Дело № 2-255/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ашинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Л.Т. Кулагиной при секретаре Э.Р. Поздеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района, муниципальному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Сим Ашинского муниципального района Челябинской области» о выплате единовременного денежного пособия, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района (далее УСЗН АМР) о выплате единовременного денежного пособия как выпускнику государственного и муниципального образовательного учреждения, воспитаннику детского дома по достижении восемнадцатилетнего возраста органами социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района, который уполномочен исполнять функции органа опеки и попечительства. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Сим Ашинского муниципального района Челябинской области» (далее МКУСО «Центр помощи детям г. Сим»). В обоснование требований истец указал, что является выпускником Детского дома (МКУСО «Центр помощи детям г. Сим»), проходил обучение в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2 г. Сим, по окончании 11 класса и достижения восемнадцатилетнего возраста в 2012 году поступил в ФГКОУ СПО Ломоносовский морской колледж Военно-морского флота Министерства обороны РФ в г. Санкт –Петербург. По окончании обучения в 2016 году обратился в ораны социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района по месту расположения детского дома по выплате единовременного денежного пособия по достижении 18 лет в соответствии с Законом Челябинской области от 12.11.2007 г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю и социальных гарантиях приемной семье», на что получил устный отказ в денежной выплате без указания причин. Только 05.02.2018 года получен письменный ответ, в котором основанием отказа указано, что на момент достижения 18 лет он уже являлся учащимся колледжа, в то время как в 18 лет он только закончил школу. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, конверт возвращен за истечением срока хранения (л.д.90), ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки не сообщил. Представитель истца, ФИО2 по доверенности (л.д.14), в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще (почтовое уведомление л.д.88), ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки не сообщила. Представитель ответчика, УСЗН АМР, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще (л.д.59), просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.91) Представитель третьего лица, Министерства социальных отношений Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещены надлежаще (почтовое уведомление л.д.89), направили отзыв на исковое заявление, с иском не согласны, указывая, что выплата единовременного пособия носит заявительный характер, истец с заявлением о выплате не обращался, своим правом не воспользовался, просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.85-86). На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Представитель ответчика, МКУСО «Центр помощи детям г. Сим» ФИО3 по доверенности (л.д.92), в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что с заявлением о выплате единовременного пособия истец не обращался, по выпуску из детского дома ФИО1 был определен с 13.08.2012 года в Ломоносовский морской колледж, и был снят с полного государственного обеспечения Детского дома. Согласно номам при выпуске из детского дома был обеспечен однократно одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием. После окончания учебного заведения ФИО1 не обращался в МКУСО «Центр помощи детям г. Сим» с заявлением о выплате единовременного денежного пособия. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено материалами дела, ФИО1, <дата> года рождения, являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - <ФИО>1 в 2003 году была объявлена в розыск, в 2006 году была лишена родительских прав решением Ашинского городского суда от <дата>, отец –<ФИО>2. умер <дата>. ФИО1 был определен в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение (постановления главы Администрации <адрес> и <адрес> л.д.80,81,92). ФИО1 является выпускником МКУСО «Центр помощи детям г. Сим», откуда был выпущен после окончания 23.06.2012 года МКОУ Средней общеобразовательной школы №2 г. Сим (аттестат л.д.9). С 01.09.2012 года по 27.06.2016 года ФИО1 обучался по очной форме обучения в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ломоносовский морской колледж Военно-морского Флота» (справка л.д.11,84, диплом л.д.8). В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закона № 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона № 159-ФЗ). Согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 12 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (далее Закон Челябинской области № 212-ЗО) право на однократное обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием (далее - материальное обеспечение) по нормам, предусмотренным в приложении 2 к настоящему Закону, и единовременное денежное пособие имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя (за исключением лиц, продолжающих обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов), которые являются: 1) выпускниками областных государственных и муниципальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областных государственных и муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги (реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования), находившимися в них под надзором на полном государственном обеспечении за счет средств областного бюджета; 2) выпускниками областных государственных профессиональных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций высшего образования, обучавшимися по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и находившимися в них в период своего обучения на полном государственном обеспечении; 3) лицами, закончившими свое пребывание под опекой (попечительством) и в приемных семьях, достигшими возраста 18 лет, получавшими денежные средства на свое содержание из областного бюджета. Статьей 13 Закона Челябинской области № 212-ЗО предусмотрено, что Материальное обеспечение и единовременное денежное пособие выпускникам организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 12 настоящего Закона, предоставляются данными организациями по завершении пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа под надзором в таких организациях (часть1). Материальное обеспечение и единовременное денежное пособие выпускникам образовательных организаций, указанных в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Закона, предоставляются данными образовательными организациями по завершении обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в таких образовательных организациях (часть2). Решения о предоставлении материального обеспечения и единовременного денежного пособия принимаются администрациями соответствующих организаций в срок до 1 июля текущего года на основании заявления и справки о неполучении денежной компенсации на указанные цели в органах социальной защиты населения (часть3). Единовременное денежное пособие и денежная компенсация материального обеспечения лицам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 12 настоящего Закона, назначаются и выплачиваются на основании их письменного заявления органами социальной защиты населения. Решение о назначении единовременного денежного пособия и денежной компенсации материального обеспечения принимается органом социальной защиты населения в десятидневный срок с даты подачи заявления о выплате денежных средств в случае, если заявление подано не позднее шести месяцев со дня достижения возраста 18 лет лицами, указанным в пункте 3 части 1 статьи 12 настоящего Закона (часть 4). Таким образом, действующее законодательство в части предоставления мер социальной поддержки, в том числе детям –сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, предусматривает заявительный характер предоставления таких мер. Как следует из преамбулы Федеральный закона № 159-ФЗ, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Закон Челябинской области № 212-ЗО также устанавливает на территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе выплата единовременного пособия, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста. Из материалов дела следует, что ФИО1 до достижения 23-летнего возраста с соответствующим заявлением к МКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Сим Ашинского муниципального района Челябинской области», УСЗН АМР не обращался, то есть не воспользовался своим правом на получение единовременного денежного пособия, а на момент подачи иска его возраст превышает ограничения, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, Закон Челябинской области № 212-ЗО. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В исковых требованиях ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Ашинского муниципального района, муниципальному казенному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Сим Ашинского муниципального района Челябинской области» о выплате единовременного денежного пособия как выпускнику государственного и муниципального образовательного учреждения, воспитаннику детского дома по достижении восемнадцатилетнего возраста, отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ашинский городской суд. Председательствующий Л.Т. Кулагина |