Дело № 2-2552/22
24RS0013-01-2022-001781-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2022 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Стонт Н.В.,
при секретаре Лошмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Буценец Марианны Викторовны к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Буценец М.В. обратилась в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что 04 апреля 2022г. распоряжением и.о. Главы администрации Емельяновского района № 47рук уволена с должности руководителя муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района». Увольнение полагает незаконным, поскольку 19.09.2017 распоряжением администрации Емельяновского района № 101рук назначена на муниципальную должность муниципальной службы руководителя МКУ «УправЗем». В соответствии с трудовым договором от 01 сентября 2017 года и дополнительным соглашением №1 от 19.09.2017 к нему в должностные обязанности входило осуществление общего руководства деятельностью Управления, решение кадровых вопросов, организация учета и сохранности переданного имущества, заключение договоров от имени учреждения. В соответствии с решением Емельяновского районного Совета депутатов от 20.02.2019 № 45-251Р «О внесении изменений в решение Емельяновского районного Совета депутатов от 26.12.2011 № 24-116Р «Об утверждении структуры администрации Емельяновского района» МКУ «УправЗем» является структурным подразделением администрации района с правами юридического лица, руководитель которого находится в служебной зависимости от главы Емельяновского района. МКУ «УправЗем» является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, лесными участками и земельными участками, находящимся в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством. Распоряжением администрации Емельяновского района от 25.03.2021 № 38рук ей предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания до 31.03.2022, до этого находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Таким образом, первый рабочий день -01 апреля 2022г. 30.03.2022 получила извещение с приглашением явиться 01 апреля 2022г. на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе с целью рассмотрения вопроса о возможном возникновении конфликта интересов между ею и ее супругом Буценцом А.И., брак с которым заключен 25.10.2019, являющимся Главой Солонцовского сельсовета, а также Хасиевой Н.Э., являющейся подчиненным ей сотрудником с 2017 года, представляющей интересы Емельяновского района по уголовному делу, возбужденному в отношении истца. В тот же день- 30.03.2022 направила пояснения в комиссию об отсутствии конфликта интересов с Главой Солонцовского сельсовета Буценцом А.И., а так же обращение к и.о. Главы Емельяновского района Белуновой И.Е. о принятии мер по предотвращению возникновения конфликта интересов с Хасиевой Н.Э. путем направления для участия в уголовном деле иного представителя, не являющегося подчиненным истца. 01 апреля 2022г. (пятница) в 11.00ч. явилась на комиссию, по результатам которой принято решение, что имеется личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, и.о. Главы Емельяновского района рекомендовано уволить ее с муниципальной службы. 04 апреля 2022г. (понедельник) получила копию протокола комиссии, ознакомлена с распоряжением об увольнении с муниципальной службы № 47рук от 04.04.2022 по п. 7.1. части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Согласно протоколу комиссии от 01.04.2021 ей рекомендовано принять конкретные меры по предотвращению возникновения или урегулированию конфликта интересов, и.о. Главы Емельяновского района Белуновой И.Е. рекомендовано уволить работника в случае непринятия мер по предотвращению конфликта интересов. Однако, уволена в следующий рабочий день. С 01.01.2018 сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, подлежат включению в специальный реестр (ч. 7 ст. 81 ТК РФ, ст. ст. 13.2, 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ). Возможность возникновения у нее конфликта интересов с подчиненным сотрудником Хасиевой Н.Э. создана администрацией Емельяновского района тем, что Хасиевой Н.Э в сентябре 2021г. поручено представление интересов муниципального образования Емельяновский район по доверенности в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении истца. В настоящее время отсутствуют препятствия к замене Хасиевой Н.М. на иного представителя муниципального образования. Приняла меры по предотвращению возникновения конфликта интересов: 30.03.2022 направила обращение и.о. Главы Емельяновского района о принятии мер по предотвращению конфликта интересов с Хасиевой Н.Э. (вх. администрации 2334 от 30.03.2022). Урегулировать данный вопрос возможно путем направления для участия в уголовном деле в качестве представителя потерпевшей стороны лица, не являющегося ее подчиненным. Однако, работодателем таких мер принято не было. Возникновение конфликта интересов с Главой Солонцовского сельсовета невозможно по следующим причинам: Муниципальное образование Емельяновский район является муниципальным районом, Солонцовский сельсовет является сельским поселением. В соответствии с частью 3 ст. 17 вышеуказанного ФЗ отсутствует какое-либо подчинение или зависимость между органами местного самоуправления Емельяновского района и Солонцовского сельсовета. У руководителя МКУ «УправЗем» отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками и имуществом на территории Емельяновского района, все решения в сфере земельно-имущественных отношений принимаются непосредственно Главой Емельяновского района, издаются муниципальные правовые акты. Муниципальному учреждению лишь поручается организационная работа. Подчиненность между Главой Солонцовского сельсовета и руководителем МКУ «УправЗем» отсутствует, возможности получения каких-либо выгод, доходов в связи с наличием родства с Главой Солонцовского сельсовета так же нет. Отсутствовала личная заинтересованность, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей, таким образом, конфликт интересов с Главой Солонцовского сельсовета возникнуть не мог. Само по себе замещение определенной должности муниципальной службы и родственные связи, с учетом требований ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, не могут свидетельствовать о личной заинтересованности, влекущей конфликт интересов. Просила признать распоряжение № 47рук от 04.04.2022 об увольнении незаконным, восстановить на работе, взыскать заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда 500000 рублей (л.д. 3-7).
