ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2557/2016 от 27.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2-2557/2016 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» сентября 2016 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Судьи Амельчевой И.Н.

При секретаре Рязанцевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеина В.В. к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области о признании незаконным отказ в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г., оформленный письмом № 01-14/2120 от 21.06.2016 г., обязанности восстановить его права на выплату субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г. в размере 1385 руб. и 24189 руб.

У С Т А Н О В И Л :

Кривошеин В.В. обратился в суд с иском к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области о признании незаконным отказ в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г., оформленный письмом *** от 21.06.2016 г., обязанности восстановить его права на выплату субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г. в размере 1385 руб. и 24189 руб., указав, что 24.12.2014 г. между ним, как главой Крестьянского фермерского хозяйства, и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» заключен кредитный договор *** о предоставлении кредита в сумме 420000 руб. под 28,37% годовых со сроком возврата кредита до 02 декабря 2015 г. Целевое использование кредита – приобретение горюче-смазочных материалов, семян и запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования для проведения сезонных работ. 25 мая 2015 г. между ним и Управлением сельского хозяйства Тамбовской области было заключено соглашение № 1168 о предоставлении средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2015 году. Реализуя свое право на получение субсидий на возмещение части процентной ставки по кредиту в размере 1385 руб. и 24189 руб. в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», администрации области от 21.11.2012 г. № 1443 «О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы» и Закона Тамбовской области от 19.12.2-14 г. № 487-З «О бюджете Тамбовской области на 2015 гож и на плановый период 2016 и 2017 годов», он в феврале 2016 г. обратился к ответчику. Заявление с приложенными документами у него приняли, однако сообщением № 01-14/299 от 08.02.2016 г. ему было отказано в предоставлении субсидии ввиду того, что на 2016 год не выделен лимит денежных средств и профинансировать субсидию не представляется возможным. Узнав, что другие главы КФХ получили субсидирование, он 15.06.2016 г. вновь подал заявку ответчику для получения субсидий. В сообщении № 01-14/2120 от 21.06.2016 г. ответчик сослался на нормативные акты, но ответа на его заявление не дал. Субсидии на его счет не поступили до настоящего времени. Считает, отказ в предоставлении субсидий незаконным, нарушающим его права, поскольку указанными выше нормативными актами предоставление ему субсидий предусмотрено. Просил признать незаконным отказ ему в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г., оформленный письмом № 01-14/2120 от 21.06.2016 г., обязать ответчика восстановить его права на выплату субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г. в размере 1385 руб. и 24189 руб. и взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 4300 руб.

В суде истец Кривошеин В.В. заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Кущева А.М. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Управление реализует на территории области мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ для поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области на 2013-2020 годы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 № 1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы». Истец обратился в Управление с заявлением от 02.03.2015 № 01-22/957 на имя начальника управления сельского хозяйства А.В. Аксенова о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства согласно Правилам предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета тамбовской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденными постановлением администрации области от 24.02.2015 № 175. К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренный пунктом 6 Правил, а именно: заявление о предоставлении субсидий (далее - заявление); справку-расчет на предоставление субсидий в 2-х экземплярах; справку о планируемых посевных площадях в 2015 году и урожайности зерновых и зернобобовых культур в 2014 году; сведения об итогах сева под урожай по форме, утвержденной приказом Управления. На момент подачи заявления объем субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 гектар посевной площади выплачивалась в размере: 217,744 рублей из федерального бюджета, 11,460 рублей из бюджета Тамбовской области, таким образом, на основании заявления и приложенных к нему документов истцу была выплачена субсидия на оказание несвязанной поддержки в сумме 64 176 (шестьдесят четыре тысячи сто семьдесят шесть) рублей 00 копеек, из них 60 968 (шестьдесят тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 00 копеек средства федерального бюджета и 3 208 (три тысячи двести восемь) рублей 00 копеек средства бюджета области, что подтверждается платежными поручениями от 06.03.2015 № 347443 и от 06.03.2015 № 344376 соответственно. Кроме того, с истцом было заключено соглашение от 15.05.2015 № 1168 о предоставлении средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2015 году. На момент подачи в Управление сведений об итогах сева под урожай 2015 года (от 19.06.2015 вх. № 01-27/2371) объем субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 гектар посевной площади составлял 347,3087 рублей из федерального бюджета и 18,2795 рублей из бюджета области. Таким образом, Истцу была дополнительно перечислена субсидия на оказание несвязанной поддержки в сумме 38 188 (тридцать восемь тысяч сто восемьдесят восемь) рублей 70 копеек. Данный факт подтверждается платежными поручениями: от 24.06.20165 № 73802 на сумму36 278 (тридцать шесть тысяч двести семьдесят восемь) рублей 44 копейки и от 16.07.2015 № 210445 на сумму 1 910 (одна тысяча девятьсот десять) рублей 26 копеек. В период с июля по декабрь 2015 года истец в Управление с заявлениями или обращениями о предоставлении ему каких-либо субсидий не обращался. На основании постановления администрации области от 10.02.2016
№ 124 «Об утверждении Порядка представления заявок
сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2016 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы» Управление предоставляет субсидию за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (Приложение №11). Для предоставления средств на возмещение части затрат по кредитам (займам), в соответствии с пунктом 11 Правил, в Управление должны быть предоставлены следующие документы: заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат; заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему; документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат; выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа; документы, подтверждающие целевое использование кредита (займа). Документов, необходимых для перечисления субсидий, согласно пункту 11 Правил, от истца в Управление не поступило. Кроме того, при рассмотрении обращения истца от 15.06.2016 было выявлено, что с 09.12.2015 истец прекратил свою деятельность как индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.09.2016) и на момент подачи первоначальных документов в феврале 2016 и на момент подачи обращения в июне 2016 не осуществлял деятельность как сельскохозяйственный товаропроизводитель. Согласно Правилам, субсидии предоставляются в целях оказания
государственной поддержки на возмещение части затрат по кредитным
договорам (договорам займа), сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Таким образом, истец не имел права на получение субсидий за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Просила в удовлетворении исковых требований Кривошеину В.В. оказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

