Дело № 2-255/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 04 октября 2018 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,
при секретаре Беляевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия, администрации Боградского района Республики Хакасия о включении в муниципальный стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия, в котором просит период её работы в администрации Боградского сельсовета с 27 февраля 2003 года по 22 декабря 2013 года в должности инспектора военно-учетного стола засчитать в муниципальный стаж.
Исковые требования мотивированы тем, что с октября 1999 года до декабря 2013 года она работала в администрации Боградского сельсовета в должности инспектора военно-учетного стола. С 19 октября 1999 года по 26 февраля 2003 года являлась специалистом 2 категории в Боградской сельской администрации, при этом в этот период являлась муниципальным служащим, но с 2003 года специалиста инспектора военно-учетного стола вывели из муниципальных служащих.
С 26 февраля 2003 года по 31 января 2006 года истец переведена специалистом инспектором военно-учетного стола администрации на территории Боградского сельсовета. С 01 февраля 2006 года по декабрь 2013 года являлась инспектором военно-учетного стола администрации Боградского сельсовета. В период с 26 февраля 2003 года по 2013 год она не являлась муниципальной служащей.
В обоснование исковых требований ссылается на разъяснения, данные на официальном сайте комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам самоуправления, о том, что местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, которая создается с целью обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, а также в комплексе полномочий, которыми обладает местная администрация. В этот комплекс входят и полномочия для осуществления переданных государственных полномочий. Следовательно, лицо, замещающее должность в местной администрации и исполняющее обязанности по ведению воинского учета, является муниципальным служащим.
Считает, что осуществляя полномочия по первичному воинскому учету на территории, где отсутствуют военные комиссариаты в должности военно-учетного работника, она являлась муниципальным служащим, так как выполняла одни и те же должностные обязанности, как до 2003 года, так и позже.
Отмечает, что в настоящее время она состоит в должности главного специалиста-юриста Совета депутатов Боградского района, является муниципальным служащим. Муниципальному служащему начисляется дополнительная ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, но в связи с тем, что ей не засчитали прошлые периоды работы в стаж муниципальной службы, на сегодняшний день ей начисляется надбавка к должностному окладу в размере 20%.
В возражениях на исковые требования и.о. главы Боградского сельсовета ФИО2 просила отказать в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на положения Федерального закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации», указывала, что должности муниципальной службы образуются в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта. Муниципальный служащий должен отвечать квалификационным требованиям, соблюдать права, обязанности, ограничения и запреты. К муниципальным служащим относятся не все работники, которые работают в органах местного самоуправления. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные для замещения муниципальных должностей муниципальной службы.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский район от 15 мая 2003 года № 68 утвержден перечень должностей работников технического обслуживающего персонала органов местного самоуправления, работников централизованных бухгалтерий. Инспектор военно-учетного стола отнесен к указанному перечню должностей, оплата труда которого производилась по разрядам Единой тарификационной сетки.
Распоряжением администрации Боградского района от 26 февраля 2003 года (номер) «Об утверждении и предупреждении работников» ФИО1 переведена на должность инспектора ВУС Боградского управления муниципального образования Боградский район, с оплатой труда согласно штатного расписания - 10 разряда Единой тарифной сетки.
С 01 февраля 2006 года образована администрация муниципального образования Боградский сельсовет. Распоряжением главы Боградского сельсовета от 01 февраля 2006 года (номер) на основании решения Совета депутатов муниципального образования Боградский район утвержден перечень должностей технического и обслуживающего персонала, а также разряды и ставки. К указанному перечню также отнесен инспектор военно-учетного стола.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 ноября 2005 года № 402 «О мерах по оптимизации штатной численности работников органов местного самоуправления в Республике Хакасия» рекомендована предельная штатная численность работников администрации Боградского сельсовета в количестве шести единиц муниципальных должностей, в том числе должность главы администрации Боградского сельсовета и пять специалистов.
Структура и реестр муниципальных должностей муниципального образования утверждены решениями Совета депутатов муниципального образования Боградский сельсовет от 19 сентября 2007 года № 92, от 22 декабря 2009 года № 234 и решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 11 апреля 2013 года № 147. При утверждении штатного расписания Боградского управления муниципального образования Боградский район, а также муниципального образования Боградский сельсовет должность инспектора военно-учетного стола была отнесена к должности обслуживающего персонала, а оплата труда вышеуказанных работников производилась по разрядам единой тарифной сетки.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении, дополнив, что изменение в штатном расписании на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 25 ноября 2005 года № 402 «О мерах по оптимизации штатной численности работников органов местного самоуправления в Республике Хакасия» свелось только лишь к выведению инспектора военно-учетного стола из муниципальных служащих в технический персонал, чем было ухудшено её положение на протяжении многих лет.
Ответчик администрация Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила. В адресованном суду заявлении глава администрации Боградского сельсовета ФИО3 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика администрации Боградского района Республики Хакасия, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.
Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
Таким образом, законодательством предусмотрено, что финансирование оплаты труда военно-учетных работников в органах местного самоуправления осуществляется из федерального бюджета в виде субвенций.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Исходя из положений ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Особенности организации муниципальной службы в Республике Хакасия и правовое положение муниципальных служащих в Республике Хакасия определяются в соответствии с Законом Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия»
В силу ст. 3 Закона Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» должности муниципальной службы, классифицированные по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций, образуют Реестр должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, содержащийся в приложении 1 к настоящему Закону, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы.
