ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/13 от 27.08.2013 Тымовского районного суда (Сахалинская область)

дело № 2-255/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2013 года

Тымовский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Черепанова А.П.,

при секретаре судебного заседания Колисниченко С.А.,

с участием:

помощника прокурора Тымовского района Сахалинской области Ткаченко Д.А.,

представителя собрания муниципального образования «Тымовский городской округ» и мэра муниципального образования «Тымовский городской округ» ФИО1,

исполняющего обязанности руководителя администрации <данные изъяты> сельского округа ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тымовского района Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу судебного решения нормы части 2 раздела 2 «Положения об администрации Восходовского сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

    Прокурор обратился в суд с заявлением, указав, что абзацем 7 части 2 раздела 2 «Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Тымовский район» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, опубликованного в газете «Тымовский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ № 20, предусмотрено, что руководитель администрации Восходовского сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ» по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ»: утверждает штатную численность администрации, осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации в соответствии с требованиями законодательства о труде, утверждает должностные обязанности работников администрации, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, созданных администрацией.

     Данные положения в части, требующей согласования с мэром муниципального образования при осуществлении означенных полномочий, противоречат действующему законодательству о самостоятельности администрации (или должностного лица, его возглавляющего), как органа местного самоуправления, при осуществлении любой оперативной деятельности в пределах установленной законом компетенции, и не предусмотрены положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 02.03.2007 года № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Оспариваемые положения, по мнению прокурора, устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что создает условия для проявления коррупции.

     Впоследствии от прокурора поступило заявление об уточнении требований, согласно которому он просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу судебного решения нормы части 2 раздела 2 «Положения об администрации Восходовского сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие процедуру утверждения штатной численности администрации, начинающихся словами «по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ»: и заканчивающихся словами «штатную численность администрации».

В судебном заседании заместитель прокурора заявленные требования (с учетом внесенных изменений) поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в заявлении.

           Представитель собрания МО «Тымовский городской округ» и мэра муниципального образования «Тымовский городской округ» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора не признал. В ранее представленных возражениях указал, что администрация <данные изъяты> сельского округа в соответствии с Уставом муниципального образования входит в систему иных органов местного самоуправления. Устав муниципального образования с учетом изменений, внесенных решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № определяет необходимым руководителю администрации сельского округа производить согласование штатной численности возглавляемого органа с мэром МО «Тымовский городской округ». Поскольку иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу, обладающему высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, оспариваемое Положение об администрации <данные изъяты> сельского округа, как утверждаемое Собранием МО «Тымовский городской округ» содержит аналогичные нормы.

    Дополнил, что Устав муниципального образования с изменениями и дополнениями прошел проверку на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

     Исполняющий обязанности руководителя администрации <данные изъяты> сельского округа с требованиями прокурора не согласился, заявив, что оспариваемые нормы Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа не влияют на его полномочия как руководителя. Поддержал доводы изложенные в суде представителем собрания МО «Тымовский городской округ» и мэра муниципального образования «Тымовский городской округ».

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 23 Устава муниципального образования «Тымовский городской округ» Сахалинской области, принятого решением местного Собрания депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Устав муниципального образования), Собрание МО «Тымовский городской округ», как представительный орган муниципального образования «Тымовский городской округ» наделено правом принятия правовых актов, действующих на территории МО «Тымовский городской округ», по вопросам своего ведения (л.д. 32).

Решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение об администрации <данные изъяты> сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее по тексту – Положение), которое опубликовано в газете «Тымовский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-9, 18-19).

Абзацем 7 части 2 раздела 2 обозначенного Положения предусмотрено, что глава администрации обладает полномочиями, в том числе: по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ» утверждать штатную численность администрации, осуществлять прием на работу и увольнение работников администрации в соответствии с законодательством о труде, утверждать должностные обязанности работников администрации, назначать и освобождать от должности руководителей муниципальных предприятий, созданных администрацией (л.д. 7-8).

Решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Положение об администрации Восходовского сельского округа МО «Тымовский городской округ», утвержденное решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 2 раздела 2 «Порядок управления деятельностью» слова «глава администрации» заменены словами «руководитель администрации» (л.д. 11).

Во исполнение протеста прокурора <адрес> о приведении Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа в соответствие с федеральным законодательством, путем внесения соответствующих изменений, решением Собрания МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, а именно, в абзаце 7 пункта 2 раздела 2 исключены слова «по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ»: утверждает штатную численность администрации». Пункт 2 раздела 2 добавлен абзацем следующего содержания «-по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ»: утверждает штатную численность администрации» (л.д.17). Означенный нормативно правовой акт принят в соответствии с Порядком внесения проектов нормативно-правовых актов в Собрание МО «Тымовский городской округ», утвержденным решением Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № 35.

Положение, предусматривающее процедуру согласования штатной численности администрации по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ» оспаривается прокурором. Оценивая доводы прокурора о противоречии названных положений федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 11.04.1998 № 55-ФЗ, основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

         Аналогичные положения закреплены в статье 12 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии со ст. ст. 131, 132 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают и иные вопросы местного значения.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 36 названного закона, а также статьями 31, 32 Устава муниципального образования, определен статус главы муниципального образования (мэра), как высшего должностного лица муниципального образования, наделенного собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Администрация Восходовского сельского округа в соответствии со статьей 49 Устава муниципального образования, является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Сахалинской области.

