Дело № 2 – 2558 / 2017 Принято в окончательной форме 08.12.2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2017 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Шиповой И.А., с участием
представителя истца ФИО1 по доверенности (л.д. 50),
от ответчика – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля к ФИО2 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств, выделенных в рамках оказания государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан», в размере 68500 руб. В обоснование иска указано, что между сторонами был заключен договор № 19 СЗ о содействии самозанятости безработных граждан от 02.12.2015, в соответствии с которым истец в рамках реализации ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 г.г. выделил ответчику финансовые средства в размере 68500 руб., а ответчик принял ряд обязательств, в том числе: представить в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в течение двух недель после внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (п. 2.1.4 договора); использовать единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет (п. 2.1.7 договора); предъявить в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в течение четырех месяцев от даты поступления на лицевой счет финансовой помощи документы, подтверждающие расходы на организацию собственного дела (оплаченные счета за приобретенное оборудование и оказанные услуги, товарные и кассовые чеки, товарные накладные и другие финансовые документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах, указанных в бизнес-плане) (п. 2.1.8 договора); осуществлять предусмотренную бизнес-планом предпринимательскую деятельность не менее одного года с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2.1.9); ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявлять в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение заявленной индивидуально-трудовой (предпринимательской) деятельности (п. 2.1.13 договора). Согласно сообщению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области (далее МРИФНС России № 5 по Ярославской области) налоговые декларации ФИО2 не представлялись, сведения об уплате ФИО2 налога в связи с осуществлением предпринимательской деятельности отсутствуют. В адрес истца от ответчика поступило заявление о намерении возвратить денежные средства в сумме 68500 руб. в течение 10 рабочих дней (до 02.06.2016), в связи с невыполнением п. 2.1.7 договора. Однако денежные средства до настоящего времени не возвращены. 27.09.2016 в адрес ФИО2 направлялось уведомление о проведении проверки целевого использования денежных средств, выделенных в рамках оказания государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан». Ответчик ни письменно, ни по телефону не согласовал место и время проведения данной проверки, не представил документы, подтверждающие ведение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо документы, подтверждающие уважительность причины не предоставления таких документов.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 8 ст. 7.1.-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг, в частности, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
В силу п. 1.1. ст. 22 того же закона мероприятия по содействию занятости населения являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Постановлением Правительства Ярославской области от 06.02.2012 № 52-п (ред. от 14.03.2016) «О мерах по реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ» (далее Постановление № 52-п) в качестве меры по содействию занятости населения Ярославской области предусмотрено оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации ими юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в соответствии с Порядком и условиями предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (приложение 1 к Порядку финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения Ярославской области, утвержденному Постановлением № 52-п, далее Порядок).
Согласно Порядку органы службы занятости в рамках оказания данной государственной услуги предоставляют безработным гражданам, в том числе, единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - финансовая помощь при регистрации); финансирование производится в виде авансирования (п. 4).
С гражданами, признанными в установленном порядке безработными, желающими участвовать в мероприятиях по содействию самозанятости, центр занятости заключает договор о содействии самозанятости (п. 5).
В силу п. 10 Порядка финансовая помощь при регистрации определяется договором на основании бизнес-плана и не может превышать 68500 рублей.
Согласно п. 12 Порядка финансовая помощь при регистрации используется на приобретение основных средств, оборудования, инструментов, приобретение лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений, иные расходы, связанные с оказанием данной государственной услуги (кроме расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда).
Гражданин, организовавший самозанятость по договору о содействии самозанятости, в указанный в договоре срок после поступления средств финансовой помощи при регистрации на его лицевой счет в кредитной организации представляет в центр занятости документы, подтверждающие расходование финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом (п. 14 Порядка).
Ответственность за нецелевое использование средств финансовой помощи при регистрации и невыполнение условий договора о самозанятости, заключенного между центром занятости и безработным гражданином, возлагается на гражданина, получившего указанные бюджетные средства (п. 15 Порядка).
Средства финансовой помощи при регистрации, выделенные безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежат возврату в полном объеме в бюджет Ярославской области в установленном законодательством порядке в случаях: нецелевого использования; прекращения деятельности в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения одного года с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства; неиспользования гражданином финансовой помощи при регистрации в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в течение одного года со дня поступления финансовой помощи при регистрации на лицевой счет гражданина, открытый в кредитной организации (п. 15 Порядка).
Судом установлено, что 02.12.2015 между ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля и ФИО2 заключен договор № 19 СЗ о содействии самозанятости безработных граждан (л.д. 9-10), в соответствии с которым в целях оказания государственной услуги содействие самозанятости безработных граждан, в соответствии со ст. 7.1-1 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, в целях реализации ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 г.г., утвержденной приказом Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области от 04.02.2015 № 3-з и на основании Порядка, ФИО2 организует самозанятость, а ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля содействует ему в этом.
