ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/2012 от 28.11.2012 Юкаменского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Елькиной С.А.,

при секретаре Киселевой О.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> УР Фефилова К.Н.,

истцов ФИО4 и ФИО5,

представителя ответчика – главного специалиста-эксперта - юрисконсульта Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на один год),

третьих лиц на стороне истцов, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах ФИО4 и ФИО5 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению капитального ремонта жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах ФИО4 и ФИО5 к Администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению капитального ремонта жилого дома, указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО4 и ФИО5 с доводами о незаконном отказе Администрации МО «<адрес>» в проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - состоящего из 2 кварти<адрес> проверкой установлено, что ФИО4 вместе с ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО8 и ФИО9 зарегистрированы в квартире, находящейся по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - которая предоставлена ФИО4 Администрацией МО «<адрес>» по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 вместе с ФИО3 и ФИО3 зарегистрированы в квартире, находящейся по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - которая предоставлена ФИО5 Администрацией МО «<адрес>» по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - и состоящего из <адрес>, возможна при проведении капитального ремонта дома, включающего в себя укрепление фундамента, замену кровли, перекладку печи, замену электропроводки, кроме того, замену дверей, окон в <адрес>. О необходимости проведения капитального ремонта жилого <адрес> по пе<адрес> межведомственной комиссией составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем согласно ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма осуществляет капитальный ремонт жилого помещения. В соответствие со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.2 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, определенным в приложении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) относятся к работам, производимым при капитальном ремонте. В связи с тем, что дом, где находится указанные квартиры, принят на баланс МО «<адрес>» в муниципальную собственность, а истицы являются лишь ее нанимателем, то имеется необходимость возложения на Администрацию МО «<адрес>» обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - состоящего из 2 кварти<адрес> пп.«в» п.5 договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «<адрес>» как наймодателем и ФИО5 как нанимателем в обязанности наймодателя (Администрации МО «<адрес>») входит осуществление капитального ремонта жилого помещения. Аналогичные положения закреплены в договоре от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «<адрес>» как наймодателем и ФИО4 как нанимателем. Ранее ФИО4 обращалась в Администрацию МО «<адрес>» с просьбой о проведении капитального ремонта дома, но получила письменный отказ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Тем самым Администрацией МО «<адрес>» не исполняется обязанность проведения капитального ремонта <адрес> пе<адрес>, включающего в себя укрепление фундамента дома, замену кровли, перекладку печи, замену электропроводки, кроме того, замену дверей и окон в <адрес>. Бездействие Администрации МО «<адрес>» по осуществлению капитального ремонта жилого <адрес> по пе<адрес> нарушает жилищные права жильцов указанного помещения. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ основанием для обращения прокурора в суд является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Согласно ч.3 ст.131 ГПК РФ в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно быть указано на обращение гражданина к прокурору. Основанием обращения прокурора в суд в интересах указанных лиц являются обращения, поступившие в прокуратуру <адрес>. Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «<адрес>», которое выразилось в неисполнении обязанности выполнить капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>; обязать Администрацию МО «<адрес>» выполнить капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - проведя следующие работы: укрепление фундамента, замену кровли, перекладку печи и замену электропроводки в квартирах и ; замену дверей и окон в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР Фефилов К.Н. в связи с частичным отказом истцов ФИО4 и ФИО5 от исковых требований по перекладке печи, замене электропроводки, замене окон и дверей поддержал исковые требования по укреплению фундамента и замене кровли жилого дома, относящихся к капитальному ремонту, и просил суд с учетом погодных условий обязать ответчика Администрацию МО «<адрес>» выполнить указанные работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истица ФИО4 поддержала исковые требования частично, отказавшись от исковых требований в части перекладки печи и замены электропроводки в квартире, т.к. это относится к текущему ремонту, просила суд обязать ответчика Администрацию МО «<адрес>» укрепить фундамент жилого дома и заменить кровлю, подтвердив объяснения, данные ею в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, где она пояснила, что в <адрес> по пе<адрес> проживает с мужем и детьми больше 20 лет, является основным квартиросъемщиком. Сейчас дети уже выросли, уехали работать в <адрес>, с ними живут внуки. В своей квартире они сами заменили все окна 2 года назад, делают текущий ремонт, красят, оклеивают. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключен договор социального найма с Администрацией МО «<адрес>». С заявлением о проведении капитального ремонта обращалась в Администрацию МО «<адрес>», но ей отказали, и в сентябре 2012 года она обратилась за помощью в прокуратуру <адрес>. Фундамент разваливается, кирпичи вываливаются, от сырости стена дома отошла, крыша протекает, т.к. шифер старый и сломался. Электропроводку не меняли из-за отсутствия денег, но сейчас сами ее заменят и отремонтируют печь. До них в квартире жил ФИО6, он строил свой дом, и этот дом был запущен. Квартиру, в которой она живет с семьей, предоставляло мужу РТП, ни текущего, ни капитального ремонта не было сделано.

Истица ФИО5 поддержала исковые требования частично, отказавшись от исковых требований в части перекладки печи, замены электропроводки, окон и дверей в квартире, просила обязать ответчика укрепить фундамент жилого дома и заменить кровлю, подтвердив объяснения, данные ею в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, где она пояснила, что в <адрес> по пе<адрес> проживает с семьей 28 лет. Квартиру дали в 1975 году от РТП, где работал муж. Договор социального найма с Администрацией МО «<адрес>» ею заключен ДД.ММ.ГГГГ. Постоянно сами делают ремонт в квартире, т.к. муж обращался в ЖКХ насчет ремонта, но ему отказали. В сентябре 2012 года соседка ФИО22 обратилась с заявлением в прокуратуру, и она - за ней. Необходимо укрепить фундамент, т.к. он разваливается, и заменить кровлю, т.к. протекает крыша из-за сломанного шифера. Печь в квартире в хорошем состоянии, и она не знает, почему указали в заявлении требование о перекладке печи. Электропроводку в квартире поменяли сами, и менять ее не надо.

Представитель ответчика – главный специалист-эксперт - юрисконсульт Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО1 исковые требования признал в части укрепления фундамента и замены кровли, т.к. это относится к капитальному ремонту и сослался на доводы, изложенные в письменных возражениях по делу, а именно, что Администрация МО «<адрес>» признает, что осуществление работ по укреплению фундамента, замене кровли относится к капитальным видам работ, которые производит наймодатель, то есть Администрация МО «<адрес>», но в связи с тем, что в 2012 году бюджетных ассигнований на капитальный ремонт муниципального жилого фонда не предусмотрено в связи с дотационным бюджетом МО «<адрес>», данные работы будут профинансированы и проведены в 2013 году. В отношении остальных требований заявляет, что двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пе<адрес>, - находится в муниципальной собственности на балансе муниципальной казны МО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ (на основании постановления Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ). Ранее данный объект недвижимости находился в хозяйственном ведении МУП «Агропромсервис», и был передан без какой-либо технической документации и без проведенного капитального ремонта. Как выше указано, капитальный ремонт в отношении кровли и фундамента Администрация МО «<адрес>» признает. В части же требований о проведении такого ремонта как перекладка печи, замена электропроводки, замена дверей и окон в <адрес>, - данные работы должен проводить наниматель. Отношения с вышеуказанными проживающими строятся на основании договора социального найма. Поскольку жилье находится в муниципальной казне МО «<адрес>», то данные отношения регулируются главой 8 Жилищного Кодекса РФ и подзаконными актами, вытекающими из данной сферы. Согласно ст.67 ЖК РФ наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. В то же время в обязанности нанимателя входит обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Аналогичные положения содержатся в Правилах пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Также имеется Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, согласно ему разъясняется и конкретизируется структура и состав работ и услуг к организации содержания общего имущества жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома. Исходя из них и в частности п.9 Перечня работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), приложение к вышеуказанным методическим рекомендациям - работы по устранению неисправностей печей и очагов производится лишь в случае, если пользователями данных печей и очагов являются более одной квартиры. В соответствии же с перечнем дополнительных работ, выполняемых по заказам и за счет средств потребителя, приложение к вышеуказанному методическому пособию - ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, а также ремонт оконных и дверных заполнений относится к работам, выполняемым за счет нанимателя. В соответствии с постановлением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГг-61 замена окон относится к обязанности нанимателя. С учетом отсутствия денежных средств, а также необходимости проведения сопутствующих в ходе ремонта работ просит определить срок для проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 16, - до ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо на стороне истицы ФИО4, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО2 поддержал исковые требования в части укрепления фундамента и замены кровли и отказался от поддержания требований по перекладке печи и замене электропроводки, пояснив, что в 1975 году получил квартиру по пе<адрес>, 16 по месту работы от РТП. С того времени капитальный ремонт не делали, в фундаменте из-за отсутствия цемента скоро упадут кирпичи, необходимо его укрепить, крыша протекает, т.к. шифер старый и его ни разу не меняли, надо заменить кровлю. Печь в нормальном состоянии и перекладывать ее не надо, электропроводку сами заменят - это текущий ремонт.