В судебном заседании Буценец М.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Кистанова А.С. (по доверенности- 136) против удовлетворения исковых требований возражала.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учитывая заключение ст. помощника прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, полагает исковые требования Буценец М.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 81 ТК РФ установлено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случае 7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированиюконфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящимКодексом, другими федеральнымизаконами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральнымзакономот 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде увольнения.
В силу части 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, относится к дисциплинарному взысканию.
Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (статья 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с положениями ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Согласно п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ.
В силу требований ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Судом установлено, что 1.09.2017 администрацией Емельяновского района и Буценец (Ковровой) М.В. заключен трудовой договор, по условиям которого истец принят руководителем муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края». Руководитель замещает должность муниципальной службы. Настоящий трудовой договор заключен на определенный срок на время исполнения обязанностей отсутствующего работника - руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» (л.д.100).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 19.09.2017 №1 внесены изменения в трудовой договор от 1.09.2017: назначена на должность руководителя МКУ «УправЗем», настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок (л.д.64).
Распоряжением администрации Емельяновского района Красноярского края от 19.09.2017 № 101рук истец назначена на муниципальную должность муниципальной службы руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» с 19 сентября 2017 года (л.д. 63).
Распоряжением и.о. Главы Емельяновского района Красноярского от 25.01.2018 № 22рук. Буценец (Ковровой) М.В. предоставлен отпуск по беременности и родам с 27 января 2018 года по 11 июня 2018 года (л.д. 65).
Распоряжением и.о. Главы Емельяновского района Красноярского от 18.06.2018 № 82рук. Буценец (Ковровой) М.В. предоставлен отпуск по уходу ребенком до достижения возраста трёх лет с 12.06.2018 по 31.03.2021 (л.д. 65).
Распоряжением администрации Емельяновского района Красноярского края от 21.03.2021 № 38рук предоставлен Буценец М.В.-руководителю МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры - администрации Емельяновского района» отпуск без сохранения денежного содержания с 01 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года продолжительностью 1 год (л.д. 68).
25.10.2019 истцом и Буценец А.И. заключен брак (л.д. 67).
31.01.2020 истец сообщила работодателю информацию о вступлении в брак с Буценец А.И. (л.д.112).
30.03.2022 истец приглашена на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе 1.04.2022 в 11 часов, поскольку на имя и.о. Главы района от прокуратуры Емельяновского района поступило предостережение о недопустимости нарушений Буценец М.В. законодательства о противодействии коррупции: является руководителем МКУ «УправЗем» и обладает широким кругом организационно-распорядительных полномочий в сфере земельно- имущественных отношений в районе, кадровых вопросов, является супругой Главы Солонцовского сельсовета, подсудимой по уголовному делу о преступлении, причинившем вред муниципальному образованию, ее подчиненная Хасиева Н.Э. представляет интересы потерпевшей стороны по данному делу, чем создан конфликт интересов с подчиненным сотрудником Хасиевой Н.Э. и Главой Солонцовского сельсовета Буценцом А.И. (л.д. 25).
30.03.2022 истцом председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, и.о. Главы Емельяновского района направленыобъяснения (л.д.116-118).
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе решено, что у муниципального служащего Буценец М.В. имеется личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов; рекомендовано муниципальному служащему Буценец М.В. принять меры по предотвращению возникновения или урегулированию конфликта интересов; рекомендовать и.о. Главы района Белуновой И.Е. принять конкретные меры по недопущению конфликта интересов у муниципального служащего Буценец М.В. и недопустимости нарушений законодательства противодействия коррупции в случае непринятия мер по предотвращению конфликта интересов самим служащим Буценец М.В., являющейся стороной конфликта интересов (л.д. 86-87).
