ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2555/20 от 26.11.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Гражданское дело № 2-2555/2020

УИД 47RS0005-01-2020-002605-26

26 ноября 2020 года г. Выборг

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Наторхине Д.А.

гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов.

В обоснование заявленных требований Выборгский городской прокурор указал, что актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 20 апреля 2020 года, составленным в ходе осмотра, составленного лесничим Лесогорского участкового лесничества, установлено, что в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Селезневское участковое лесничество) на земельном участке лесного фонда, с координатами <данные изъяты> расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, примерным объемом 20 куб.м..

Актом осмотра территории от 20 апреля 2020 года, составленным Лесничим Лесогорского участкового лесничества, установлено, что в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Селезневское участковое лесничество) на земельном участке лесного фонда, с координатами <данные изъяты> расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, примерным объемом 60 куб.м..

Актом осмотра территории от 20 апреля 2020 года, составленным Лесничим Лесогорского участкового лесничества, установлено, что в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Селезневское участковое лесничество) на земельном участке лесного фонда, с координатами <данные изъяты> расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, примерным объемом 400 куб.м..

Размещение отходов произведено на земляной подстилке необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.

Установить собственников указанных отходов, а также лицо, осуществившее их сброс на почву, не представилось возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу. Указанный лесной участок не передан в аренду.

Истец просит обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда:

- объемом около 20 куб.м. с координатами <данные изъяты> в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества;

- объемом около 60 куб.м. с координатами <данные изъяты> в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества;

- объемом около 20 куб.м. с координатами <данные изъяты> в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества.

Представитель истца помощник прокурора Тайдакова И.Н. требования поддержала.

Представитель ответчика требования не признал, в удовлетворении просил отказать.

Представители третьего лица ЛОГКУ «Ленобллес» требования не признали.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, полагает, что заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п. 4 ч. 1 и ч. 3).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 13 октября 2015 года № 336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области также установлены Положениями закона Ленинградской области от 4 марта 2010 года № 7-оз «Об обращении с отходами в Ленинградской области».

Пунктами 4, 5 ст. 14 указанного закона предусмотрено, органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Нормой ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно пункту 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 20 апреля 2020 года, составленным в ходе осмотра, составленного лесничим Лесогорского участкового лесничества, установлено, что в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Селезневское участковое лесничество) на земельном участке лесного фонда, с координатами 31.01381, 28.57521 расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, примерным объемом 20 куб.м..

Актом осмотра территории от 20 апреля 2020 года, составленным Лесничим Лесогорского участкового лесничества, установлено, что в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Селезневское участковое лесничество) на земельном участке лесного фонда, с координатами 61.01380, 28.57553 расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, примерным объемом 60 куб.м..

Актом осмотра территории от 20 апреля 2020 года, составленным Лесничим Лесогорского участкового лесничества, установлено, что в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Селезневское участковое лесничество) на земельном участке лесного фонда, с координатами 61.01381, 28.57572 расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, примерным объемом 400 куб.м..

Указанные земельные участки в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Собственник отходов не установлен, в аренду указанные земельные участки не предоставлены.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.

Специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Территориальных управлений Росимущества.

Органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года № 341 «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно пункту 1.3 Положения Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.

В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года № 603-р «О создании Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Управление лесами Ленинградской области», учреждение находится в ведении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.

Суд приходит к выводу о том, что полномочия в сфере лесных отношений в Ленинградской области, переданные субъекту РФ - Ленинградской области, в частности по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, и, следовательно, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязан провести мероприятия по очистке спорного земельного участка от захламления твердыми коммунальными отходами путем вывоза на лицензированный полигон бытовых отходов.

Доводы о том, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Проанализировав общие положения об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, установленные ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, устанавливающих порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, суд считает, что удаление (ликвидация) загрязнения лесов отходами производства и потребления относится к мерам защиты и санитарной безопасности в лесах.

Суд отклоняет довод Комитета по природным ресурсам Ленинградской области о том, что законом не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенции из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок). Осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения относится к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ).

При этом в силу ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает Комитет по природным ресурсам Ленинградской области от обязанности устранить нарушения законодательства об охране лесов от отходов производства и потребления.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая срок, в течение которого ответчиками должна быть ликвидирована несанкционированная свалка отходов, суд учитывает, что для проведения соответствующих работ требуются временные затраты и финансовые затраты. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда до 31 мая 2021года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов удовлетворить частично.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления объемом около 20 куб.м. путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда с координатами <данные изъяты> в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества в срок до 31 мая 2021 года.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления объемом около 400 куб.м. путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда с координатами <данные изъяты> в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества в срок до 31 мая 2021 года.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления объемом около 60 куб.м. путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда с координатами <данные изъяты> в квартале 7 выдел 22 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества в срок до 31 мая 2021 года.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2020 года.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева

Секретарь Д.А. Наторхин

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-2555 за 2020 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

На ______________________ 2020 года решение не вступило в законную силу.

Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева

Секретарь Д.А. Наторхин