Дело № 2-255/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Заевой Т.М.
секретаря Латыповой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
03 февраля 2014 года
гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании (частичном) нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, просит признать недействительным п. 1.3 решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16 «О плате граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Прокопьевского городского округа» в части установления платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования (Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, департамент цен и тарифов Кемеровской области) для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства.
Свои требования мотивировала тем, что является собственником квартиры по адресу: <...>, в которой никто не зарегистрирован. Согласно платежным документам для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги за октябрь, ноябрь 2013 г. ей была начислена плата за коммунальные услуги по тарифу, превышающему общеустановленный, тем самым, на нее необоснованно возложена обязанность по уплате коммунальных услуг по завышенным тарифам. На основании п. 1.3 указанного решения с 01.10.2013 в г. Прокопьевске для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, введена плата за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в размере 100% от тарифов, установленных Департаментом цен и тарифов Кемеровской области. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, в данном случае, Департаментом цен и тарифов Кемеровской области.
В соответствии с п. 1 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 30.05.2013 № 50 «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области» с 01.10.2013 по 31.12.2013 предельные индексы максимально возможного изменения совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области устанавливаются в размере 110%, в связи с чем тариф, установленный п. 1.3 решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16, превысил предельные индексы изменения размера платы, установленные Департаментом цен и тарифов Кемеровской области от 30.05.2013 № 50. Полагает, что п. 1.3 решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16 не соответствует действующему законодательству в сфере регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги и подлежит отмене, поскольку нарушает ее право на доступность оплаты коммунальных услуг.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Прокопьевского городского Совета народных депутатов ФИО2 требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что п. 1.3 обжалуемого правового акта соответствует действующему законодательству РФ. Пояснил, что в Кемеровской области тарифы на водоснабжение и водоотведение населения утверждаются нормативными актами Департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области Кемеровской области, тарифы на горячую воду и теплоснабжение утверждаются нормативными актами Региональной энергетической комиссии Кемеровской области. В настоящее время население Кемеровской области согласно п. 3.3. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 № 270 «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011-2013 годы» должно оплачивать коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и отопление) в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования. Прокопьевский городской Совет народных депутатов в своем решении от 18.10.2013 № 16 воспроизвел данную норму об оплате коммунальных услуг населением в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования на холодное водоснабжение и водоотведение. По оплате горячего водоснабжения и отопления согласно Приложения № 1 к данному решению предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан в зависимости от характеристики жилых помещений.
Суд, выслушав заявителя, представителя Прокопьевского городского Совета народных депутатов, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и др..
Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16 «О плате граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Прокопьевского городского округа» (введено в действие с 01.10.2013, опубликовано 06.11.2013 - л.д. 33, оборот) определена плата за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования (Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, Департаментом цен и тарифов Кемеровской области) для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства (л.д. 29-32).
Данное решение принято в соответствии с нормативными актами органов государственной власти субъекта РФ, уполномоченных им согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ утверждать тарифы на коммунальные услуги, а именно, в соответствии с:
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 № 270 «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011-2013 годы» (п. 3.3), согласно которому органам местного самоуправления рекомендовано установить плату в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования, на предоставление коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства (л.д. 24-28);
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 «Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области», согласно п.п. 3.6.2, 3.6.3 которых данный орган утверждает тарифы на услуги горячего водоснабжения и отопления для населения (л.д. 119, 121);
постановлениям Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 «О создании Департамента цен и тарифов Кемеровской области», согласно п.п. 5.2, 5.3 которых данный орган утверждает тарифы на услуги на холодное водоснабжение и водоотведение для населения (л.д. 129, 133)
постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 29.03.2013 № 189 «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение ОАО «ПО Водоканал г. Прокопьевск, г. Киселевск, Прокопьевский район» (л.д. 35);
постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области №№ 575, 576 от 30.12.2012 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения и в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую МУП «РТХ (г. Прокопьевск)» на потребительском рынке» (л.д. 36-37, 45-46);
постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области №№ 573, 574 от 30.12.2012 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую МУП «ПТХ (г. Прокопьевск)» на потребительском рынке» (д.д. 38-39, 47-48) и др..
В соответствии со ст. 28 Устава Муниципального образования «Прокопьевский городской округ» в исключительной компетенции Прокопьевского городского Совета народных депутатов находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (л.д. 52-111).
Свидетель ФИО3 - заместитель директора по экономике и финансам МУП «Служба единого заказчика» - показала, что участвовала в разработке проекта оспариваемого нормативного акта. Пояснила, что тарифы на водоснабжение и водоотведение населения утверждаются нормативными актами Департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области Кемеровской области, тарифы на горячую воду и теплоснабжение утверждаются нормативными актами Региональной энергетической комиссии Кемеровской области. Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 № 270 «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011-2013 годы» население должно оплачивать коммунальные услуги в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования. Решением от 18.10.2013 № 16 Прокопьевский городской Совет народных депутатов фактически предоставил льготу по оплате горячего водоснабжения и отопления отдельным категориям граждан. Данная льгота предоставлена за счет средств местного бюджета. Также показала, что в течение 2013 г. Региональной энергетической комиссией Кемеровской области дважды пересматривались тарифы, чем и объясняется увеличение платы за горячую воду и теплоснабжение у ФИО1.
Суд, проанализировав приведенные доказательства, считает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
При рассмотрении заявленных требований суд пришел к выводу о том, что Решение Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16 «О плате граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Прокопьевского городского округа», в частности, п. 1.3 в части установления платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования (Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, Департаментом цен и тарифов Кемеровской области) для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления согласно Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Муниципального образования «Прокопьевский городской округ».
Установление льгот отдельным категориям граждан за горячее водоснабжение и отопление согласно Приложения № 3 оспариваемого нормативно-правового акта не противоречит законодательству Кемеровской области, поскольку осуществляется за счет средств местного бюджета, в связи с чем Прокопьевский городской Совет народных депутатов вправе самостоятельно определять систему социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг за счет средств местного бюджета. В остальной части в оспариваемом решении содержатся ссылки на тарифы, принятые органами государственной власти Кемеровской области РФ в порядке, установленном федеральным законом.
При этом компиляция правовых норм органов государственной власти Кемеровской области, установивших тарифы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в оспариваемом нормативно-правовом акте не может служить основанием для его признания противоречащим закону полностью или в части.
Довод заявителя о том, что п. 1.3 оспариваемого нормативно-правового акта нарушает ее право на доступность оплаты коммунальных услуг, признается необоснованным, поскольку доказательств согласно ст. 12, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ в его обоснование суду не представлено.
Поскольку норма п. 1.3 оспариваемого решения не является вновь принятой, ранее аналогичная норма содержалась и в Решении Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 26.06.2012 № 859 «О плате граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории Прокопьевского городского округа» (л.д. 139-148), действовавшего до принятия оспариваемого нормативно-правового акта, довод заявителя о признании оспариваемого решения противоречащим закону полностью или в части в связи с несвоевременностью публикации также необоснован.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. При этом проверка правильности исчисления платы ФИО1 за коммунальные услуги не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
На основании изложенного суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействительным п. 1.3 решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16 «О плате граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Прокопьевского городского округа» в части установления платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования (Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, департамент цен и тарифов Кемеровской области) для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, за необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительным п. 1.3 решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.10.2013 № 16 «О плате граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Прокопьевского городского округа» в части установления платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в размере 100% от тарифов, установленных органами регулирования (Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, департамент цен и тарифов Кемеровской области) для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован по месту жительства, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.М. Заева