Распоряжением администрации Емельяновского района от 4.04.2022 № 47рук расторгнут трудовой договор с Буценец М.В.- руководителем МКУ «Управление земельно- имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» 04 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 7.1 части первой ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации- непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (л.д. 88).
В судебных заседаниях истец поясняла, что 04 апреля 2022г. распоряжением и.о. Главы администрации Емельяновского района № 47рук уволена с должности руководителя муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района». С 2018г. по 31.03.2022 фактически не исполняла трудовые обязанности руководителя МКУ «УправЗем» в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком, без содержания. 30.03.2022 получила извещение с приглашением явиться 01 апреля 2022г. – первый рабочий день-на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе с целью рассмотрения вопроса о возможном возникновении конфликта интересов между ею и ее супругом Буценцом А.И., брак с которым заключен 25.10.2019, являющимся Главой Солонцовского сельсовета, а также Хасиевой Н.Э., являющейся подчиненным ей сотрудником с 2017 года, представляющей интересы Емельяновского района по уголовному делу, возбужденному в отношении истца. 30.03.2022 направила пояснения в комиссию об отсутствии конфликта интересов с Главой Солонцовского сельсовета Буценцом А.И., а так же обращение к и.о. Главы Емельяновского района Белуновой И.Е. о принятии мер по предотвращению возникновения конфликта интересов с Хасиевой Н.Э. путем направления для участия в уголовном деле иного представителя, не являющегося подчиненным истца. 01 апреля 2022г. (пятница) в 11.00ч. явилась на комиссию, по результатам которой принято решение, что имеется личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, и.о. Главы Емельяновского района рекомендовано уволить ее с муниципальной службы. 04 апреля 2022г. (понедельник) получила копию протокола комиссии, ознакомлена с распоряжением об увольнении с муниципальной службы № 47рук от 04.04.2022 по п. 7.1. части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Согласно протоколу комиссии от 01.04.2021 ей рекомендовано принять конкретные меры по предотвращению возникновения или урегулированию конфликта интересов, и.о. Главы Емельяновского района Белуновой И.Е. рекомендовано уволить работника в случае непринятия мер по предотвращению конфликта интересов. Однако, уволена в следующий рабочий день. С 01.01.2018 сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, подлежат включению в специальный реестр (ч. 7 ст. 81 ТК РФ, ст. ст. 13.2, 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ). Возможность возникновения у нее конфликта интересов с подчиненным сотрудником Хасиевой Н.Э. создана администрацией Емельяновского района тем, что Хасиевой Н.Э в сентябре 2021г. поручено представление интересов муниципального образования Емельяновский район по доверенности в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении истца. Отсутствуют препятствия к замене Хасиевой Н.М. на иного представителя муниципального образования. Приняла меры по предотвращению возникновения конфликта интересов: 30.03.2022 направила обращение и.о. Главы Емельяновского района о принятии мер по предотвращению конфликта интересов с Хасиевой Н.Э. (вх. администрации 2334 от 30.03.2022). Урегулировать данный вопрос возможно путем направления для участия в уголовном деле в качестве представителя потерпевшей стороны лица, не являющегося ее подчиненным. Возникновение конфликта интересов с Главой Солонцовского сельсовета невозможно по следующим причинам: Муниципальное образование Емельяновский район является муниципальным районом, Солонцовский сельсовет является сельским поселением. В соответствии с частью 3 ст. 17 вышеуказанного ФЗ отсутствует какое-либо подчинение или зависимость между органами местного самоуправления Емельяновского района и Солонцовского сельсовета. В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-Ф3 «О введении в действе Земельного кодекса Российской Федерации», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправление муниципального района и у сельского поселения такие полномочия отсутствуют. У руководителя МКУ «УправЗем» отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками и имуществом на территории Емельяновского района, все решения в сфере земельно-имущественных отношений принимаются непосредственно Главой Емельяновского района, издаются муниципальные правовые акты. Муниципальному учреждению лишь поручается организационная работа. Подчиненность между Главой Солонцовского сельсовета и руководителем МКУ «УправЗем» отсутствует, возможности получения каких-либо выгод, доходов в связи с наличием родства с Главой Солонцовского сельсовета так же нет. Отсутствовала личная заинтересованность, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, таким образом, конфликт интересов между с Главой Солонцовского сельсовета возникнуть не мог. Само по себе замещение определенной должности муниципальной службы и родственные связи, с учетом требований ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, не могут свидетельствовать о личной заинтересованности, влекущей конфликт интересов. Просила признать распоряжение № 47рук от 04.04.2022 об увольнении незаконным, восстановить на работе, взыскать заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда 500000 рублей.
