ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2556 от 16.05.2011 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2556/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 мая 2011 года гражданское дело по иску ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней  С.А., ФИО2, ФИО6 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Л.Н., ФИО4, ФИО7 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних К.А. и С.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и неправомерным бездействие Правительства Российской Федерации, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения их заявления, в необеспечении объективного, всестороннего рассмотрения заявления, в непринятии мер по защите нарушенных прав, а также взыскать с Министерства финансов Российской Федерации по ... руб. компенсации морального вреда в пользу каждого.

В обоснование исковых требований указано, что решением суда   на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО2 на состав семьи тринадцать человек вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя   было возбуждено исполнительное производство о принудительном исполнении решения суда. В установленный законом двухмесячный срок решение не исполнено. В марте 2010 года истцы обратились в Правительство Российской Федерации с заявлением об обеспечении исполнения решения суда, которое было получено в отделе писем аппарата Правительства 9 марта 2010 года. Однако в срок, установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», их заявление рассмотрено не было, ответ из Правительства Российской Федерации не поступил.

Министерством финансов Российской Федерации был представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в исковом заявлении доказательств, свидетельствующих о том, что действия (бездействие) должностных лиц Правительства Российской Федерации были направлены в форме умысла или неосторожности, могли повлечь причинение морального вреда истцам при рассмотрении их заявления, а также устанавливающих причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и причиненным вредом, не содержится. Отсутствуют также доказательства нарушения личных неимущественных прав либо нематериальных благ истцов при рассмотрении их заявления. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми   в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней   С.А., ФИО2, ФИО6 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней   Л.Н., ФИО4, ФИО7 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних   К.А. и   С.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда отказано.

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми   решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми   было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Правительством Российской Федерации представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что письмо К-вых   о невыполнении судебными приставами решения суда по обеспечению жильем зарегистрировано в электронной базе данных Аппарата Правительства Российской Федерации   и в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено в УФССП России по Республике Коми с уведомлением авторов  . Задержка с рассмотрением обращения К-вых в Аппарате Правительства РФ связана с резким увеличением объёма поступающих писем граждан при сохранении неизменной штатной численности отдела по работе с обращениями граждан.

На основании определения суда   к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФССП по РК.

Истцы, их представитель ФИО8, представители Правительства РФ, третьего лица УФССП по РК, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.

С учётом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель Министерства финансов РФ ФИО1 иск не признал.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми   на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» была возложена обязанность предоставить ФИО2 на состав семьи тринадцать человек: ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО11 вне очереди на территории г. Сыктывкара на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 83,7 кв.м.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Коми   было возбуждено исполнительное производство  . Названным постановлением должнику Администрации МО ГО «Сыктывкар» был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

16 апреля, 15 июля 2010 года судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации МО ГО «Сыктывкар» направлялись требования об исполнении решения суда. Из ответов должника следует, что в настоящее время Администрация МО ГО «Сыктывкар» не располагает свободными жилыми помещениями для предоставления их взыскателям. Жилые помещения будут предоставлены в порядке очередности по списку граждан, в отношении которых вынесено решение суда о предоставлении жилой площади.

2 марта 2010 года истцы направили в адрес Правительства Российской Федерации заявление   о неисполнении решения суда о предоставлении жилья вне очереди, в котором просили обеспечить исполнение судебного решения   и обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить благоустроенное помещение.

Согласно почтовому уведомлению о вручении, письмо К-вых было получено отделом писем Правительства РФ 09 марта 2010 года.

29 марта 2010 года в электронной базе данных Аппарата Правительства Российской Федерации было зарегистрировано коллективное обращение К-вых.

29 марта 2010 года в адрес К-вых  ) начальником отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации было направлено уведомление   о направлении в УФССП России по Республике Коми в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на рассмотрение для ответа по существу вопроса их обращения.

Из письма Аппарата Правительства РФ   в адрес УФССП по РК следует, что в адрес УФССП по РК направлено для рассмотрения коллективное обращение К-вых. О результатах рассмотрения обращения поручено сообщить заявителям и информировать Аппарат Правительства РФ.

Указанное обращение из УФССП России по Республике Коми было направлено в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств для дачи ответа по существу поставленных в нём вопросов, что подтверждено письмом  .

