ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/18 от 28.02.2018 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-255/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иваново 28 февраля 2018 г.

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,

при секретаре Пономаревой К.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городских округах Иваново, ФИО4 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО3, ФИО4 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на страховую пенсию,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО3, ФИО4 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, о признании права на пенсию. Иск мотивирован тем, что 25.04.2017 г. ФИО1 обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – УПФРФ) о досрочном назначении пенсии по старости предусмотренной п.п. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ. Решением УПФ РФ от 08.08.2017 г. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости, в виду отсутствия необходимого стажа на работах с вредными условиями труда (10 лет) и страхового стажа (20 лет), величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4 в 2017 г. для назначения данного вида пенсии. По мнению ответчика, стаж работы с вредными условиями труда ФИО1 по представленным документам учтен быть не может, страховой стаж составил 29 лет 11 месяцев 07 дней. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО1 ответчиком периоды с 01.11.1978г. по 02.12.1980 г. прохождения военной службы по призыву, с 03.12.1980 г. по 24.10.1984 г. прохождения военной службы по контракту в специальный стаж не включены, поскольку Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, предусмотрена работа (а не служба) в сфере атомной энергетики. Документов, подтверждающих льготный характер работы заявителя в какой-либо их перечисленных в трудовой книжке периодов, не представлены. Определить, в какой период времени ФИО1 был занят на работах с вредными (тяжелыми) условиями труда, по записям в трудовой книжке не представляется возможным. С решением комиссии истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение. Истец полагает, что период с 01.11.1978 г. по 02.12.1980 г. прохождения военной службы по призыву подлежит учету в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы на основании ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащего»; период с 02.12.1980 г. по 17.10.1984 г. прохождение военной службы по контракту подлежит учету как период работы (службы) с вредными условиями труда в районе Крайнего Севера в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы на основании ч. 5 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 г. № 12. ФИО1 в период с декабря 1980 г. по октябрь 1984 г. проходил службу в войсковой части 69122 и 95231, которые входили в состав войсковой части 10666, располагавшейся в районе Крайнего Севера (п. Оленья Губа Мурманской области). В этой связи ФИО1 просил признать незаконным решение УПФ РФ от 08.08.2017 г. и отменить его; признать за ФИО1 право на досрочное получение страховой пенсии с учётом льготного порядка исчисления стажа в период с 04.11.1978 г. по 02.12.1980 г. за срочную службу в в/части 59075, как один день военной службы за два дня работына основании ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащего»; признать за ФИО1 право на досрочное получение страховой пенсии с учётом льготного порядка исчисления стажа в период с 02.12.1980 г. по 17.10.1984г. за работу (службу) с вредными условиями труда в районе Крайнего Севера в в/частях 69122 и 95231, как один день военной службы за два дня работы на основании ч. 5 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 № 12.

В судебном заседании истец требования неоднократно изменял и в окончательной редакции исковых требований просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, ФИО4 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в стаж работы с вредными условиями труда периоды с 03.11.1978 г. по 02.12.1980 г. прохождения военной службы по призыву, с 03.12.1980 г. по 24.10.1984 г. прохождения военной службы по контракту, с 26.07.1989 г. по 26.01.1990 г. работы в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, с 06.09.2010 г. по 14.09.2011 г. осуществления деятельности индивидуального предпринимателя по договору от 20.08.2010 г., заключенному с ОГУ «Ивановский центр занятости населения», в качестве литейщика цветных металлов; назначить досрочно пенсию по старости. При этом дополнительно пояснил, что в период прохождения службы по призыву и по контракту он служил на атомной подводной лодке, что относится к работе с вредными (тяжелыми) условиями труда. В период осуществления деятельности индивидуального предпринимателя он занимался изготовлением мебельной фурнитуры из медных сплавов, которая получается путем плавильной и электротермической обработки, то есть фактически он выполнял работу литейщика цветных металлов, что можно отнести к работе по Списку № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. Работа в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1 прямо предусмотрена Списком № 2,, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в разделе XXVII «Транспорт».

