашения задолженности по ипотечному кредиту от 21 мая 2018 года заключенному между мной ФИО2 и другими созаемщиками ФИО3, ФИО4 и ПАО «Сбербанк» открытый в дополнительном офисе Карачаево - Черкесского отделения ПАО «Сбербанк», БИК: 040702615, ИНН: <***>, КПП: 090102001, кор/счет: 30 на ссудный счет ; 4.Взыскать с Министерства туризма, курортов и молодежной политики по
Карачаево - Черкесской Республике в пользу истца Черновой Елены
ФИО5 сумму в размере 33300 рублей 00 копеек, а именно: расходы на уплату услуг представителя в размере 30000 рублей 00 копеек; Расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек. Расходы на уплату услуг представителя в виде составления жалобы в Прокуратуру г.Черкесска 3000 рублей.

В судебное заседание истец действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ребенка, в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР поддержала письменные возражения на иск, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебном заседании поддержала позицию стороны ответчика, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России», а также третьи лица – ФИО10 и ФИО13, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом сведений об их извещении, заявлений о рассмотрении дела без их участия, позиции по делу и представленных в обоснование позиции материалов.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки ФИО11", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также –Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно пункту 28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 N 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья ФИО2, состоящая из двух человек, являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы".

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

17 декабря 2018 года КЧР КП «Дирекция капитального строительства» семье ФИО14 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 540 321 руб. 60 коп. на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно).

14 января 2019 года между ПАО АКБ «Связь-банк» (ПАО «Промсвязьбанк») и ФИО2 заключен договор банковского (текущего) счета № 1632670 физического лица – резидента в валюте РФ для осуществления операций в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

В этот же день (14.01.2019г.) ФИО2 предъявила ПАО АКБ «Связь-банк» свидетельство на получение социальной выплаты.

01.05.2020 года ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило свою деятельность, в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк».

23.06.2020 между ФИО2 и АО «Тексбанк» заключен договор физического лица – резидента в валюте РФ для осуществления операций в рамках подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ".

21.05.2018 года по договору купли-продажи ФИО2 приобрела в собственность <адрес> за счет собственных средств в размере 600000 рублей, кредитных средств в размере 2150000 рублей, сумма собственных средств в размере 600 000 рублей уплачена покупателем продавцу ФИО12 до подписания договора, оплата части сделки в сумме 2150 000 руб. будет перечислена за счет кредитных средств путем перечисления Кредитором на счет продавца. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество по указанному выше адресу осуществлена 28.05.2018 года.

В соответствии с пунктом 43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома. Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Между тем, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а" "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно к настоящему спору, владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила в Банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве, все необходимые документы.

Установить причину отсутствия социальной выплаты суду не представляется возможным. Из представленного ответчиком протокола изъятия УЭБ и ПК МВД по КЧР от 15 сентября 2020 года, видно, что в рамках возбужденного уголовного дела папки с реестрами участников подпрограммы, со списками молодых семей, получивших свидетельства, имеющих право на социальную выплату, и все иные документы касательно реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы" изъяты. Третьим лицом КЧР КП «Дирекция капитального строительства» на запрос суда о предоставлении учетного дела истца также представлен протокол выемки от 28 сентября 2020 года об изъятии ГУ МВД России по СКФО сшивов документов со сводными списками получателей социальных выплат, сшивов документов со сведениями о получателях социальных выплат и иных документов, имеющих значение для уголовного дела.

Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.

12 декабря 2020 года следующего содержания: причиной непредоставления Вашей семье социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства КЧР от 31.01.2019г., является уменьшение объёма средств федерального бюджета, предоставленных бюджету республики на софинансирование расходных обязательств при предоставлении указанных социальных выплат. В связи с истечением срока действия свидетельств и не предоставлением участникам подпрограммы социальных выплат, раннее прокуратурой Республики внесено представление Председателю Правительства КЧР, по результатам рассмотрения которого принимаются меры по устранению нарушений закона. В настоящее время Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР ведется необходимая работа с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, погашения образовавшейся задолженности будет произведено по мере поступления средств из федерального бюджета».

Кроме того, в июле 2020 года ФИО2 обратилась с досудебной претензией в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР, с требованием о досудебном урегулировании данного вопроса.

Из ответа на досудебную претензию Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 03 августа 2020 года № 1248 следует, что в настоящее время ведется необходимая работа с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для погашения задолженности перед молодыми семьями-участниками Подпрограммы. Финансирование будет осуществляться Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики по мере поступления денежных средств из федерального бюджета в бюджет Карачаево-Черкесской Республики.

Вместе с тем, истец обратилась в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики с требованием о проведении проверки законности действии Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья ФИО2 в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 17 декабря 2018 года.

Так, из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Молодая семья ФИО2 в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.

По данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, истец приобрела по договору купли-продажи жилое помещение за счет собственных средств и кредитных средств (ипотечный кредит).

Как установлено пунктом «Е» части 1 Правил, социальные выплаты используются: для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита

Судом отмечается, что спорная социальная выплата финансируется из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. В случае неиспользования средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в текущем году, они могут быть перераспределены в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

При таких данных, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

Кроме того, истцом заявлено требование о возмещении суммы расходов на услуги представителя.

Так, согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Конституционный Суд России в своём определении от 21 декабря 2004 года № 454-О выразил правовую позицию, согласно которой суд не вправе уменьшать размер взыскиваемых расходов на оплату услуг представителя произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов.

В данном случае ответчиком заявлены возражения касаемо размера расходов истца на оплату услуг представителя, а потому суд, учитывая категорию рассматриваемого спора, непосредственное участие представителя в ходе судебного разбирательства и подачу жалоб в органы Прокуратуры, полагает, что данное требование подлежит удовлетворению частично, а именно в размере 25000 рублей.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом, при обращении в суд была уплачена государственная пошлина, которая также подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о возложении обязанности выплатить молодой семье социальную выплату на приобретение жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике включить ФИО2 и несовершеннолетнего ФИО1, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год;

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике до 31 декабря 2021 года выплатить ФИО2 и несовершеннолетнему ФИО1 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2019 года на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства;

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево - Черкесской Республике выплатить молодой семье в составе: ФИО2 и несовершеннолетнего ФИО1, денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 540 321 (пятьсот сорок тысяч триста двадцать один) рубль 60 копеек, путем перевода данных денежных средств в счет погашения задолженности по ипотечному кредиту от 21 мая 2018 года заключенному между ФИО2 и созаемщиками - ФИО3, ФИО4 и ПАО «Сбербанк» открытый в дополнительном офисе Карачаево - Черкесского отделения ПАО «Сбербанк», БИК: 040702615, ИНН: <***>, КПП: 090102001, кор/счет: 30 на ссудный счет ;

Взыскать с Министерства туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево - Черкесской Республике в пользу истца Черновой Елены
ФИО5: расходы на уплату услуг представителя в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей; расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 17.09.2021 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Р.Х. Ижаев