Согласно п. 2 договора ответчик обязуется, в том числе, представить в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в течение двух недель после внесения записи в ЕГРИП свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (п. 2.1.4 договора); использовать единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет (п. 2.1.7 договора); предъявить в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в течение четырех месяцев от даты поступления на лицевой счет финансовой помощи документы, подтверждающие расходы на организацию собственного дела (оплаченные счета за приобретенное оборудование и оказанные услуги, товарные и кассовые чеки, товарные накладные и другие финансовые документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах, указанных в бизнес-плане) (п. 2.1.8 договора); осуществлять предусмотренную бизнес-планом предпринимательскую деятельность не менее одного года с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2.1.9); ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявлять в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение заявленной индивидуально-трудовой (предпринимательской) деятельности (п. 2.1.13 договора).
В силу п. 2.2 договора ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля обязалось, в том числе, предоставить единовременную финансовую помощь при регистрации в качестве юридического лица в сумме 68500 руб. при условии наличия положительного заключения о бизнес-плане. Предоставление финансовой помощи производится до истечения 30 дней с даты внесения записи в ЕГРИП и при выполнении условий п.п. 2.1.4, 2.1.6 договора.
Согласно п. 3.3 договора в случае выявления фактов нецелевого использования выделенных финансовых средств либо нарушения гражданином условий и сроков, установленных п.п. 2.1.7-2.1.14 договора, ненадлежащего исполнения иных условий договора, предоставленные финансовые средства подлежат возврату в полном объеме в бюджет Ярославской области в установленном законодательством порядке.
Как следует из материалов дела, бизнес-план ФИО2 «Городской квест» был признан обоснованным для открытия собственного дела и выделения единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 68500 руб. (заключение – л.д. 13). ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля рекомендовало ФИО2 осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятость в виде прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки (рекомендации – л.д. 14).
Из представленных в материалы дела свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе (л.д. 11.12) следует, что ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.12.2015 и поставлен на учет в налоговом органе МРИФНС России № 5 по Ярославской области 28.12.2015.
На основании приказов ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля об оказании единовременной финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан № 364ФП15/131254 от 30.12.2015 и № 364ФП15/131257 (л.д. 15, 16) денежные средства в размере 68500 руб. и 1270 руб. 18.01.2016 были перечислены на счет ФИО2 (платежное поручение № 6 от 18.01.2016 – л.д. 17, платежное поручение № 7 от 18.01.2016 – л.д. 18).
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Из материалов дела усматривается, что обязательство по использованию единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица в течение 3-х месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет ФИО2 не было исполнено.
19.05.2016 ФИО2 обратился в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля с заявлением о намерении возвратить в бюджет Ярославской области полученные по договору № 19 СЗ денежные средства в размере 68500 руб. в течение 10 рабочих дней - до 02.06.2016 (л.д. 24). 02.06.2016 ФИО2 представил в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля заявление с просьбой о рассрочке указанной суммы сроком на 2 месяца (л.д. 25).
В ответ на данное заявление ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в адрес ФИО2 направлялись письма от 09.06.2016 (л.д. 26), от 16.08.2016 (л.д. 28) с разрешением перечисления спорной суммы в течение 2-х календарных месяцев. Согласно объяснениям истца денежные средства до настоящего времени не возвращены.
Как следует из объяснений ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля и не опровергается материалами дела, ответчик в нарушение п. 1.2.8 договора не предъявил в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля в течение четырех месяцев от даты поступления на лицевой счет финансовой помощи документы, подтверждающие расходы на организацию собственного дела (оплаченные счета за приобретенное оборудование и оказанные услуги, товарные и кассовые чеки, товарные накладные и другие финансовые документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах, указанных в бизнес-плане); п. 2.1.9 - не осуществлял предусмотренную бизнес-планом предпринимательскую с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, п. 2.1.13 - ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, не предъявлял в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение заявленной индивидуально-трудовой (предпринимательской) деятельности.
Согласно сообщению МРИФНС России № 5 по Ярославской области (л.д. 39) налоговые декларации ФИО2 не представлялись, сведения об уплате ФИО2 налогов в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности отсутствуют.
Таким образом, доводы истца, изложенные в исковом заявлении, относительно ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору последним не опровергнуты и нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Поскольку со стороны ответчика имело место нарушение условий, установленных п.п. 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9, 2.1.13 договора № 19 СЗ о содействии самозанятости безработных граждан от 02.12.2015, суд приходит к выводу, что требования истца, обусловленные п. 3 договора, о возврате предоставленной финансовой выплаты в сумме 68500 руб. правомерны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из удовлетворенных исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 2255 руб. (платежное поручение № 8057 от 10.08.2017– л.д. 8).
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля удовлетворить:
Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля денежные средства в сумме 68500 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2255 рублей.
Ответчик ФИО2 вправе подать во Фрунзенский районный суд г. Ярославля заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня его получения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Тарасова