Представитель ответчика на исковые требования возражала по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск. Так, в частности, указала, что решением УПФ РФ от 08.08.2017 г. ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием стажа работы с вредными условиями труда. Документы, подтверждающие льготный характер работы истца, в какой-либо из перечисленных в трудовой книжке периодов, не представлены. Определить, в какой период времени ФИО1 был занят на работах с вредными (тяжелыми) условиями труда, по записям с трудовой книжке не представляется возможным. ФИО1 просит приравнять период службы к работе по Списку № 1 и Списку № 2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочное назначение страховой пенсии по старости производится исключительно за работу с вредными условиями труда. Досрочное пенсионное обеспечение за военную службу с вредными условиями законом не предусмотрено. Списком № 1 и Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрена работа (а не служба) в сфере атомной энергетики и промышленности. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Включение в специальный стаж периодов службы Правилами не предусмотрено. При исчислении периодов работы по Списку № 1 и Списку № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, могут применяться соответствующие положения пунктов Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Так, согласно пункту 109 Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается к работе по Списку № 1 и Списку № 2 от 1956 года, которая непосредственно предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы. В связи с тем, что у ФИО1 отсутствуют периоды работы по Списку № 1 и Списку № 2 от 1956 г., периоды службы не подлежат включению в специальный стаж. Документы, подтверждающие льготный характер работы истца в спорные периоды, не представлены. Не подтверждают льготный характер работы истца с 06.09.2010 г. по 14.09.2011 г. и сведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. У органа, осуществляющего пенсионное обеспечение нет правовых оснований для зачета оспариваемых периодов в исчисление специального стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

25.04.2017 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО3, ФИО4 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (л.д. 9, 10).

Решением от 08.08.2017 г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости, в виду отсутствия необходимого стажа на работах с вредными условиями труда (10 лет, по достижении 56 лет – 5 лет) и страхового стажа (20 лет), величины индивидуального пенсионного коэффициента 11,4 для назначения данного вида пенсии (л.д. 7-13).

По мнению комиссии, стаж работы с вредными условиями труда ФИО1 по представленным документам учтен быть не может, страховой стаж составляет 29 лет 11 месяцев 07 дней.

Комиссией в специальный стаж ФИО1 не включены, в том числе периоды с 01.11.1978 г. по 02.12.1980 г. прохождения военной службы по призыву, с 03.12.1980 г. по 24.10.1984 г. прохождения военной службы по контракту, с 26.07.1989 г. по 26.01.1990 г. работы в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, с 06.09.2010 г. по 14.09.2011г. осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

До 01.01.1991 г. условия и порядок пенсионного обеспечения регулировались Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., Законом СССР от 15.05.1990г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», с 01.01.1991 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2002г. – Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях».

На основании ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. (далее Закон) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 8 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4 в 2017 г.

Статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 перечисленным в указанной статье категориям лиц, в том числе мужчинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением 60-летнего возраста для мужчин на один год за каждый полный год такой работы.

Пунктом 2 ст. 30 Закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.3, п.4 ст. 30 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право к досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 21 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждении постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти период страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с Разъяснением Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Аналогичные положения содержатся и в Указание Министерства социального обеспечения РСФСР от 15.05.1991 г. «О порядке применения списков 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10».

Наличие указанных условий должно подтверждаться справкой уточняющего характера выдаваемой работодателем на основании первичных документов, имеющихся в учреждение согласно пункту 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным: законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом в соответствии со статьей 14 Закона подсчет страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или соответствующим государственными (муниципальными) органами, после регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что ФИО1 в период с 04.11.1978 г. по 02.12.1980 г. проходил военную службу по призыву, с 03.12.1980 г. по 24.10.1984 г. проходил военную службу по контракту, с 26.07.1989 г. по 26.01.1990 г. работал в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, с 06.09.2010 г. по 14.09.2011г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается трудовой книжкой от 10.08.1977 г. на имя ФИО1, послужным списком ФИО1, справками отдела военного комиссариата по Ивановской области по Октябрьскому и Советскому районам г. Иваново от 15.08.2017 г., от 27.04.2017 г. , от 07.02.2014 г. , выпиской из ЕГРИП в отношении ФИО1 по состоянию на 07.02.2018 г., военным билетом от 31.10.1978 г., договором от 20.08.2010 г., заключенным с ОГУ «Ивановский центр занятости населения», справкой ООО «Ивановское ППЖТ № 1» от 29.03.2017 г. , сообщением ИФНС России по г. Иваново от 22.02.2017 г. (л.д. 15-17, 18, 29-41).

Из пояснений истца следует, что он в период осуществления трудовой деятельности с 26.07.1989 г. по 26.01.1990 г. в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, с 06.09.2010 г. по 14.09.2011г. в качестве индивидуального предпринимателя был занят во вредных условиях труда, выполнял работу в течение полного рабочего дня. Должность мастера погрузочно-разгрузочных работ предусмотрена Списком № 2 раздела XXVII «Транспорт», код профессии 2300200б-23186, должность литейщик цветных металлов предусмотрена Списком № 1 раздел VII «Металлургическое производство (цветные металлы) код профессии 1071200а-13410, код профессии 1071600а-13410.

Суд считает указанные доводы истца необоснованными и несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательств и опровергаются материалами дела

ФИО1 был принят на должность мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1 Верхне-Волжского территориального транспортного управления Комсомольского филиала 26.07.1989 г. (приказ от 25.07.1989 г.), 26.01.1990 г. уволен по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР переводом Ивановооблобувьбыт (приказ от 26.01.1990 г.), что усматривается из трудовой книжки на имя ФИО1 и справки ООО «Ивановское ППЖТ № 1» от 29.03.2017 г.

