К делу № 2-2554/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2014 года Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи: Канаревой М.Е.,
при секретаре: Апселямовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2.335 кв.м. для эксплуатации производственной базы по ремонту сельскохозяйственной техники и автомашин на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес> сельского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; обязании администрации муниципального образования г. Краснодар утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка площадью 2.335 кв.м. для эксплуатации производственной базы по ремонту сельскохозяйственной техники и автомашин на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес> сельского округа <адрес>.
Заявитель в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, пояснил, что заявитель является собственником производственного здания литер «А» площадью 181,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Реализуя свое право на предоставление земельного участка, необходимого для эксплуатации производственного здания, заявитель за свой счет подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> <адрес> и обратился в администрацию муниципального образования <адрес> за утверждением указанной схемы, предоставив все необходимые документы, предусмотренные административным регламентом. Однако письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в утверждении схемы и истребованы документы, не предусмотренные действующим законодательством. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар и Администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности ФИО3 в судебном заедании возражал против заявленных требований, пояснил, что имеются разночтения в техническом паспорте, а именно строение литер А и навес литер «Г» числятся как капитальные строения, в то время как навес литер «Г» не является капитальным строением. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствие с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1).
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).
Суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому: принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица (абз. 1).
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (абз. 3).
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда (абз. 4).
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства (абз. 5).
Обсуждая вопрос о пропуске заявителем срока обращения в суд, суд исходит из следующего.
Установлено, что ФИО1 было отказано в предоставлении муниципальной услуги письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.03.2014 г. (л.д. 6).
Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением ДД.ММ.ГГГГ г, т.е. в трехмесячный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявителем не пропущен срок для обращения в суд.
Согласно свидетельству о регистрации права, ФИО1 является собственником производственного здания, площадью 181,2 кв.м., инвентарный номер: 83321, литер: А, этажность: 1, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д. 7).
В соответствие с абз. 1 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости».
Установлено, что ФИО1 подал в Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг документы для получения услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Пунктом 16 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634 (далее по тексту - Административный регламент), предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых утверждении схем расположения земельных участков для эксплуатации зданий, строений, сооружений, помещений:
1) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Административному регламенту;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (подлинник для ознакомления);
3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);
4) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (подлинник для ознакомления);
5) схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
6) материалы аналитических (инструментальных) измерений, представленных в форме отчета, для вычисления фактической площади земельного участка;
7) копия правоустанавливающего документа на земельный участок (при наличии) (подлинник для ознакомления);8) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такие здания, строения, сооружения, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в ЕГРП (подлинники для ознакомления);
9) выписка из ЕГРП о правах на ранее учтенный земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с законодательством, или:
уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
копия документа, удостоверяющего (устанавливающего) право на земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (подлинник для ознакомления);
10) копия плана земельного участка с расположением зданий, строений, сооружений, находящихся на приобретаемом земельном участке с экспликацией (при наличии) к нему (из технического, кадастрового паспорта, инвентарного дела) (подлинник для ознакомления).
В судебном заседании судом обозревался сшив документов, из содержания которого следует, что 12.02.2014 г. при обращении ФИО1 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар через МФЦ, вместе с заявлением им были поданы следующие документы:
- заявление на имя директора ДАиГ МО г. Краснодар 12.02.2014 - подлинник;
- паспорт - копия;
- технический паспорт от 2811.2013 г. № - копия;
- топографический план - подлинник;
- материалы геодезических работ по определению местоположения границ, 2013 - подлинник;
- справка МУ Градинформ от ДД.ММ.ГГГГ № - подлинник;
- адресная справка от ДД.ММ.ГГГГ № - подлинник;
- выписка из ЕГРП 23-0-1-172/4021/2013-1724 - подлинник;
- свидетельство о гос. регистрации права 23-АЕ № - копия;
- договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ - копия;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, 2013г - подлинник.
На основании установленного, суд приходит к выводу, что заявитель сдал в МФЦ все документы, предусмотренные Административным регламентом.
