ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2553/2022 от 13.07.2022 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-2553/2022

64RS0044-01-2022-003935-75

Решение

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,

при секретаре Замараеве В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саратова к администрации муниципального образования «Город Саратов» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов,

установил:

прокурор г. Саратова, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании привести место накопления отходов, расположенное по адресу г. Саратов , геолокация 51.48046, 45.893614 в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно эпидемиологического благополучия населения путем оборудования ограждения, обеспечивщего предупреждение распространения коммунальных отходов за ее пределы, а также твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что место накопления отходов, расположенное по адресу г. Саратов , геолокация 51.48046, 45.893614 не соответствует требованиями законодательства РФ в области санитарно эпидемиологического благополучия населения - отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения коммунальных отходов за ее пределы, а также твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Бездействие ответчика нарушает требования действующего законодательства об охране окружающей среды, права неопределенного круга лиц.

В связи с чем, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции, Федерального закона от N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от N 89-ФЗ "Оботходахпроизводства и потребления", Федеральный закон от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Правительства РФ от N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальнымиотходамии внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от N 641", Правила обращения с твердыми коммунальнымиотходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от , вынужден обратится в суд с настоящим иском.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указал об отсутствии финансирования и невозможности выполнить требования прокурора в кратчайшие сроки. В связи с постановлением Администрации муниципального образования г. Саратов от утверждена программа развития ЖКХ на территории г. Саратова 2018 и 2022 год. В период с 2020 по 2022 год запланировано строительство контейнерных площадок на муниципальных земельных участках, которые не разграничены. В летний период запланированы работы по благоустройству контейнерной площадки, установленной по адресу готовится документация для проведения дальнейших работ. В связи с чем считает требование прокуратуры преждевременным и не подлежащим удовлетворению

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 Федерального закона от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что место накопления отходов, расположенное по адресу г. Саратов , геолокация 51.48046, 45.893614 в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно эпидемиологического благополучия населения не оборудовано ограждением, обеспечивщим предупреждение распространения коммунальных отходов за ее пределы, а также твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод

В адресадминистрации муниципального образования «Город Саратов» истцом вынесено представление с требованием оборудовать контейнерную площадку, соответствующую требованиям законодательства РФ в области санитарно эпидемиологического благополучия населения.

До настоящего времени требования, изложенные в представлении, ответчиком не выполнены.

Оценив в совокупности все исследованные доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу, что факт нарушения требований действующего законодательстваоботходахпроизводства и потребления, санитарно- эпидемиологического законодательства на месте накопления отходов, по адресу г. Саратов , геолокация 51.48046, 45.893614 нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Бездействие ответчика нарушает требования действующего законодательства и права неопределенного круга лиц.

Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь засобойпричинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст.1065 ГК РФ.

Разрешая требования истца в части установления срока исполнения решения, суд учитывает положения ч. 2 ст.206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя такой срок, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, учитывает характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, наличие необходимых денежных средств.

При таких обстоятельствах суд находит срок устранения выявленных нарушений дляадминистрации муниципального образования «Город Саратов» следует установить в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Саратова к администрации муниципального образования «Город Саратов» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» привести место накопления отходов, расположенное по адресу г. Саратов , геолокация в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно эпидемиологического благополучия населения путем оборудования ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения коммунальных отходов за ее пределы, а также твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено .

Судья Е.Ю. Галицкая