Дело № 2-276/2021
УИД: 55RS0026-01-2020-003651-37
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в городе Омске в открытом судебном заседании 11 января 2021 года гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» к ПВВ, МОА, КГН, ННГ о признании результатов межевания земельных участков недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к ПВВ, МОА, КГН, ННГ о признании результатов межевания земельных участков недействительными. В обоснование заявленных требований указано, что Омской области на праве собственности принадлежит автомобильная дорога <данные изъяты>, протяженностью 27900 п.м., расположенная по адресу: <адрес>, запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Названная дорога передана в оперативное управление КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», о чем свидетельствует запись государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно «Нормам отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74» под автодорогу должен быть отведен земельный участок (полоса постоянного отвода) для ее эксплуатации. Омская область как собственник автодороги своевременно не произвела необходимые работы по образованию земельного участка, необходимого для эксплуатации дороги, в связи с чем, КУ «УДХ» с ООО «СибТерра» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение необходимых кадастровых и межевых работ для уточнения и постановки на государственный учет земельного участка под автомобильной дорогой. При формировании земельного участка под автомобильной дорогой с учетом данных технического паспорта ООО «СибТерра» были выявлены пересечения со следующими земельными участками: №, площадь пересечения 2090 кв.м; №, площадь пересечения 2860 кв.м; №, площадь пересечения 3655 кв.м; №, площадь пересечения 2962 кв.м. Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности МОА, земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности КГН, земельный участок с кадастровым номером № – ННГ, с кадастровым номером № – ПВВ. Таким образом, смежный земельный участок был включен в состав своего участка как земля, находящаяся рядом с автодорогой, входящая в полосу постоянного отвода, необходимая для ее эксплуатации, так и само полотно, что противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области. В соответствии со статьями 48, 214, 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 1.7, 3.5, 3.7 устава КУ «УДХ» учреждение правомочно самостоятельно обращаться в суды общей юрисдикции с исковым заявление об установлении границ земельных участков под дорогами согласно координатам, установленным в заключении. Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области и КУ «УДХ» лишена возможности поставить на кадастровый учет, уточняемый земельный участок под дорогой. Сведения о местоположении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нарушают права и законные интересы Минимущества, поскольку оно как собственник лишено возможности произвести регистрацию местоположения земельного участка, предназначенного для обслуживания автомобильной дороги. Считает, что восстановить нарушенные права КУ «УДХ» может путем установления границ земельного участка под спорной автомобильной дорогой и внесении изменений в сведения государственного реестра недвижимости в отношении координат местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №. Автомобильная дорога является линейным объектом, в связи с чем, межевание земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № должно было проводиться с учетом местоположения спорной дороги и полосы отвода под ней. Уточнив исковые требования, просит признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № недействительными, исключить сведения о границах земельных участков из Единого государственного реестра недвижимости.
В судебном заседании представители истца казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» МЕО, ВПВ, МИА, действующие на основании доверенностей, исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании ответчики МОА, КГН, ННГ, ПВВ участия не принимали, извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили, возражений по существу заявленных требований не представили.
В судебном заседании третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Омской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области участия не принимали, извещены надлежаще.
На основании статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителей истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с частями 1-3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Судом установлено, что в собственности Омской области находится сооружение – автомобильная дорога Омск-Красноярка, длиной 27900.00 м, инвентарный №, расположенная по адресу: <адрес>, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 Устава КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», утвержденного распоряжением Министерства развития транспортного комплекса Омской области от 30 марта 2015 года № 54-рп, одной из целей учреждения является управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них.
Согласно пункту 3.1 Устава КУ Омской области «УДХ» учреждение для осуществления своей деятельности наделяется на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности Омской области, в том числе недвижимым имуществом.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сооружение с кадастровым номером №, назначение: благоустройство территории, наименование: <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> до 49,9 км автомобильной дороги Омск-Красноярка, протяженностью 27900 м, со ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Омской области. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного управления за казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».
В соответствии с выпиской из ЕГРН автомобильная дорога с кадастровым номером № поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и расположена в пределах земельных участков с кадастровыми номерами №.
Земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), площадь. 590709+/-1345 кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания территориальных автомобильных дорог, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, принадлежит на праве собственности Омской области с ДД.ММ.ГГГГ, при этом с ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в пользу КУ «УДХ», в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер (статья 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 21 Закона о государственной регистрации недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 1 статьи 43 и частью 6 статьи 61 Закона государственной регистрации недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
С целью выявления фактической ситуации вдоль сооружения с кадастровым номером № (автомобильная дорога Омск- Красноярка) и нарушений при ранее проведенных землеустроительных (кадастровых) работах – наложений земельных участков, принадлежащих иным лицам, на земельный участок, формируемый под объектом капитального строительства, КУ Омской области «УДХ» обратилось в ООО «СибТерра».
По результатам геодезического обследования были получены характерные точки земельных участков под объектом недвижимости – автомобильной дорогой Омск-Красноярка, а также оси данного линейного объекта. Под автомобильной дорогой в рамках выполнения контракта проводятся работы по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № (исправление реестровой ошибки в отношении данного участка) с учетом установленной землеустроительным делом шириной полосы отвода в 22 метра. При уточнении вышеуказанного земельного участка под объектом недвижимости – автомобильной дороги с кадастровым номером № выявлены пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами №, №, № и №, сведения о которых внесены в ГКН.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2090+/-400 кв.м, местоположение которого <адрес>, принадлежит на праве собственности МОА, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка установлено ограничение в виде запрещения регистрации на основании постановления Омского РОСП УФССП России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. Дата постановки земельного участка на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки улиц, проездов, тупиков, для общего пользования (уличная сеть), земельный участок расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Материалы кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером № содержат межевой план, подготовленный кадастровым инженером МИА по заказу МОА и ФИО11, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двадцати семи земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Право собственности на земельный участок №МОА приобрел на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО12, что следует из материалов реестрового дела земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 18275+/-1627 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, Красноярское сельское поселение, рабочие участки полей №с, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ,принадлежит на праве собственности КГН, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером №.
Материалы кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером № содержат акт установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером №, согласно которому кадастровым инженером ООО «Земля и право» ФИО13 произведено установление (восстановление) границ земельного участка.
Право собственности КГН на земельный участок с кадастровым номером № возникло на основании договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО11, что следует из материалов реестрового дела объекта недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 12900+/-994 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, образован из земельного участка с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и принадлежит на праве собственности НГГ, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности ННГ на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО14, согласно материалам реестрового дела.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 26800+/-1432 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, образован из земельного участка с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и принадлежит на праве собственности ПВВ, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В сентябре 2020 года КУ Омской области «УДХ» направило в адрес ответчиков уведомления о выявленных пересечениях принадлежащих им земельных участков с земельным участком, на котором располагается автомобильная дорога Омск-Красноярка, с предложением исправить указанные реестровые ошибки.
Однако указанные уведомления оставлены ответчиками без внимания.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой отображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
На основании части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).
Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В той же норме предусмотрено, что при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Статьей 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок согласования местоположения границ земельных участков, согласно которому Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса установлен запрет на формирование земельных участков таким образом, чтобы это привело к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости (как земельных участков так и капитальных строений) и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушениям требований Земельного кодекса и других федеральных законов.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из заключения кадастрового инженера ООО «СибТерра» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при уточнении границ земельного участка под объектом недвижимости – автомобильной дорогой с кадастровым номером № выявлены пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами №, №, №, №, сведения о которых внесены в ГКН.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств, ставящих под сомнение выводы кадастрового инженера, суду не представлено.
Ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы сторонами в ходе рассмотрения дела заявлено не было.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным оценивать заключение специалиста по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
Ответчики в процессе судебного разбирательства участия не принимали, возражений относительно исковых требований не представили.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что наличие пересечений границ земельных участков ответчиков с земельным участком, расположенным под автомобильной дорогой Омск-Красноярка, нарушает права истца как правообладателя объекта недвижимости, поскольку препятствует уточнению местоположения границ земельного участка, расположенного под автодорогой.
С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, поскольку иным способом, кроме как судебным решением восстановить нарушенные права истца не представляется возможным, находит основания для удовлетворения требований казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» к ПВВ, МОА, КГН, ННГ о признании результатов межевания земельных участков недействительными в полном объеме.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику, пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что истцом оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей при подаче искового заявления в суд, то суд считает обоснованно подлежат взысканию ПВВ, МОА, КГН, ННГ в пользу казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, по 1 500 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2090+/-400 кв.м, местоположение которого <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки улиц, проездов, тупиков, для общего пользования (уличная сеть), принадлежащего на праве собственности МОА.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2090+/-400 кв.м, местоположение которого <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки улиц, проездов, тупиков, для общего пользования (уличная сеть), принадлежащего на праве собственности МОА.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 18275+/-1627 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, принадлежащего на праве собственности КГН.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 18275+/-1627 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, принадлежащего на праве собственности КГН.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12900+/-994 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности НГГ.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12900+/-994 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, Надеждинское сельское поселение, рабочие участки полей №с, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности НГГ.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 26800+/-1432 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности ПВВ.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 26800+/-1432 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности ПВВ.
Взыскать с ПВВ, МОА, КГН, ННГ в пользу казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, по 1 500 рублей с каждого.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2021 года.