ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/21 от 16.06.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело: 2-255/21

27RS0004-01-2019-006667-17

мотивированное решение

изготовлено 16 июня 2021 г.

Решение

Именем Российской Федерации

11 июня 2021 г. г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Седякиной И.В. при помощнике Стасенко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хацулёва Виталия Николаевича к ПАО «Сбербанк России» о признании действий незаконными, возмещении материального ущерба,

установил:

Хацулёв В.Н. обратился в суд с исковым заявлением ПАО «Сбербанк России» о признании действий незаконными, возмещении материального ущерба, указав, что является владельцем карты VisaCreditMomentum ТП-3 К. дата он забронировал номер в гостинице на сайте booking.com, указав при бронировании номер кредитной карты. Несмотря на то, что условием бронирования являлась оплата при заселении, в этот же день с карты были списаны денежные средства в сумме 33 192,24 рублей (456 евро). Он аннулировал бронирование, при этом денежные средства на карту возвращены не были, о чем в телефонном разговоре ответчик был проинформирован. Полагает, что указанные денежные средства были списаны по вине ПАО «Сбербанк России», которые не направил ему перед списанием денежных средств одноразовый пароль о подтверждении операции.

Просит суд признать незаконными начисление процентов на сумму 33192,24 руб., обязать ответчика восстановить лимит по карте 68000 руб. без взимания дополнительных денег, признать обязательства перед Сбербанком исполненными с дата, взыскать с ответчика имущественный ущерб 2346,15 руб., компенсацию морального вреда 50000 руб.

В судебном заседании представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований истца по доводам, изложенным в письменном отзыве.

В судебное заседание истец, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, дата на основании письменного заявления между ФИО1 и ПАО Сбербанк заключен договор -Р-5757049040 о выпуске кредитной карта Visa Credit Momentum ().

Согласно пункту 4 заявления от датаФИО1 с Условиями выпуска и обслуживания кредитной карты, Тарифами Банка, Памяткой держателя карты, Руководством по использованию услуг Мобильного банка, Руководством пользователя Сбербанк Онлайн ознакомлен, согласен и обязуется выполнять.

Клиент уведомлен, что вышеуказанные условия, руководства и памятка размещены на web-сайте Банка и в его подразделениях.

Согласно Индивидуальных условий выпуска и обслуживания кредитной карты, подписанных Клиентом - операции, совершаемые с пользованием карт, относятся на счет карты и оплачиваются за счет лимита кредита, предоставленного клиенту, с одновременным уменьшением доступного лимита (пункт 1,2. Индивидуальных условий).

Согласно пункту 3 Индивидуальных условий - кредит для совершения операций с использованием карты предоставляется в рублях РФ. Счет карты открывается в рублях РФ,

В силу пункта 5 Индивидуальных условий Банк производит конверсию сумм операций по карте в валюту счета по курсу банка и в соответствии с условиями обработки финансовых операций, предусмотренными Тарифами банка.

ФИО1 подтвердил, что ознакомлен с Общими условиями выпуска и обслуживания кредитных карт (пункт 14 Индивидуальных условий).

В соответствии с п. 1. ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В соответствии со ст. 849 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента.

Согласно п. 3.6. Общих условий выпуска и обслуживания кредитных карт (далее Общие условия) Карта может быть использована Держателем для оплаты товаров и услуг; получения наличных денежных средств в Подразделениях Банка и кредитных организациях, через банкоматы Банка и кредитных организаций; внесения наличных денежных средств на Счет карты в Подразделениях Банка, через банкоматы с модулем приема наличных денежных средств и информационно-платежные терминалы Банка; проведения безналичных переводов денежных средств с использованием Системы «Сбербанк Онлайн» на счета юридических лиц со Счета карты по разовым поручениям, а также совершения иных операций в соответствии с Договором.

Расчетные (расчетно-кассовые) документы, оформляемые при совершении операций с использованием карты, могут быть подписаны личной подписью Держателя, либо составлены с использованием аналога собственноручной подписи Держателя: ПИН-кода, Постоянного пароля/Одноразового пароля. Использование карты и правильного ПИН-кода, Постоянного пароля/Одноразового пароля при проведении операции является надлежащим подтверждением того, что распоряжение на проведение операции по Счету карты составлено Клиентом (пункт 3.8. Общих условий).

Согласно п. 6.1. Общих условий - информирование Клиента об операциях, совершённых с использованием карты, производится путём предоставления Банком Клиенту отчёта в подразделении банка по месту ведения счета. Дополнительно информирование о совершенных операциях осуществляется Банком в порядке, указанном Клиентом в заявлении:

путём направления отчета на указанных клиентом электронный адрес;

путём получения отчёта в системе Сбербанк Онлайн.

В случае неполучения Отчета, направленного по сети Интернет, Клиент должен обратиться в Банк. Если Клиент уклоняется от получения Отчета, Банк считает, что Клиент был надлежащим образом проинформирован об операциях по Счету (пункт 6.5. Общих условий).

В силу п. 3.10 Общих условий держатель карты обязуется нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода, Идентификатора пользователя и Постоянного/Одноразового паролей, кодов, сформированных на основании биометрических данных Держателя Карты и/или при введении пароля Мобильного устройства, в памяти которого сохранены Реквизиты NFC-карты.

Из представленных материалов следует, что дата по счету кредитной карты Клиентом инициирована покупка в сети Интернет:

покупка на сумму 456,00 EUR (евро), вид, место совершения операции Hostal Felipe II Barcelona ESP.

Для совершения указанной покупки Клиент в сети интернет заполнил предлагаемые формы и подтвердил оплату.

При инициировании операции использовались реквизиты банковской карты.

POS Key Entry - операции совершаемые посредством ручного ввода реквизитов карты.

POS, TERM, TERM_KEY_ENTRY - операции совершаемые торговцем на основе полученных от держателя карты заказов по интернет, почте, телефону.

О совершении покупки в сети Интернет на номер мобильного телефона ФИО1, подключенный к услуге Мобильный банк, Банком направлено соответствующее уведомление.

Указанная операция совершена ФИО1 в торгово-сервисном предприятии, которое обслуживается сторонней кредитной организацией без использования сервисов ПАО Сбербанк.

Расчеты по Международным банковским картам выполняются в соответствии с правилами и порядком обработки операций, установленными платежной системой, которой принадлежит карта истца (в рамках настоящего спора платёжная система Visa),

Данными правилами описан порядок взаимодействия торговых точек, банков, обслуживающих торговые точки, и банков, выпустивших карту.

Банк-эквайер, то есть банк, который обеспечивает проведение транзакции в точке продаж, посылает запрос па проведение операции в банк, который выпустил карту (банк-эмитент).

Авторизация происходит удаленно в момент оплаты картой. Необходима она для того, чтобы проверить, есть ли на счете клиента достаточная для оплаты покупки сумма.

Если операция проводится в валюте, а счет карты открыт в рублях, сумма резервируется в рублях по тому курсу валют, который действует на момент операции.

По окончании банковского дня из терминала оплаты в торговой точке происходит выгрузка информации обо всех покупках, совершенных за день.

Эти данные отправляются в банк-эквайер для подтверждения или опровержения совершенных в терминале операций и формирования соответствующих запросов на перечисление средств в банки-эмитенты (по правилам международных платежных систем па это отводится до 45 дней).

После получения подтверждения операции и запроса на перечисление денежных средств банк-эмитент производит списание со счета карты.

Если оплата была проведена рублевой картой за покупку, цена которой была установлена в валюте, в момент списания происходит операция конвертации по тому курсу, который действует в банке в момент списания.

Особенностью обработки операций по банковским картам является наличие временного промежутка между совершением операции по карте и окончательным списанием со счета.

Согласно положений N 266-П "Об эмиссии платежный карт и операциях, совершаемых с их использованием" списание средств по операциям совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступлении в кредитную организацию реестра операции или электронного журнала.

В случаях, когда курс Банка на день совершения операции отличается от курса на момент списания, возникает курсовая разница, которая может являться, как отрицательной, так и положительной.

В исковом заявлении ФИО1 указал, что дата забронировал гостиницу на сайте booking в сети Интернет. Также истец указывает, что по условиям бронирования - оплата за гостиницу должна быть произведена при заселении.