Третье лицо на стороне истицы ФИО5, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО3 поддержал исковые требования в части укрепления фундамента и замены кровли и отказался от поддержания исковых требований по перекладке печи, т.к. она в нормальном состоянии, электропроводку поменяли, а замена окон и дверей относится к текущему ремонту, подтвердив объяснения, данные им в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, где он пояснил, что получил квартиру по пе<адрес> от РТП в 1990 году. Квартира из пеноблоков и обложена кирпичом. Капитального ремонта не было. Необходимо укрепить фундамент, т.к. в нем нет цемента, один песок. Надо заменить кровлю, т.к. шифер старый и сломан. По замене окон и дверей обращался в ЖКХ к ФИО7, но ему отказали, больше он никуда не обращался.

Третье лицо на стороне истицы ФИО4, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО11 в настоящее судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии и подтверждении ранее данных ею ДД.ММ.ГГГГ объяснений по существу иска, где она просила удовлетворить исковые требования в части укрепления фундамента, т.к. в нем нет цемента, и в части замены кровли, т.к. листы шифера не совпадают и крыша протекает. Печь стоит в нормальном состоянии и не требует ремонта, электропроводку заменят сами.

Третье лицо на стороне истицы ФИО5, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО3 в настоящее судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и подтверждении данных им ДД.ММ.ГГГГ объяснений по существу иска, где он поддержал исковые требования в части укрепления фундамента и замены кровли, согласен с объяснениями родителей в части отсутствия необходимости перекладки печи, замены электропроводки, окон и дверей.

Третье лицо на стороне истицы ФИО4, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО12 о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

В соответствие со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО13 показала, что работает заместителем главы Администрации МО «<адрес>». В Администрацию поступило заявление ФИО4 об осмотре и ремонте <адрес> по пе<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с комиссией в составе архитектора ФИО10, специалиста БТИ ФИО10, заместителя начальника пожарной части ФИО21, начальника сектора по имущественным вопросам Кошкиной осмотрели <адрес> визуально и установили, что кровля протекает, около печи отошла обивка потолка, фундамент не ремонтирован и потрескан. В <адрес> окна никогда не менялись. Составили Акт о возможности эксплуатации <адрес> по пе<адрес> при проведении капитального ремонта: укреплении фундамента, замены кровли, перекладки печи, замены электропроводки, замены окон и дверей в <адрес>, на основании которого межведомственная комиссия дала заключение о проведении капитального ремонта данного жилого дома. Ввиду отсутствия специалистов, обследующих жилье, в Акте обследования ошиблись и написали, что перекладка печи, замена электропроводки, а также окон и дверей относится к капитальному ремонту вместо текущего. На ремонт кровли и фундамента потребуется время, т.к. идет формирование бюджета на 2013 год, но постараются до ДД.ММ.ГГГГ выполнить ремонт.

Свидетель ФИО14 показала, что в марте 2012 года с комиссией обследовали <адрес> по пе<адрес> в <адрес>. Дом неухоженный, в фундаменте выщелочен раствор и цемента нет, потолочное перекрытие в <адрес> висит на печке. Необходим ремонт фундамента и замена кровли, относящиеся к капитальному ремонту, в <адрес> требуется замена окон и дверей, относящаяся к текущему ремонту, т.к. окна и двери не являются конструктивными элементами здания.