В соответствие с пунктом 12 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.03.2014 г. № 29/900-1, Департамент не имеет возможности продолжить оформление проекта постановления «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по <адрес>» по следующим основаниям: согласно СНиП II-97-76 нормативная плотность застройки 38% применяется для предприятий по ремонту сельскохозяйственной техники на 40 и более тракторов, в связи с чем необходимо подтвердить данное обстоятельство (предоставить документы на с/х технику на 40 единиц), либо предоставить актуальный расчет обоснования площади формируемого земельного участка исходя из его фактического использования. Согласно техническому паспорту на участке расположены капитальное строение литер «А» и навес литер «Г», в схеме указано, что все здания капитальные, в связи с чем необходимо устранить разночтения. Заказ с рассмотрения (л.д.6).
Суд обращает внимание, что департаментом у заявителя дополнительно затребованы: документы на с/х технику на 40 единиц либо актуальный расчет обоснования площади формируемого земельного участка исходя из его фактического использования; также указано на разночтение: в техническом паспорте указаны капитальные строения литер «А» и навес литер «Г», в схеме указано, что все здания капитальные.
Обсуждая требования о дополнительном предоставлении актуального расчета обоснования площади формируемого земельного участка исходя из его фактического использования, суд учитывает следующее.
В силу требований абз. 2 ч.7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка
Согласно разделу 3.2.2. Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения
градостроительной документации" при разработке проекта межевания территорий в границы
земельных участков включаются территории: под зданиями и сооружениями; проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям; открытых площадок для временного хранения автомобилей; придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей; хозяйственных площадок; физкультурных площадок; резервных территорий (п.6)
Для территориальных зон промышленной и коммунально-складской застройки границы земельных участков предприятий и иных объектов определяются с учетом количества работающих, технологии производства, грузооборота и других характеристик существующих и размещаемых объектов исходя из минимально допустимых размеров земельных участков и нормативной плотности застройки площадок предприятий (п.7)
Согласно требованиям "СП 19.133330.2011. Свод правил. Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуальная редакция СНиП II-97-76*», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г № 788, в площадь застройки предприятия должны включаться площади, занятые зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузочно-разгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, проходные каналы инженерных коммуникаций, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также выгулы для животных, птиц и зверей, площадки для стоянки автомобилей, сельскохозяйственных машин и механизмов, открытые склады различного назначения; при условии, что размеры и оборудование выгулов, площадок для стоянки автомобилей и складов открытого хранения принимаются по нормам технологического проектирования. В площадь застройки также должны включаться резервные площади на площадке предприятия, указанные в задании на проектирование для размещения на них зданий и сооружений второй очереди строительства (в пределах габаритов указанных зданий и сооружений).
Как следует из справки МУ «Градинформ» «О расчете производственных площадей» от 07.07.2011 г. № 23/3-4791, фактическая территория производственной базы по ремонту сельскохозяйственной техники и автомашин площадью 2.335,03 кв.м., соответствует нормативной площади (СНиП11-97-76).
Суд обращает внимание, что в соответствии с Административным регламентом заявитель представил технический паспорт и схему границ земельного участка, согласно которым фактическая площадь земельного участка составляет 2.335,0 кв.м., что свидетельствует о достоверности и актуальности информации, в связи с чем, не ясны основания, по которым Департамент затребовал дополнительно актуальный расчет обоснования площади формируемого земельного участка исходя из его фактического использования.
Обсуждая указание Департамента на разночтение: в техническом паспорте указаны капитальные строения литер «А» и навес литер «Г», в схеме указано, что все здания капитальные, суд обращает внимание, что фактически Департамент указал о соответствии сведений, изложенных в техническом паспорте и в схеме – все строения указаны как капитальные.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные Департаментом, не основаны на законе и являются надуманными.
На основании изложенного, ст. 36 ЗК РФ, Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории» и
руководствуясь ст.ст. 194 -199, 209, 256, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2.335 кв.м. для эксплуатации производственной базы по ремонту сельскохозяйственной техники и автомашин на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес> сельского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 29/900-1, изложенный в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка площадью 2.335 кв.м. для эксплуатации производственной базы по ремонту сельскохозяйственной техники и автомашин на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес> сельского округа <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: