ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2560/2013 от 10.12.2013 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-2560/2013



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
10 декабря 2013 года город Барнаул



Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Тэрри Н.Н.,

при секретаре Барабановой А.И.,

с участием истца ФИО6, его представителя ФИО7,

представителя ответчика ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда (государственному учреждению) в городе Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, взыскании компенсации морального вреда,



УСТАНОВИЛ:



Истец ФИО6 обратился в Индустриальный районный суд города Барнаула с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии, обязании зачесть в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве начальника смены поисково-спасательного отряда Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве начальника поисково-спасательного подразделения поисково-спасательного отряда в Управлении по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, обязать назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», однако, решением комиссии ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия специального стажа. При этом ответчиком не засчитаны в специальный стаж спорные периоды работы, которые истец просит включить в стаж и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В ходе рассмотрения дела истец требования дополнил, просил зачесть в специальный стаж периоды обучения в центре подготовки спасателей с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., нахождения на учебных мероприятиях с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

Судом в порядке ст.43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц согласно определению от ДД.ММ.ГГГГ привлечены Краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», Главное управление МЧС России по Алтайскому краю.

В судебном заседании истец ФИО6 на требованиях настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО7 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы ранее представленного в материалы дела отзыва на исковое заявление.

Представители третьих лиц ККУ «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, представитель ККУ «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», участвуя ранее в судебных заседаниях, представил отзывы на исковое заявление, по удовлетворению исковых требований не возражали, указывая, что истцом выполнялась работа по функциональным обязанностям, дающая право на назначение пенсии по специальному стажу.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участников, допросив свидетеля, пояснения специалиста, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).

До 01.01.2002 г. право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. «л» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пп. 16 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до 01.01.2009 г. аналогичные положения были предусмотрены пп. 7 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), вступившего в силу с 01.01.2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2001г. № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержден Перечень должностей и специальностей работников, постоянного работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. В соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В указанном перечне должностей имеется должность начальника поисково-спасательного формирования (код 24801) в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.16 п. 1 статьи 27 п. 1 пп.2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края № *** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 установлен страховой стаж -*** год *** месяц *** дней, специальный стаж в соответствии с пп.16 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - *** года *** месяца *** дней (л.д. ***).

Согласно вышеуказанному решению комиссии период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве начальника смены поисково-спасательного отряда не подлежит зачету в специальный стаж в связи с тем, что указанная должность не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет (Постановление Правительства РФ от 01.10.2001г. № 702). Периоды обучения в центре подготовки спасателей с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., нахождения на учебных мероприятиях с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № ***. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве начальника поисково-спасательного подразделения поисково-спасательного отряда, начальника поисково-спасательного отряда в Управлении по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (Краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае) не могут быть засчитаны в специальный стаж в связи с тем, что работникам профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации право на досрочное пенсионное обеспечение не предоставлено.

Суд не может в полном объеме согласиться с обжалуемым решением, исходя из следующего.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в Постановлении СМ СССР от 24.08.1990 № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190), в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555). Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Из записей в трудовой книжке ФИО6 следует, что:

ДД.ММ.ГГГГ. он принят спасателем в Западно-Сибирскую региональную поисково-спасательную службу, которая ДД.ММ.ГГГГ. реорганизована в Западно-Сибирский региональный поисково-спасательный отряд;

ДД.ММ.ГГГГ переведен спасателем в Западно-Сибирский региональный поисково-спасательный отряд;

ДД.ММ.ГГГГ принят на работу переводом в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края на должность начальника смены спасательного отряда-спасателя *** класса;

ДД.ММ.ГГГГ. на основании Постановления администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. № *** «Спасательный отряд» переименован в «поисково-спасательный отряд»;

ДД.ММ.ГГГГ. должность начальника смены, переименована на должность начальника поисково-спасательного подразделения;

ДД.ММ.ГГГГ. принят переводом на должность начальника поисково-спасательного подразделения поисково-спасательного отряда Управление по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и пожарной безопасности в Алтайском крае;

ДД.ММ.ГГГГ. переведен на должность начальника поисково-спасательного отряда по *** тарифному разряду;

ДД.ММ.ГГГГ. Управление по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и пожарной безопасности в Алтайском крае переименовано в Краевое каченное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, где ФИО6 работает по настоящее время (л.д. ***).