В реестре должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, являющемуся приложением 1 к Закону Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ указан перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования исходя из численности населения муниципального образования.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений до 01 июня 2007 года) в стаж муниципальной службы муниципального служащего включалось время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.
Положениями ст. 1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» было определено, что муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Нормативно-правовым регулированием в данной сфере закреплено в числе прочего, что муниципальный служащий получает денежное содержание именно из местного бюджета.
Как установлено судом с 19 октября 1999 года по 26 февраля 2003 года истец ФИО1 занимала должность специалиста 2 категории в администрации на территории Боградского сельского Совета народных депутатов Боградского района.
С 26 февраля 2003 года ФИО1 переведена на должность специалиста-инспектора военно-учетного стола.
На основании распоряжения Главы администрации МО Боградский район от 26 февраля 2003 года № 97а-к администрация на территории Боградского сельского Совета народных депутатов Боградского района реорганизована в Боградское управление администрации муниципального образования Боградский район.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский район от 15 мая 2003 года № 68 утверждены Положение о денежном содержании работников технического обслуживающего персонала органов местного самоуправления, а также Перечень должностей работников, обеспечивающих техническое обслуживание органов местного самоуправления. При этом в перечень обслуживающего персонала администрации Боградского района включена должность инспектора ВУС.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 ноября 2005 года № 402 «О мерах по оптимизации штатной численности работников органов местного самоуправления в Республике Хакасия» рекомендована предельная штатная численность работников органов местного самоуправления в Республике Хакасия, в частности в Боградском сельсовете определена штатная численность работников органов местного самоуправления 11,5 в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих 6.
С 01 февраля 2006 года образована администрация муниципального образования Боградский сельсовет. Распоряжением главы Боградского сельсовета от 01 февраля 2006 года № 1-а-р утвержден перечень должностей работников технического обслуживающего персонала аппарата администрации муниципального образования Боградский сельсовет, в частности в перечень указанных должностей включена должность инспектора ВУС.
01 февраля 2006 года ФИО1 принята в порядке перевода на должность инспектора ВУС в администрацию муниципального образования Боградский сельсовет.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский сельсовет от 19 сентября 2007 года № 92 утверждена структура и реестр муниципальных должностей муниципального образования Боградский сельсовет, в котором определены муниципальные должности: заместитель главы муниципального образования, ведущий специалист и три единицы специалистов первой категории.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский сельсовет от 22 декабря 2009 года № 234 утвержден реестр выборных должностных лиц, должностей муниципальной службы муниципального образования Боградский сельсовет, в реестр включены глава администрации – выборная должность, а также должности муниципальной службы: заместитель главы администрации, ведущий специалист, специалист 1 категории.
Согласно реестру должностей муниципальной службы Боградского сельсовета, утвержденному решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 11 апреля 2013 года № 147, исходя из численности населения Боградского сельсовета в реестр включены 5 специалистов 1 категории, в структуру сельсовета входит глава Боградского сельсовета.
Согласно утвержденному штатному расписанию Боградского управления администрации Боградский район за период с 2003 года по январь 2006 года, а также штатному расписанию муниципального образования Боградский сельсовет за период с 01 февраля 2006 года по 2008 год, штатному расписанию администрации Боградского сельсовета должность инспектора ВУС относилась к аппарату управления и обслуживающего персонала, и определена самостоятельной единицей, не относящейся к должностям муниципальной службы.
Функциональные обязанности инспектора ВУС на территории Боградского сельсовета также не определяли, что инспектор ВУС должен занимать муниципальную должность.
22 декабря 2013 года ФИО1 уволена из администрации Боградского сельсовета по собственному желанию.
Таким образом, должность инспектора военно-учетного стола, занимаемая ФИО1 в период с 27 февраля 2003 года по 22 декабря 2013 года, должностью муниципальной службы не являлась, не была включена в реестр должностей муниципальной службы.
Доказательств того, что должность инспектора ВУС относится к должностям муниципальной службы, в частности доказательства о заключении с ФИО1, как с муниципальной служащей, трудового контракта, распоряжения об увольнении с муниципальной должности, о распространении на неё и предъявлении к ней ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, о подаче истцом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о её соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим, не имеется и не представлено. Напротив истец ФИО1 поясняла, что она с 2003 года, осуществляя трудовую деятельность в должности инспектора ВУС, знала, что не является муниципальной служащей и не состоит на должности муниципальной службы.
Разъяснение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на которое ссылается истец ФИО1 в обоснование исковых требований, не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный характер. При этом из данного разъяснения следует, что лицо, замещающее должность в местной администрации и исполняющее обязанности по ведению воинского учета, должно являться муниципальным служащим. Вместе с тем, как следует из представленных документов и пояснений истца ФИО1, муниципальным служащим она не являлась. То есть разъяснение дано на будущее, указаний на то, что период работы в должности инспектора военно-учетного стола подлежит включению в муниципальный стаж, данное разъяснение не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия, администрации Боградского района Республики Хакасия о включении в муниципальный стаж периодов работы, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2018 года.
Председательствующий И.Н. Норсеева