В судебных заседаниях представители ответчика настаивали, что увольнение истца произведено без нарушений требований действующего законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 42 Устава Емельяновского района Красноярского края в структуру администрации Емельяновского района входят отделы, управления и другие структурные подразделения. В соответствии с Положением МКУ УправЗем является юридическим лицом, функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района Красноярского края по осуществлению права владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, входит в структуру администрации. В соответствии с п. 5.1. Положения об МКУ УправЗем Управление возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Главой Емельяновского района. Распоряжением Главы Емельяновского района Красноярского края от 19.09.2017 № 101рук. истец назначена на муниципальную должность муниципальной службы руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района». С 27 января 2018 года по 31 марта 2022 года истец находилась в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком, без содержания. Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком вступила в брак с Буценцом А.И.- Главой Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. В 2019 году у Буценец М.В. возник конфликт интересов, предусмотренный ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Солонцовский сельсовет в силу Устава Емельяновского района Красноярского края входит в состав муниципальных образований Емельяновского района (ст. 6 Устава). В соответствии с абз. 11 п.2.2. Положения об МКУ «УправЗем» МКУ УправЗем основными задачами Управления являются, в том числе, обеспечение муниципального сдельного контроля в отношении расположенных не территории муниципального образования Емельяновский район объектов земельных отношений, а также объектов земельных отношений, расположенных в границах, входящих в состав района сельских поселений. Замещение должности Главы муниципального образования связано с непосредственной подконтрольностью Буценца А.И. его супруге - Буценец М.В., которая является руководителем МКУ «УправЗем», что является недопустимым. Буценец М.В. с момента, когда ей стало известно о возникшем конфликте интересов (дата вступления в брак в 2019 году) не уведомила об этом представителя нанимателя (работодателя) и приступила к работе 01.04.2022. 19.03.2022 и.о. Главы Емельяновского района Красноярского края из прокуратуры Емельяновского района Красноярского края поступило предостережение о недопустимости нарушений законодательства о противодействии коррупции со стороны руководителя МКУ УправЗем Буценец М.В. Кроме того, в предостережении прокуратуры Емельяновского района Красноярского края сообщались факты, того, что Буценец М.В. является подсудимой по головному делу о преступлении, причинившем вред муниципальному образованию, а ее подчиненная Хасиева Н.М., является представителем потерпевшего по уголовному делу, в силу чего выход Буценец М.В. из отпуска на занимаемую должность и приобретение последней вышеуказанных полномочий создает конфликт интересов руководителя МКУ УправЗем, подчиненного сотрудника Хасиевой Н.Э., и Главы администрации Солонцовского сельсовета. 30.03.2022 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, по результатам которой установлено, что у Буценец М.В. имеется личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, а также рекомендовано муниципальному служащему Буценец М.В. принять меры по предотвращению возникновения или урегулированию конфликта интересов; рекомендовано и.о. Главы района принять конкретные меры по недопущению конфликта интересов у муниципального служащего Буценец М.В. и недопустимости нарушений законодательства противодействия коррупции, в случае если Буценец М.В., не будут приняты меры по предотвращению конфликта интересов добровольно, руководствуясь пунктом 2.3. статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», уволить муниципального служащего с муниципальной службы. Принимая во внимание, что муниципальным служащим Буценец М.В. не выполнены требования по урегулированию конфликта интересов, 04.04.2022 администрацией Емельяновского района Красноярского края издано распоряжение № 47 рук о расторжении трудового договора с Буценец М.В. по п. 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что с 27.01.2018 по 31.03.2022 истец по установленным законом основаниям не исполняла обязанности руководителя МКУ «УправЗем» администрации Емельяновского района, 30.03.2022 истец приглашена на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе 1.04.2022 в 11 часов; 30.03.2022 истцом председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, и.о. Главы Емельяновского района направленыобъяснения.
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе решено, что у муниципального служащего Буценец М.В. имеется личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов; рекомендовано муниципальному служащему Буценец М.В. принять меры по предотвращению возникновения или урегулированию конфликта интересов; рекомендовать и.о. Главы района Белуновой И.Е. принять конкретные меры по недопущению конфликта интересов у муниципального служащего Буценец М.В. и недопустимости нарушений законодательства противодействия коррупции в случае непринятия мер по предотвращению конфликта интересов самим служащим Буценец М.В., являющейся стороной конфликта интересов. Распоряжением администрации Емельяновского района от 4.04.2022 № 47рук расторгнут трудовой договор с Буценец М.В.- руководителем МКУ «Управление земельно- имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» 04 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 7.1 части первой ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Суд полагает обоснованными доводы истца, что его увольнение по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ- непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, незаконным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Так, согласно п. 7.1 ч.2 ст. 81 ТК РФ увольнение работника возможно в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированиюконфликта интересов, стороной которого он является, именно по указанному основанию истец уволена с работы.