09 и 19 апреля 2010 года начальником отдела – старшим судебным приставом   С.В. были подготовлены ответы ФИО12, в котором указывалось, что в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» находятся на исполнении 129 неисполненных судебных решений. Сформирована очередность исполнения их требований по датам судебных решений. Причинами длительного неисполнения решения суда о предоставлении жилого помещения является значительный объём судебных решений о предоставлении жилых помещений и отсутствие у администрации свободных жилых помещений, удовлетворяющих требованиям исполнительного документа, недостаточность финансирования из всех бюджетов мероприятий по строительству или приобретению жилья и существующая очередность исполнения решений суда о предоставлении жилья, в которую входят различные категории граждан. Наряду с этим ФИО12 было сообщено, что они числятся в очереди на предоставление жилой площади под номером ....

23 апреля 2010 года в адрес ФИО13 и в отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ направлено письмо заместителя руководителя УФССП по РК   О. А., в котором указано, что информация по аналогичным вопросам, изложенным в обращениях, направленных, в том числе, в адрес председателя Правительства РФ, была направлена межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств  .

Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 1 названного Федерального закона установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приведены понятия основных терминов, используемые в данном Федеральном законе.

Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; к заявлению относится просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба представляет собой просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии с названным Федеральным законом обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10).

Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона).

Статьей 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 утвержден Регламент Правительства Российской Федерации, разделом IX которого определен порядок работы с обращениями граждан.

В силу пунктов 10, 12, 125, 127 названного Регламента Правительство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок. Работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Аппарат Правительства.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации   утверждено Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 1 и подп. «и» п. 4 названного Положения, Аппарат Правительства РФ является государственным органом, к основным функциям которого отнесено, в частности, рассмотрение обращений граждан и организаций, адресованных в Правительство, направление этих обращений в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 данного Федерального закона.

При этом на основании ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо должно уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Поскольку в обращении К-вых, поступившем в адрес Правительства Российской Федерации, содержались вопросы об исполнении решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 августа 2009 года, оно было правомерно направлено в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в УФССП России по Республике Коми для рассмотрения по существу поставленных вопросов.

В соответствии со ст. 42 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, в пределах своих полномочий как высшего органа исполнительной власти, призвано обеспечивать полноту и своевременность исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

Обеспечение полноты и своевременности исполнения вступивших в силу судебных решений является одним из основных направлений взаимоотношений Правительства Российской Федерации и судебных органов.

Правительство имеет своих представителей в судах РФ. Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах в соответствии с Регламентом Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации могут быть Председатель Правительства, полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, а также представители по отдельным делам, назначаемые поручениями Председателя Правительства из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности.

Представление интересов Правительства в Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации осуществляет полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства. Лица, являющиеся представителями Правительства в Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с Заместителем Председателя Правительства. Представители Правительства по отдельным делам координируют свою деятельность с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

Поскольку Правительство РФ обеспечивает исполнение судебных решений в пределах своих полномочий, определённых законом, а не всех судебных постановлений, в том числе тех, где высший исполнительный орган власти не был привлечён к участию в деле, доводы истцов о том, что Правительство РФ неправомерно переслало их заявление на рассмотрение службы судебных приставов не являются обоснованными.

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" одно из основополагающих начал организации судебной системы в России - принцип обязательности судебных постановлений. В соответствии с этим установлением вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную Федеральным законом (ст. 6).

В Российской Федерации приняты Федеральные законы от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", в соответствии с которыми задача обеспечения исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", возлагается на службу судебных приставов.

Таким образом, действия Правительства РФ, направившего обращение К-вых для рассмотрения в службу судебных приставов, являются основанными на законе.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

То обстоятельство, что с момента получения Правительством РФ обращения К-вых до момента его регистрации в электронной базе данных Аппарата Правительства Российской Федерации и, соответственно, дачи ответа заявителям о переадресации обращения в УФССП по РК, прошло 20 дней, не нарушило права и свободы заявителей обращения, не создало им препятствий к осуществлению прав и свобод, поскольку ответы по существу поставленных в обращении К-вых вопросов были даны им начальником отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств   С.В. 09 и 19 апреля 2010 года, в установленные законом сроки.

Таким образом, не имеется оснований для признания незаконным оспариваемого истцами бездействия Правительства РФ.

Нарушение семидневного срока направления письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию Правительства РФ, в УФССП по РК, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, не повлекло за собой нарушение личных неимущественных прав К-вых, что свидетельствует об отсутствии оснований к взысканию в пользу истцов компенсации морального вреда.

Ввиду установленных по делу обстоятельств следует отказать в удовлетворении иска в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней С.А., ФИО2, ФИО6 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Л.Н., ФИО4, ФИО7 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних К.А. и С.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вынесения.

Председательствующий И.В. Смолева