Ответчиком не включен в специальный стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве начальника смены поисково-спасательного отряда в связи с тем, что указанная должность не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет (Постановление Правительства РФ от 01.10.2001г. № 702.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданина на трудовые пенсии»-в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ( п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащие по мнению гражданина, зачету в стаж необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей, нагрузки, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.д.) при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В связи с отсутствием в Перечне должностей и специальностей работников утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2000г. № 702, постоянно работавших спасателями в аварийно-спасательных формированиях ФИО6 обращался в суд для установления факта тождественности должности начальника смены поисково-спасательного отряда и начальника поисково-спасательного подразделения. Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ., и имеющим в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для работодателя, установлен факт тождественности должностей «начальник смены» спасательного отряда в составе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края и «начальник поисково-спасательного подразделения» профессиональной аварийно-спасательной службы.

Тождественность должности также подтверждается тем фактом, что период после приведения должности в соответствии с Перечнем включен в специальный стаж, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, при том, что условия труда не изменились, перевода на должность не было, должность только переименована.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что должность начальника смены спасательного отряда, по которой работал ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № *** как должность начальника поисково-спасательного подразделения.

Суд полагает, что право на получение пенсии не должно ставиться в зависимость от надлежащего указания работодателем должности.

Вместе с тем, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (с изменениями, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 02.05.2006 № 266 и от 18.06.2007 года №381), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке; из стажа на соответствующих видах работ исключаются учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, административные отпуска, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), имевшие место в течение всех периодов, включаемых в специальный стаж, при обращении за досрочным назначением трудовой пенсии после 25.07.2002.

В соответствии с п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Продолжительность полного рабочего дня определяется исходя из нормальной продолжительности рабочего времени.

В силу ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации № 197-ФЗ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. То есть полный рабочий день должен составлять 8 часов в день.

Работа в течении полного рабочего дня предполагает, в силу Разъяснения Минтруда от 22.05.1996г. №5, занятость не менее 80 % рабочего времени на работах с особыми условиями труда (при полном 8 часовом рабочем дне, 80 % составляет 6, 24 часа).

Для выяснения вопроса о фактически отработанном истцом времени и определения выработки нормы рабочего времени  в спорный период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в качестве начальника смены поисково-спасательного отряда Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края, судом согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ. назначалась и проведена экспертиза условий труда.

Согласно экспертному заключению № *** от ДД.ММ.ГГГГ., экспертом сделан вывод о том, что ФИО6, исходя из фактических показателей занятости в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и установленных нормативов продолжительности рабочего времени, содержащихся в общероссийских производственных календарях, выработал необходимую норму рабочего времени в следующие периоды:

ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ.

Не выработал необходимую норму рабочего времени: в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ (*** дня в отпуске); ДД.ММ.ГГГГ.- в ДД.ММ.ГГГГ (*** дней отпуска), ДД.ММ.ГГГГ (*** дней отпуска); ДД.ММ.ГГГГ. –ДД.ММ.ГГГГ (*** дней отпуска); ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (*** календарных дней в отпуске); ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ (*** дней в отпуске), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ.- в ДД.ММ.ГГГГ (*** дней отпуска), ДД.ММ.ГГГГ (*** дней отпуска), ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с некачественными копиями лицевых счетов истца за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. определить продолжительность рабочего времени, а также норму его выработки в казанные периоды не представилось возможным.

Сведения о количестве отработанных истцом часов (дней) в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют.

Оценивая вышеуказанное экспертное заключение в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, в том числе исследовав подлинники лицевых счетов ФИО6, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемый период истцом полностью выработана норма рабочего времени, поскольку из лицевых счетов усматривается количество отработанных им часов, которое дублируется в нижней части лицевых счетов и подтверждается сведениями об окладе и фактически начисленной ему денежной суммы за отработанные дни в месяце в рамках установленной на предприятии повременной системе оплаты труда, которые соответствуют всем периоду работы (л.д.***).