Принимая во внимание буквальное толкование п. 7.1 ч.2 ст. 81 ТК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств: Буценец М.В. с 27.01.2018 по 31.03.2022 не исполняла трудовые обязанности муниципальной службы, 31.01.2020 сообщила работодателю информацию о вступлении в брак с Буценец А.И. (л.д.112), первый рабочий день истца 1.04.2022, при этом, 30.03.2022 работодателем она приглашена на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Емельяновского района, ее структурных подразделений и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе с целью рассмотрения вопроса о возможном возникновении конфликта интересов (л.д. 115), 30.03.2022 направила пояснения в комиссию об отсутствии конфликта интересов с Главой Солонцовского сельсовета Буценцом А.И. (л.д. 11-118), 30.03.2022 написала заявление Главе Емельяновского района (л.д. 116) о принятии мер по предотвращению возникновения конфликта интересов с Хасиевой Н.Э. путем направления для участия в уголовном деле иного представителя, не являющегося подчиненным истца, при этом, возможность возникновения данного конфликта создана работодателем, поскольку в материалы дела ответчиком не представлено доказательств, что работодатель не имел возможности направить в суд в качестве представителя по уголовному делу иного работника, не находящегося в подчинении истца, 1.04.2022 – первый рабочий день-истец дала на комиссии пояснения относительно возможности возникновения конфликта интересов с Буценец А.И., до выхода на работу- 1.04.2022 у истца не было обязанности принимать меры к урегулированию или предотвращению конфликта, а у работодателя требовать принятия данных мер, суд убежден, что работником на 4.04.2022 приняты достаточные меры к предотвращению или урегулированию конфликта интересов (направление заявлений 30.03.2022 в комиссию, Главе Емельяновского района), ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено, как и не представлено достаточных доказательств наличия конфликта интересов на 4.04.2022, совершения на 4.04.2022 истцом дисциплинарного проступка, суд полагает необходимым признать незаконным распоряжение администрации Емельяновского района Красноярского края от 4.04.2022 № 47рук об увольнении Буценец М.В., восстановить Буценец М.В. на работе руководителем МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» с 5.04.2022.
При этом суд учитывает, что решением комиссии от 1.04.2022 (пятница) рекомендовано муниципальному служащему Буценец М.В. принять меры по предотвращению возникновения или урегулированию конфликта интересов; рекомендовать и.о. Главы района Белуновой И.Е. принять конкретные меры по недопущению конфликта интересов у муниципального служащего Буценец М.В. и недопустимости нарушений законодательства противодействия коррупции в случае непринятия мер по предотвращению конфликта интересов самим служащим Буценец М.В., являющейся стороной конфликта интересов, 4.04.2022 (первый рабочий день) работодателем принято решение об увольнении истца, то есть, времени для принятия мер по предотвращению конфликта интересов самим служащим Буценец М.В. не предоставлено в нарушение как решения комиссии, так и действующего законодательства.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Расчет среднего заработка произведен судом согласно Положению «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
С ответчика в пользу истца суд полагает необходимым взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 5.04.2022 по 2.09.2022 в размере 347212 рублей 32 копейки из расчета: ( 8877 рублей 16 копеек (начисленная заработная плата- л.д. 119, 127, 144):2 дн (фактически отработанное время) х 104 дн (вынужденный прогул).
Поскольку работодателем увольнение работника произведено незаконно, работнику действиями ответчика причинен моральный вред, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу Буценец М.В. компенсацию морального вреда 5000 рублей. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает личность истицы, обстоятельства причинения морального вреда, вину ответчика, характер и степень нравственных страданий истца, вызванных нарушением его трудовых прав. Размер указанной компенсации, по мнению суда, является справедливым и соразмерным с учетом степени и характера допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истицы.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6972 рубля 12 копеек с требований имущественного и неимущественного характера в доход местного бюджета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Буценец Марианны Викторовны к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время в0ынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации Емельяновского района Красноярского края от 4.04.2022 № 47рук об увольнении Буценец Марианны Викторовны.
Восстановить Буценец Марианну Викторовну на работе руководителем МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» с 5.04.2022.
Взыскать с администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу Буценец Марианны Викторовны заработную плату за время вынужденного прогула 347212 рублей 32 копейки, в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
Взыскать с администрации Емельяновского района Красноярского края государственную пошлину в сумме 6972 рубля 12 копеек в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в месячный срок по истечение 5 дней с момента оглашения.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 5.09.2022