Дело № 2-2557/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего - судьи Черниковой Е.В.,
при секретаре Чебаненко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу о понуждении к совершению определенных действий, мотивируя тем, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка соблюдения юридическим лицом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства в области промышленной безопасности. Установлено, что на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО с целью оказания услуг теплоснабжения объектов ФИО1 России, согласно акту приема-передачи № недвижимого имущества, принял в оперативное управление котельную №, расположенную на <адрес>. Согласно п.<данные изъяты> Устава, а также Положению о Филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от ДД.ММ.ГГГГ. основными целями деятельности Филиала является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Согласно паспорту котла (с заводским №), котел №), эксплуатирующийся на котельной № (<адрес>), имеет расчетное давление в барабане котла 1№, т.е. относится к опасным производственным объектам III класса опасности. Вместе с тем, в нарушение ст.ст.2, 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.12 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия на эксплуатацию котельной № у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствует. Данные нарушения закона выявились в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ. проверки, по результатам которой начальнику Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО внесено представление (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ Однако, ни в месячный срок, установленный ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ни до настоящего времени мер по устранению допущенных нарушений закона не принято. Таким образом, ненадлежащее исполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства в сфере промышленной безопасности ставит под угрозу безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов. На основании изложенного, военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оформить лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности на котельной №, расположенной на <адрес>, в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. по настоящему гражданскому делу произведена замена ненадлежащего ответчика – Филиала ФИО1 «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО надлежащим ответчиком – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращался. На основании ст.167 ГПК РФ, с согласия представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просит в удовлетворении иска к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отказать.
В судебное заседание представитель соответчика Министерства обороны РФ не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представителем соответчика ФИО4, действующей на основании доверенности, представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых она просит суд в удовлетворении исковых требований к Минобороны России отказать по основаниям, изложенным в возражениях, рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика.
Заслушав представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании п.1 ст.8 ФЗ «Об обороне» организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно п.2 ст.8 ФЗ «Об обороне», должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, а также п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Согласно п.п.52 п.7 указанного Положения, Министерство обороны РФ обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п.3 приказа). А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу.
В соответствии с Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.2). Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности (п.6). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.12).
Согласно п.13 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основными видами деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с Положением о Филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу), утвержденным начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ., Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № прекращено право оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ недвижимое имущество, расположенное на территории военного городка №, <адрес>, в том числе здание котельной, инв. №, о чем составлен ДД.ММ.ГГГГ. передаточный акт.
Согласно ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В силу положений ст.13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», все юридические лица, которые эксплуатируют или планируют эксплуатировать взрывопожароопасные и (или) химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, обязаны получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в Ростехнадзоре.
Согласно п.2 Приложения № к вышеуказанному Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, опасными производственными объектами III класса опасности являются объекты, использующие оборудование, работающее под избыточным давлением более <данные изъяты> мегапаскаля (МПа).
Судом установлено, что котельная №, расположенная на территории военного городка № на <адрес>, относится к <данные изъяты> классу опасности, поскольку в ней эксплуатируется котел № который имеет расчетное давление в барабане котла <данные изъяты>, согласно паспорту котла (с заводским №).
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре в ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка соблюдения ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства РФ в области промышленной безопасности, в ходе которой установлено, что у ответчика отсутствует лицензия на эксплуатацию котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, военный городок №. По результатам проверки начальнику Филиала ФИО1 «ФИО1» ФИО1 России по ВВО внесено представление (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.) о принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в течение месяца со дня внесения представления.
Однако, в установленный представлением военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре срок, а также до настоящего времени меры по устранению указанных нарушений закона ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не устранены, лицензия на эксплуатацию котельной №, расположенной в военном городке № по вышеуказанному адресу, до настоящего времени не получена, что в судебном заседании представителем ответчика ФИО3 не оспаривалось.
Доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что ответчик не имеет возможности получить лицензию по промышленной безопасности по причине необходимости проведения ремонтных работ на котельной №, которая находится в неудовлетворительном состоянии, тогда как денежные средства, выделенные на ДД.ММ.ГГГГ., освоены на других объектах, суд признает несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку представителем ответчика не представлены суду доказательства принятия мер к исполнению представления военного прокурора гарнизона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и устранению выявленных нарушений закона, а именно включения в план проведения текущего либо капитального ремонта котельной № ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ., необходимого для получения указанной лицензии, и отказа соответчика Минобороны России от выделения денежных средств на устранение выявленных нарушений.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, на ответчике ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России лежит обязанность по оформлению лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности на котельной №, в том числе по организации и проведению работ по текущему и капитальному ремонту здания котельной в соответствии с Уставом. Привлеченное по ходатайству представителя ответчика к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчика Министерство обороны РФ в соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Положением о его Филиале по ВВО соответчик Минобороны России не несет ответственности по обязательствам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в связи с его хозяйственной деятельностью, в связи с чем доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что соответчик, как учредитель и собственник имущества, должен выделить ответчику субсидию на оформление лицензии, суд во внимание не принимает как необоснованные.
На основании вышеизложенного, исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре подлежат удовлетворению в полном объеме как законные и обоснованные.
Принимая во внимание, что оформление лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности требует значительного объема времени и определенных финансовых затрат, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, суд считает необходимым установить для ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России срок исполнения решения суда – в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. При этом, суд считает указанный срок исполнения решения суда разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оформить лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности на котельной №, расположенной на <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24.10.2019г.
Судья Е.В.Черникова