Вместе с тем, в Правилах и Условиях поездок, размещённых в общем доступе на сайте booking.com в сети Интернет (раздел 5) указано:

«Некоторые поставщики поездок могут предложить опцию оплатить бронирование поставщику поездок в процессе совершения бронирования через безопасный онлайн-платеж. Безопасный платеж осуществляется через платежную систему стороннего провайдера с вашей кредитной/дебетовой карты или с вашего банковского счета на счет поставщика поездок. Каждый платеж, который мы обрабатываем от имени поставщика поездок, и который ему переводится, является оплатой (части) стоимости забронированного вами продукта или услуги и учитывается при окончательном расчёте. Внесённый платеж не подлежит возврату. Пожалуйста, обратите внимание, что для определённых (невозвратных) тарифов или специальных предложений поставщики поездок могут оплату в полном размере банковским платежом или посредством кредитной карты, поэтому ваша кредитная карта может быть предварительно авторизована, или с неё могут быть списаны средства при совершении бронирования. Пожалуйста, проверьте подробные детали (бронирования) услуги или продукта перед тем, как приступить к процедуре бронирования. Компании booking.com не несет ответственности за какое-либо (санкционированное или возможно несанкционированное или ошибочное) списание средств поставщиком поездок и не возвращает какие-либо суммы, законно списанные или предварительно заблокированные поставщиком поездок (включая предоплату, штраф за незаезд или отмену бронирования) по вашей карте».

После подтверждения ФИО1 покупки в Банк поступило финансовое требование о необходимости списания со счета кредитной карты ФИО1 VISA ****1298 суммы 456 EUR по авторизационному запросу в пользу «Hostal Felipe II», которое ПАО Сбербанк исполнено надлежащим образом.

В соответствии с п. 1.25. «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России дата N 383-П) - Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.

Из представленных материалов следует, что ФИО1 отменил покупку по собственной инициативе.

дата по инициативе банка-эквайера (в связи с отменой покупки ФИО1) осуществлен возврат денежных средств в сумме валюты счета 32 936,88 рублей, что отражено в Отчёте по кредитной карте.

Таким образом, ПАО Сбербанк при предоставлении ФИО1 банковских услуг действовал добросовестно, в строгом соответствии с Условиями банковского обслуживания и действующим законодательством.

Из этого же Отчёта по кредитной карте видно, что в дальнейшем датаФИО1 осуществлена повторная покупка в сети Интернет:

покупка на сумму 456,00 EUR (евро), вид, место совершения операции Hostal Felipe II Barcelona ESP

По состоянию на вечер дата задолженность по кредитной карте составляет 37 209,25 рублей, период просрочки исполнения обязательств 783 дня.

31.10.2017 года на счет кредитной карты от JEJUAIR 2551220 JEJU-SIKOR поступило 1560,18 рублей.

В период с 31.10 по дата Банком со счёта кредитной карты списаны следующие суммы:

718,90 рублей на оплату выставленных к погашению процентов за кредит по торговым операциям;

13,54 рублей на уплату неустойки за просрочку;

786,00 рублей на уплату выставленных к погашению процентов за кредит по торговым операциям.

Вышеуказанные списания осуществлены Банком в соответствии с условиями договора, а именно в силу п. 5.6., 5.7. Общих условий выпуска и обслуживании кредитной карты и Тарифами Банка.

года судебным приказом мирового судьи участка № <адрес> по делу п-3861/2018 задолженность по кредитной карте взыскана с ФИО1

года определением мирового судьи судебный приказ отменён в связи с поступлением возражений от ответчика.

Рассмотрев обращение Клиента, и в связи с отменой судебного приказа - Банком принято решение восстановить по счету кредитной карты списанные в безакцептном порядке за время просрочки исполнения обязательств денежные средства, а именно:

возврат уплаченных процентов 2290,87 рублей;

возврат неустоек 13,54 рублей.

ПАО Сбербанк при совершении оспариваемых операций действовал добросовестно и разумно, на основании заключенного с ФИО1 договора, после проведения всех, предусмотренных условиями договора действий по идентификации и аутентификации Клиента; проверки правильности заполнения реквизитов документов, принял платежные документы Клиента к исполнению, и в соответствии с законодательством Российской Федерации, произвел списание денежных средств со счета Клиента.

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Хацулёва ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» о признании действий незаконными, возмещении материального ущерба, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления решения в мотивированном виде.

Судья И.В. Седякина