Администрацию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с требованиями трудового законодательства мэром МО «Тымовский городской округ».

Согласно подпункту 1.5. распоряжения администрации МО «Тымовский городской округ» от 09.11.2011 года «О распределении полномочий» деятельность руководителей сельских округов координируется и непосредственно контролируется мэром муниципального образования.

Расходы, связанные с содержанием органов местного самоуправления, в силу Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются исключительно из местных бюджетов.

Данное положение нашло свое отражение в пункте 3 раздела 4 оспариваемого Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа которым определено, что финансирование расходов на содержание администрации осуществляется исключительно за счет средств собственных доходов бюджета МО «Тымовский городской округ».

Оспариваемые нормы Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа наделяют руководителя администрации полномочиями, в том числе, по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ» утверждать штатную численность администрации.

Из пояснений в судебном заседании представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, и мэра муниципального образования, а также исполняющего обязанности руководителя администрации <данные изъяты> сельского округа следует, что право утверждать штатную численность принадлежит исключительно руководителю администрации, а процедура ее согласования с мэром муниципального образования происходит в устной форме и исключительно в целях эффективного распределения средств местного бюджета.

Отвечая на вопросы суда, представитель органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, и мэра муниципального образования ФИО5 пояснил, что понятие «мэр координирует и непосредственно контролирует деятельность руководителей администраций сельских округов», определенное в распоряжении администрации МО «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении полномочий», заключается в реализации принципа сбалансированности бюджета, самодостаточности местного бюджета и организации деятельности местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности в силу ч. 1 ст. 249 ГПК Российской Федерации возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Оценив изложенные в судебном заседании доводы заинтересованных лиц, суд находит их заслуживающими внимания.

В силу Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия, иные вопросы организации местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования «Тымовский городской округ», имеющий высшую юридическую силу в системе муниципальных правовых актов муниципального образования, содержит норму о полномочиях руководителей администраций сельских округов утверждать штатную численность администраций по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ».

     Аналогичная норма содержится в Положении об администрации <данные изъяты> сельского округа. Как усматривается из текста оспариваемой нормы, она построена таким образом, что конкретное предписывающее действие, в данном случае, полномочие утверждать штатную численность администрации, связано с указанием ее исполнителя, то есть, руководителя администрации. Положений, наделяющих мэра муниципального образования правом принятия какого-либо властного распорядительного действия в рамках согласования утверждения штатной численности администрации, оспариваемая норма не содержит.

Изложенное согласуется с пояснениями заинтересованных лиц о самостоятельности руководителя администрации при утверждении штатной численности администрации, и приводит суд к выводу, что оспариваемая норма не нарушает принцип единоначалия руководителя администрации в своей деятельности и не создает необоснованную широту полномочий главы муниципального образования.

Вопреки доводам прокурора о том, что процедура согласования мэром штатной численности работников иных органов местного самоуправления не предусмотрена федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации», в чем и заключается противоречие им оспариваемого муниципального нормативного правового акта, суд считает, что данное полномочие мэра вытекает из положений Устава муниципального образования, которым предусмотрено, что мэр МО «Тымовский городской округ», помимо прочего, имеет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Сахалинской области и Уставом. Необходимость осуществления мэром полномочия по согласованию штатной численности работников иных органов местного самоуправления в судебном заседании представителем органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, и мэра муниципального образования обоснована тем, что мэр согласно Уставу является распорядителем средств местного бюджета. Суд находит данные доводы заслуживающими внимание.

При таких обстоятельствах, противоречия нормы части 2 раздела 2 оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающей процедуру утверждения штатной численности администрации, начинающихся словами «по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ»: » и заканчивающихся словами «утверждает штатную численность администрации», федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации», суд не усматривает.

Доводы представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, и мэра муниципального образования о том, что Устав муниципального образования, содержащий нормы, аналогичные оспариваемым, прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, и потому не может содержать положений, противоречащих федеральному законодательству, суд отвергает как несостоятельные, поскольку правом признать нормативно-правовой акт противоречащими либо нет федеральному законодательству принадлежит исключительно суду.

Отказывая прокурору в требовании о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу судебного решения нормы части 2 раздела 2 «Положения об администрации Восходовского сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей процедуру утверждения штатной численности администрации, суд соответственно отказывает прокурору и во втором требовании - обязании опубликовать изменения в газете «Тымовский вестник».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу судебного решения нормы части 2 раздела 2 «Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей процедуру утверждения штатной численности администрации, начинающихся словами «по согласованию с мэром МО «Тымовский городской округ»: и заканчивающихся словами «штатную численность администрации», а также обязании Собрание МО «Тымовский городской округ» опубликовать внесённые изменения в газете «Тымовский вестник» - части 2 раздела 2 «Положения об администрации <данные изъяты> сельского округа муниципального образования «Тымовский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                              А.П. Черепанов