При этом, поскольку сведений, подтверждающих занятость истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск, лицевой счет за ДД.ММ.ГГГГ) суду не представлена, данный месяц подлежит исключению из спорного периода (л.д.***).

В связи с этим, подлежит включению в специальный стаж истца период работы в качестве начальника смены поисково-спасательного отряда Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

Не подлежит включению в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве начальника поисково-спасательного подразделения поисково-спасательного отряда, начальника поисково-спасательного отряда в Управлении по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (Краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае) по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.

Как установлено судом, ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. осуществлял трудовую деятельность в Краевом государственном учреждении «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», которое создано на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. № ***, в дальнейшем в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. № *** переименовано в краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае».

Согласно уставу ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» следует, что его учредителем является администрация Алтайского края в лице Главного управления имущественных отношений Алтайского края. Руководство и координацию практической деятельности Учреждения по подведомственности осуществляет Главное управление МЧС России по Алтайскому краю. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет краевого бюджета на основании бюджетной системы.

Из анализа норм законодательства, регулирующего спорное правоотношение, следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по нормам пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пользуются не все лица, осуществляющие трудовую деятельность в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, а только те, работа, которых осуществляется в названных службах, входящих в организационную структуру МЧС России.

Право указанных лиц на льготное пенсионное обеспечение основано на специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокими по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований загруженностью, повышенной степени сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации и локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта РФ.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта РФ, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ «551-О-П «По запросу Октябрьского районного суда г. Пензы о проверке конституционности пп. 7 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и жалобе граждан ФИО1, ФИО2 и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением», согласно которой, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов РФ.

Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, поскольку основано на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Кроме того, субъекты РФ, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из ст.20 Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта РФ, является расходным обязательством субъекта РФ.

Принимая во внимание тот факт, что в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец осуществлял трудовую деятельность в структуре учреждения ГО и ЧС субъекта РФ, оснований для включения этих периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у суда не имеется.

При этом, не могут быть приняты во внимание показания свидетелей ФИО3, ФИО4, и специалиста ФИО5, поскольку показания указанных лиц о характере работы не являются допустимыми доказательствами, не являются основаниями для отождествления должности истца с должностью в учреждении, работа в котором дает право на досрочную пенсию.

Необоснованно не включены ответчиком в специальный стаж работы истца периоды обучения в центре подготовки спасателей с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., нахождения на учебных мероприятиях с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., поскольку данные мероприятия неразрывно связаны с возможностью осуществления спасателем своих трудовых обязанностей, участие в таких мероприятиях необходимо для аттестации и дальнейшего подтверждения статуса спасателя, и действующим законодательством участие работников в таких мероприятиях отнесено к рабочему времени работника (ст.167 ТК РФ).

В связи с изложенным вышеуказанные периоды нахождения на обучении в центре подготовки спасателей и на учебных мероприятиях с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. подлежат включению календарно в специальный стаж работы истца.

Таким образом, поскольку трудовой стаж ФИО6, дающий право на досрочное назначение пенсии, с учетом периодов признанных ответчиком (*** года *** месяца *** дней) и включенных судом спорных периодов, составляет менее *** лет, суд приходит к выводу о том, что у истца отсутствует требуемой продолжительности специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, которым в целях реализации данного Закона считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими право на указанную пенсию, но не ранее дня возникновения права на пенсию. Поэтому на день обращения к ответчику у истца отсутствовал требуемый законом специальный стаж.

Учитывая изложенное требования истца в части назначения ему пенсии досрочно с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит, а решение ответчика суд признает незаконным только в части отказа в зачете спорных периодов работы включенных судом в специальный стаж.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку не предусмотрено законом, в соответствии со ст.151 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины *** рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд



РЕШИЛ:



Исковые требования ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО6 в назначении досрочной пенсии по старости в части.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края засчитать календарно в стаж работы ФИО6, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО6 отказать.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края в пользу ФИО6 государственную пошлину *** рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.



***



Судья Н.Н. Тэрри





***

***

***

***

***