РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 21 февраля 2022 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Салбукова К.В.
при секретаре Кулаковой М.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» о возложении обязанности оборудовать резервирующими источниками питания котельную,
УСТАНОВИЛ:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Краснокаменской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено следующее. На основании решения совета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ отдельные полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района переданы органам местного самоуправления сельских поселений. Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения переданы администрации сельского поселения «Целиннинское» (далее - Соглашение). В п. 2.2.1 установлена обязанность администрации района перечислять межбюджетные трансферты администрации сельского поселения на осуществление переданных полномочий, п. 2.3.1 устанавливает для администрации сельского поселения право получать финансовое обеспечение переданных полномочий. В п. 5.2 Соглашения закреплено, что контроль за исполнением передаваемых полномочий возложен на комитет экономического и территориального развития Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края. Исходя из указанных положений, мероприятия по организации бесперебойного электроснабжения сельских поселений, входящих в состав муниципального района относится к компетенции администрации сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, а финансирование таких мероприятий – к компетенции администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края. Вместе с тем, проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, независимыми взаимно резервирующими источниками питания не оборудована. Исходя из того, что указанная котельная обеспечивает отоплением такие социальные объекты, как <данные изъяты>, а также потребителей тепловой энергии, проживающих в домах с централизованным отоплением, электроприёмники котельной относятся не менее чем ко второй категории надёжности электроснабжения, для которых обязательно наличие двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания. Фактическое отсутствие на котельной необходимых резервных источников электроснабжения может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. За истекший период 2022 года на котельной произошли 2 аварии, 1 из которых связана с аварийным отключением электроэнергии и повлекла за собой прекращение подачи коммунального ресурса в виде отопления более чем 200 потребителям. В связи с чем, прокурор просит суд, обязать администрацию сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края оборудовать двумя взаимно резервирующими источниками питания котельную, расположенную в сельском поселении «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»; администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» обеспечить финансирование мероприятий, проводимых администрацией сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, по оборудованию двумя взаимно резервирующими источниками питания котельную, расположенную в сельском поселении «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
В судебном заседании помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Лелеков М.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика глава сельского поселения «Целиннинское» ФИО1 исковые требования признала.
Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в судебное заседание представителя не направила, о слушании дела извещена надлежаще и своевременно.
Заслушав прокурора Лелекова М.В., представителя ответчика ФИО1, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения в числе прочих закреплены принципы обеспечения надежности теплоснабжения, безопасности эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу пунктов 4 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация в границах муниципального района электро- тепло- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»определено что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения в числе прочих закреплены принципы обеспечения надежности теплоснабжения, безопасности эксплуатации объектов теплоснабжения.
На основании решения совета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ отдельные полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района переданы органам местного самоуправления сельских поселений.
Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения переданы администрации сельского поселения «Целиннинское» (далее - Соглашение).
В п. 2.2.1 установлена обязанность администрации района перечислять межбюджетные трансферты администрации сельского поселения на осуществление переданных полномочий, п. 2.3.1 устанавливает для администрации сельского поселения право получать финансовое обеспечение переданных полномочий.
В п. 5.2 Соглашения закреплено, что контроль за исполнением передаваемых полномочий возложен на комитет экономического и территориального развития Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
Исходя из указанных положений, мероприятия по организации бесперебойного электроснабжения сельских поселений, входящих в состав муниципального района относится к компетенции администрации сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, а финансирование таких мероприятий – к компетенции администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
Подпунктом «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным вприложении №; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах.
Приложением № к указанным Правилам предусмотрены требования к бесперебойному круглосуточному отоплению в течение отопительного периода, когда допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 °С до нормативной, не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.
Согласно пункту 47 Правил полного и (или) частичного ограничений режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 (далее – Правила эксплуатации тепловых энергоустановок) котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (пункт 1.3 Правил эксплуатации тепловых энергоустановок).
Приказом Министерства энергетики РФ от 8.07.2002 года № 204 утверждены Правила устройства электроустановок. Пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок предусмотрено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Электроприемники первой и второй категорий должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (пункты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил).
Вместе с тем, проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, независимыми взаимно резервирующими источниками питания не оборудована.
Исходя из того, что указанная котельная обеспечивает отоплением такие социальные объекты, <данные изъяты>, а также потребителей тепловой энергии, проживающих в домах с централизованным отоплением, электроприёмники котельной относятся не менее чем ко второй категории надёжности электроснабжения, для которых обязательно наличие двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания. Фактическое отсутствие на котельной необходимых резервных источников электроснабжения может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
За истекший период 2022 года на котельной произошли 2 аварии, 1 из которых связана с аварийным отключением электроэнергии и повлекла за собой прекращение подачи коммунального ресурса в виде отопления более чем 200 потребителям.
Сложившаяся ситуация закрепленным законом принципам не соответствует, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, и, как следствие, наступлению тяжких последствий, негативно влияющих на жизнь и здоровье граждан.
При таком положении, отсутствие независимых взаимно резервирующих источников питания на котельной в сельском поселении «Целиннинское», в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную в период отопительного периода, может привести к размораживанию теплосетей жилых домов, социальных объектов и повлечь за собой наступление таких негативных последствий как причинение значительного материального ущерба, угрозу жизни и здоровью граждан, не только проживающих в данном населенном пункте, но и находящихся на данной территории на ином законном основании, требования иска заявлены к надлежащему ответчику, администрации сельского поселения, в ведении которой находятся соответствующие вопросы, а также к администрации муниципального района, полномочия которой заключаются в финансировании данных мероприятий и осуществлении контроля за их исполнением.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края оборудовать двумя взаимно резервирующими источниками питания котельную расположенную в сельском поселении «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
Обязать администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий, проводимых администрацией сельского поселения «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края по оборудованию двумя взаимно резервирующими источниками питания котельной, расположенной в сельском поселении «Целиннинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 22 февраля 2022 года
Судья: Салбуков К.В.