Свидетель ФИО15 показал, что при обследовании <адрес> по пе<адрес> было выявлено, что потолочное перекрытие имеет осадку на печь, на которой есть трещины, электропроводка старая и надо ее поменять. Необходимо заменить кровлю и отремонтировать фундамент. В <адрес> он не был и ничего сказать не может.

Выслушав прокурора, объяснения истцов, третьих лиц и представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истицы ФИО4 и ФИО5 со своими семьями занимают жилой дом, состоящий из <адрес>, по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - по письменным договорам социального найма, заключенным с Администрацией МО «<адрес>»: ФИО4 согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой <адрес> года ввода в эксплуатацию, находится в муниципальной собственности, что подтверждается постановлением главы Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче из хозяйственного ведения МУП «Агропромсервис» жилого фонда в муниципальную казну района», согласно которому на основании заявления директора МУП «Агропромсервис» о передаче жилого фонда в муниципальную казну МО «<адрес>» постановлено принять из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Агропромсервис» в муниципальную казну МО «<адрес>» жилищный фонд в количестве 29 жилых дома общей площадью 2164,7 кв.м балансовой стоимостью 4835568 руб. согласно прилагаемому реестру. Комитету по управлению имуществом администрации района поставить на учет в муниципальную казну МО «<адрес>» принимаемый согласно п.1 настоящего постановления жилой фонд; внести изменения в реестр муниципального имущества МО «<адрес>»; внести соответствующие изменения в договор о закреплении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества с МУП «Агропромсервис»; передать по договору на обслуживание МПП ЖКХ принятый в муниципальную казну района от МУП «Агропромсервис» жилой фонд; контроль за выполнением настоящего постановления возложить на зам. главы администрации ФИО16 Приложением к данному постановлению является реестр «Исходные данные по жилищному фонду Красногорского МУП Агропромсервис, передаваемому на баланс районной администрации», в котором за указан двухквартирный одноэтажный кирпичный дом по пе<адрес>, 16, 1976 года ввода в эксплуатацию, каждая квартира общей площадью 44,4 кв.м, жилой 30,9 кв.м.

Также данное обстоятельство подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>», о том, что в соответствии с положением «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>», утвержденным <адрес> Советом депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, нижеуказанный объект недвижимости внесен в Реестр имущества, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>» и находится на балансе муниципальной казны. Основание внесения: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Собственник - Муниципальное образование «<адрес>», балансодержатель - Удмуртская Республика <адрес>, Муниципальная казна муниципального образования «<адрес>», адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, пе<адрес>, - площадь - общая 88,8 кв. м, жилая 65,0 кв. м.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, двухквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - находится в ветхом состоянии, дальнейшая эксплуатация возможна при проведении капитального ремонта (укрепление фундамента, замена кровли, перекладка печи, замена дверей, окон в <адрес>, замена электропроводки).

На основании акта обследования двухквартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - межведомственная комиссия, созданная Постановлением главы Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, приняла заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данный дом признается пригодным для проживания и подлежит капитальному ремонту.

Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.

В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ наймодателем по договору социального найма жилого помещения является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

Согласно статье 29 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, в силу пункта 6 статьи 16 названного Федерального закона вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.

Администрация МО «<адрес>», осуществляя от имени муниципального образования права собственника (статья 215 ГК РФ), в соответствии со статьей 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ей имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, обязанность проведения капитального ремонта жилого дома по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, лежит на наймодателе - Администрации МО «<адрес>».