возмещения убытков.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом установлено, что Кривошеин В.В. до 09.12.2015 г. являлся Главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

02.03.2015 г. он обратился в Управление сельского хозяйства Тамбовской области с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства согласно Правилам предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением администрации области от 24.02.2015 № 175, поскольку Управление реализует на территории области мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ для поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области на 2013-2020 годы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 № 1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы».

К заявлению истец приложил пакет документов, предусмотренный пунктом 6 Правил, а именно: заявление о предоставлении субсидий; справку-расчет на предоставление субсидий в 2-х экземплярах; справку о планируемых посевных площадях в 2015 году и урожайности зерновых и зернобобовых культур в 2014 году; сведения об итогах сева под урожай по форме, утвержденной приказом Управления.

На основании заявления и приложенных к нему документов истцу была выплачена субсидия на оказание несвязанной поддержки в сумме 64 176 (шестьдесят четыре тысячи сто семьдесят шесть) рублей 00 копеек, из них 60 968 (шестьдесят тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 00 копеек средства федерального бюджета и 3 208 (три тысячи двести восемь) рублей 00 копеек средства бюджета области, что подтверждается платежными поручениями от 06.03.2015 № 347443 и от 06.03.2015 № 344376 соответственно.

Кроме того, с истцом было заключено соглашение от 15.05.2015 № 1168 о предоставлении средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2015 году.

Истцу была дополнительно перечислена субсидия на оказание несвязанной поддержки в сумме 38 188 (тридцать восемь тысяч сто восемьдесят восемь) рублей 70 копеек, что подтверждается платежными поручениями: от 24.06.20165 № 73802 на сумму 36 278 (тридцать шесть тысяч двести семьдесят восемь) рублей 44 копейки и от 16.07.2015 № 210445 на сумму 1 910 (одна тысяча девятьсот десять) рублей 26 копеек.

В период с июля по декабрь 2015 года Кривошеин В.В. к ответчику с заявлениями или обращениями о предоставлении ему каких-либо субсидий, в том числе на возмещение затрат на уплату процентов по кредитному договору, не обращался.

На основании постановления администрации области от 10.02.2016
№ 124 «Об утверждении Порядка представления заявок
сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2016 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы» Управление предоставляет субсидию за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (Приложение №11).

Для предоставления средств на возмещение части затрат по кредитам (займам), в соответствии с пунктом 11 Правил, в Управление должны быть предоставлены следующие документы: заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат; заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему; документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат; выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа; документы, подтверждающие целевое использование кредита (займа).

Документов, необходимых для перечисления субсидий, согласно пункту 11 Правил, от истца в Управление не поступило, о чем свидетельствует его заявление от 15.06.2016 г., где не указаны какие-либо приложения к заявлению.

При рассмотрении обращения истца от 15.06.2016 было выявлено, что с 09.12.2015 истец прекратил свою деятельность как индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.09.2016) и на момент подачи первоначальных документов в феврале 2016 и на момент подачи обращения в июне 2016 не осуществлял деятельность как сельскохозяйственный товаропроизводитель.

Согласно Правилам, субсидии предоставляются в целях оказания
государственной поддержки на возмещение части затрат по кредитным
договорам (договорам займа), сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Поскольку истец в 2015 году не обращался к ответчику с заявлением на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, а обратился с таким заявлением только в 2016 году, когда уже не являлся Главой крестьянского (фермерского) хозяйства, а также не представил весь пакет документов для предоставления таких субсидий, предусмотренный указанными выше Правилами.. суд считает, что ответчик обоснованно отказал ему в предоставлении таких субсидий.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кривошеина В.В.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кривошеина В.В. к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области о признании незаконным отказ в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г., оформленный письмом № 01-14/2120 от 21.06.2016 г., обязанности восстановить его права на выплату субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору *** от 24 декабря 2014 г. в размере 1385 руб. и 24189 руб. и взыскании судебных расходов в сумме 4300 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья И.Н.Амельчева

Мотивированное решение изготовлено 29.09.2016 г.

Судья И.Н.Амельчева