Работодатель Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1 Верхне-Волжского территориального транспортного управления (с учетом переименований и преобразований ООО «Ивановское ППЖТ № 1») занятость ФИО1 в должности предусмотренной Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в течение полного рабочего дня (не менее 80% времени) не подтверждает, истцом справка уточняющего характера, выдаваемая работодателем на основании первичных документов, в УПФ РФ и суд не представлена.

Согласно выписке из ЕГРИП в отношении ФИО1, ИНН , по состоянию на 07.02.2018 г., ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.09.2010 г., прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14.09.2011 г. Основной вид деятельности ИП ФИО1 – производство фурнитуры из недрагоценных металлов для одежды, обуви, кожгалантереи и прочих изделий, в том числе крючков, пряжек, застежек, петелек, колечек, трубчатых и раздвоенных заклепок. Каких-либо сведений о выполнении ФИО1 в период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя работ, предусмотренных Списком № 1 раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы) код профессии 1071200а-13410, код профессии 1071600а-13410, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в должности литейщика цветных металлов не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж работы с вредными условиями труда периодов работы истца с 26.07.1989 г. по 26.01.1990 г. в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, с 06.09.2010 г. по 14.09.2011г. в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку условие необходимое для включения периода работы в специальный стаж о занятости полный рабочий день на работах, предусмотренных Списком № 1, Списком № 2, в судебном заседании подтверждения не нашел.

При этом суд принимает во внимание, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Истцом не представлено суду доказательств однозначно и достоверно свидетельствующих о характере и условиях работы ФИО1 в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, в качестве индивидуального предпринимателя, а так же о его занятости в течение полного рабочего дня, а именно более 80% рабочего времени, выполнением работ, предусмотренных Списком № 2, Списком № 1.

Наличие на рабочем месте вредного (опасного, тяжелого) производственного фактора само по себе не означает, что ФИО1 выполнял работу, предусмотренную Списком №1, Списком №2, дающую ему право на льготное пенсионное обеспечение.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, где конкретизируется применительно к пенсионному обеспечению право тех или иных лиц на досрочное пенсионное обеспечение.

Специальный (профессиональный) стаж, согласно пенсионному законодательству, представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях, условиях (тяжелых, вредных и др.), профессиях и местностях.

В соответствии с правилами исчисления периодов работы в специальный стаж работы с вредными, тяжелыми условиями труда засчитываются только периоды работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), перечисленных в Списках № 1 и № 1. При этом работа в должностях, специальностях, указанных в Списке №1, № 2 засчитывается в специальный стаж при условии ее выполнения в производстве, учреждении (организации), поименованных в конкретном разделе, подразделе Списка № 1, № 2, к которому относится и сама должность или специальность, а не в произвольном порядке.

Так, истец, заявляя о необходимости включения в стаж работы с вредными условиями труда, периода работы в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1 в должности мастера погрузочно-разгрузочных работ ссылается на Список № 2 раздел XXVII «Транспорт», код профессии 2300200б-23186, вместе с тем, право на включение в стаж работы по указанному основанию для назначения пенсии дает работа в должности мастера при работе в метрополитене, однако, истец никогда в метрополитене не работал.

Факт совпадения наименований профессий, в которых истец осуществлял деятельность с наименованием профессий, предусмотренных Списками № 1, № 2 не является безусловным основанием признания занятости истца на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, которая предполагает досрочное назначение стаховой пенсии, и не может служить основанием для предоставления последнему права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 30 Закона, поскольку характер и условия работы истца надлежащими доказательствами не подтверждены.

В подтверждении занятости на Ивановском предприятие промышленного железнодорожного транспорта № 1 Верхне-Волжского территориального транспортного управления, в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1, помимо трудовой книжки и справки о периоде работы и выплате заработной платы, выписки из ЕГРИП не представлено никаких доказательств, ни письменных, ни свидетельских показаний.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приведенные истцом доводы в обоснование исковых требований о включении в стаж работы с вредными условиями труда периода работы в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, в качестве индивидуального предпринимателя, так же как о занятости истца в указанный период времени в течение полного рабочего дня являются голословными, а потому неубедительными и несостоятельными.

Истцом не представлено суду допустимых доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы ФИО1 в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, в качестве индивидуального предпринимателя, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», в том числе справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования ФИО1 в части требований о включении в стаж работы с вредными условиями труда периодов работы в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, в качестве индивидуального предпринимателя необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Относительно доводов и требований истца о включении в стаж работы с вредными условиями труда периодов с 03.11.1978 г. по 02.12.1980 г. прохождения военной службы по призыву, с 03.12.1980 г. по 24.10.1984 г. прохождения военной службы по контракту, суд отмечает следующее.

Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона).

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, период прохождения военной службы и приравненной к ней службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы при определении права на пенсию в соответствии с п/п.1 п. 1 ст. 30 Закона.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в стаж работы с вредными, тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Вместе с тем ни действующие в настоящее время законы и нормативные акты, регулирующие условия и порядок пенсионного обеспечения, ни ранее действующие, в том числе Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., Закон СССР от 15.05.1990г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» не предусматривало в качестве специального стажа службу в армии, в качестве основания для досрочного назначения пенсии по старости прохождение службы по призыву, по контракту в Вооруженных силах СССР.

В соответствии с п/п. 1, 2 п. 1 ст. 30 Закона досрочное назначение страховой пенсии по старости производится исключительно за работу с вредными условиями труда. Досрочное пенсионное обеспечение за военную службу с вредными, тяжелыми условиями законом не предусмотрено.

Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрена работа в сфере атомной энергетики и промышленности.

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусматривает работу в профессиях, занятых в сфере атомной энергетики и промышленности.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Включение в специальный стаж периодов службы Правилами не предусмотрено.

Таким образом, доводы истца о возможности признания периода прохождения истцом службы по призыву, по контракту в составе Вооруженных Сил СССР стажем работы во вредных условиях труда основаны на неправильном толковании правовых норм пенсионного законодательства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-П, в Определении от 05.11.2002 г. № 320-О и в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ конкретизирована в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому по волеизъявлению и в интересах лица, обратившегося за назначением пенсии, специальный стаж может исчисляться также в соответствии с ранее действовавшими нормативно-правовыми актами.

В период прохождения ФИО1 службы по призыву в армии действовал Закон СССР «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР 14.07.1956 г.

В силу положения ст. 58 Закона СССР «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР 14.07.1956 г., Совету Министров СССР поручалось определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.

Для учета периодов трудовой и иной деятельности, имевших место до 01.01.1992г., применяется постановление Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

При исчислении периодов работы по Списку № 1 и Списку № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, могут применяться соответствующие положения пунктов Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В соответствии с пунктами 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов. Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (п/п «к»). При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Периоды такой службы засчитывались в календарном порядке.

ФИО1 проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР, в период с 03.11.1978 г. по 02.12.1980 г., до службы имел место период работы в качестве слесаря механо-сборочных работ на Ивановском механическом заводе СКБСМ с 08.08.1977г. по 26.10.1978 г., после службы по призыву истец проходил службу по контракту с 03.12.1980 г. по 24.10.1984 г., которые не относятся к работе с вредными, тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком № 1, Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, в исчисление специального стажа периоды до службы по призыву и после него не включены.

Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж работы с вредными, тяжелыми условиями труда период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР при соблюдении установленных условий, которые в случае с ФИО1 не выполнены.

Последующими законодательными актами, направленными на реализацию права граждан: Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривалось и не предусматривается включение периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.

При таких обстоятельствах период службы истца по призыву в составе Вооруженных сил СССР так же не может быть включен в специальный стаж работы с вредными условиями труда для досрочного назначения пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, поскольку в данном случае необходимо учитывать специальные нормы, регулирующие вопросы включения в стаж периодов работы и иных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

С учетом изложенного суд, соглашаясь с позицией представителя ответчика, приходит к выводу, что у УПФР РФ г. Иваново имелись правовые основания для принятия решения об отказе ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, выявленное при рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии и представленных к заявлению документов.

При этом суд принимает во внимание, что ФИО1 ни на момент принятия УПФ оспариваемого решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ни на дату рассмотрения дела в суде требуемого стажа на соответствующих видах работ (10 лет, по достижении возраста 56 лет – 5 лет) не выработал. Доказательств обратного суду не представлено.

Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований ФИО1 о включении в стаж работы с вредными условиями труда периодов с прохождения военной службы по призыву, прохождения военной службы по контракту, работы в качестве мастера погрузочно-разгрузочных работ в Ивановском межотраслевом предприятии промышленно-железнодорожного транспорта № 1, осуществления деятельности индивидуального предпринимателя по договору от 20.08.2010 г., заключенному с ОГУ «Ивановский центр занятости населения», в качестве литейщика цветных металлов, назначении пенсии по старости с момента первоначального обращения не имеется, поскольку указанное решение принято в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения с учетом всех представленных в пенсионное дело документов.

Иные доводы истца в обоснование заявленного к ответчику иска, так же не являются основанием для удовлетворения требований истца, поскольку не опровергают доводы ответчика.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах ФИО3, ФИО4 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на страховую пенсию – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 06.03.2018 г.