В соответствии с п.5.2 и п.3.5 договора социального найма , заключенного с ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, а также пп.«в» п.5 и пп. «д, е» п.4 договора социального найма , заключенного с ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, статьями 676, 678 ГК РФ и статьями 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

В материалах дела имеется ответ главы Администрации МО «<адрес>» ФИО17 за от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора <адрес> УР ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГж-2012 о предоставлении информации по обращению ФИО4ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «<адрес>» о признании ее дома непригодным для проживания, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией Администрации МО «<адрес>» было проведено обследование дома и <адрес> по пе<адрес>, 16. По результатам обследования составлен акт обследования и заключение комиссии. При обследовании дома было выявлено следующее: кровля в <адрес> протекает, необходимо заменить кровлю на доме полностью, так как нормативный срок службы кровли истек, требуется ремонт печи в <адрес>, замена электропроводки, замена оконных блоков в <адрес>, а также ремонт цоколя и отмостки. Администрация МО «<адрес>» не имеет возможности выполнить капитальный ремонт данного дома в связи с тем, что в бюджете средств на ремонт муниципального жилья в 2012 году не запланировано в связи с дефицитом бюджета. Включить в программу капитального ремонта либо в программу переселения согласно 185-ФЗ нет возможности, так как двухквартирные дома относятся к домам блокированной застройки и в программе не участвуют. <адрес> направлено письмо в адрес Государственного Совета Удмуртской Республики и просьба Президенту Удмуртской Республики с тем, что необходимо внести изменения в данный закон и включить в программы по капитальному ремонту и переселению граждан из ветхого аварийного фонда 2, 3 квартирные дома. <адрес> не сможет решить проблемы с ремонтом муниципального жилья, бюджет на 90% является дотационным.

Согласносправке заместителя главы Администрации по финансово-экономическим вопросам - начальника Управления финансов Администрации МО «<адрес>» ФИО19 за от ДД.ММ.ГГГГ, в бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2012 год бюджетные ассигнования на капитальный ремонт муниципального жилого фонда не предусмотрены в связи с дотационным бюджетом.

В информацииначальника сектора по имущественным вопросам Администрации МО «<адрес>» ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что перечисление платы за наём жилых помещений в бюджет муниципального образования «<адрес>» следующее: 2010 год - 71 тыс. рублей, 2011 год - 141 тыс. рублей, 9 месяцев 2012 года - 67 тыс. рублей.

Суд приходит к выводу, что ответчик - наймодатель, установив необходимость проведения капитального ремонта жилого дома в соответствии с условиями договора социального найма, заключенного между сторонами, по своевременному обслуживанию и ремонту жилого дома, проведению капитального ремонта, не исполняет свои обязанности надлежащим образом.

При определении вида работ, подлежащих выполнению ответчиком в рамках проведения капитального ремонта, суд руководствуется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведения реконструкции, ремонт и техническое обслуживание зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в соответствии с Приложением к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% производится при проведении капитального ремонта, что подтверждается, помимо того, заключением межведомственной комиссии.

Таким образом, суд, учитывая вышеуказанное, а также признание ответчиком нуждаемости жилого дома в части проведения капитального ремонта по замене кровли, возлагает на ответчика обязанность по проведению данного вида работ.

Что касается возложения на ответчика обязанности по проведению работ по укреплению фундамента жилого дома,то в соответствии с требованиями пункта 5.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 58-88 (р) Госкомархитектуры, утвержденных Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Определяя необходимый объем работ, их перечень, относящийся к капитальному ремонту, а именно, работы по укреплению фундамента жилого дома, суд руководствуется признанием ответчиком по делу данных исковых требований и считает необходимым обязать Администрацию МО «<адрес>» произвести данные работы по капитальному ремонту, обязанность производства которого в соответствии со ст. 65 ЖК РФ лежит на наймодателе.

Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что исковые требования прокурора <адрес> УР, предъявленные в интересах ФИО4 и ФИО5, к Администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению капитального ремонта по укреплению фундамента и замене кровли жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, пе<адрес>, - подлежат удовлетворению.

Исходя из реальных возможностей, финансового положения, погодных условий суд считает необходимым обязать ответчика Администрацию МО «<адрес>» выполнить капитальный ремонт и провести работы по укреплению фундамента и замене кровли жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах ФИО4 и ФИО5 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению капитального ремонта жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» в неисполнении обязанности выполнения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пе<адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» выполнить капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пе<адрес>, - и провести следующие работы: укрепить фундамент и заменить кровлю в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Елькина С.А.