Дело № 2-2561-2019
УИД: 42RS0009-01-2018-006805-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово «27» сентября 2019 года
Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Маковкиной О.Г.
при секретаре: Малиновской В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Кузбасскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о взыскании компенсации за выполнение сверхурочной работы, оплату работы в ночное время (выходные и праздничные дни),
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации за выполнение сверхурочной работы.
Требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в должности следователя следственного отдела ФИО2 МВД России. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УТ МВД России по СФО№ от ДД.ММ.ГГГГ он уволен по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ годапосле получения выписки из приказа истцом было установлено, что сведения о выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные (нерабочие) и праздничные дни, отсутствуют. С предложением о предоставлении ему дополнительного времени отпуска в счет ранее отработанного времени истец не обращался, при увольнении ему этого предложено также не было. При формировании отпуска данные сведения также не учитывались, хотя об увольнении истца работодатель был уведомлен на основании его рапорта отДД.ММ.ГГГГ. Трудовые отношения прекращеныДД.ММ.ГГГГ года. При увольнении полный расчет с истцом произведен не был. В выписке из приказа УТ МВД России по СФО№№ от ДД.ММ.ГГГГ года информации о произведенных выплатах за сверхурочную работу не содержалось. В расчетных листках не отражена исчерпывающая и достоверная информация о составных частях положенного к выплате денежного довольствия, в том числе, не указаны сведения и о компенсационных выплатах за выполнение сверхурочной работы, работы в ночное время (праздничные дни).
ДД.ММ.ГГГГ годаистец обратился в адрес руководства ФИО2 МВД России с заявлением о выплате ему денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части оплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные (нерабочие) и праздничные дни.
ДД.ММ.ГГГГ годаистцом был получен ответ ФИО2 МВД России отДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому достаточных оснований для выплаты истцу компенсации сверх нормы времени за заявленный период не имеется, с разъяснением того, что за привлечение истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истцу предоставлялся дополнительный отпуск - за ненормированный рабочий день, а также после суточных дежурств истец использовал положенное время отдыха, то есть пользовался отгулами (временем отдыха) после работы за каждый день суточного дежурства.
Полагает, что доводы, изложенные в ответе ФИО2 МВД России на его обращение, основаны на неверном толковании закона.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годаистец неоднократно привлекался к выполнению сверхурочных работ на основании приказов начальника, что свидетельствует об имеющейся у истца переработке, связанной со сверхурочными работами, выполнением служебных обязанностей в выходные и праздничные дни.
Таким образом, при сверке табелей учета рабочего времени и сведений о произведенных выплатах установлено несоответствие произведенных выплат относительно отработанного времени, то есть компенсационные выплаты не произведены.
Оплата переработки в повышенном размере, оплата работы в ночное время (выходные и праздничные дни) не произведена и после увольнения.
При пересчете сведений, содержащихся в справках 2 НДФЛ, выданных работодателем за период времени сДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ годаи сравнении их с информацией, отображенной в табелях учета рабочего времени установлены значительные расхождения между фактически отработанным временем, временем, отображенным в расчетном листке и начисленным денежным довольствием.
Исходя из анализа расчетных листов за указанный период, установлено, что работодателем не включались в расчетные листки сведения о компенсации за выполнение сверхурочной работы, работы в ночное время (праздничные дни), что подтверждается предоставленными выборочными расчетными листами, приложенными к исковому заявлению, согласно которым позиции, учитываемые при начислении, оставались постоянными:
- оклад по должности;
- ежемесячная премия;
- оклад по званию;
- надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- надбавка за особые условия службы (за прохождение службы в подразделении СО);
- районный коэффициент.
При анализе законодательства регулирующего трудовые отношения и фактических обстоятельств установленных событий истцом установлен факт переработки сверх установленной продолжительности рабочего времени, не компенсированный работодателем, что подтверждается:
- табелями учета рабочего времени за период ссентября 2015 года по август 2018 года, из которых установлены сведения о привлечении к выполнению служебных обязанностей в составе СОГ (в ночное время) (отображение в табеле учета рабочего времени:Я11 Я3 Н2) приложение к иску «условные обозначения, применяемые при составлении табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда»));
- справками 2 НДФЛ за указанный период времени, из которых установлено отсутствие исчисления оплаты за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, работы в ночное время (праздничные дни).
Полагает, что работодатель был обязан своевременно и надлежащим образом произвести расчет отработанного истцом рабочего времени - сверх нормальной продолжительности рабочего времени, работы в ночное время (праздничные дни) и передать в бухгалтерию для расчета оплаты за указанное время на основании изданного приказа с указанием количества дней, за которые выплачивается денежная компенсация.
Факт привлечения к несению службы сверхустановленного служебного времени подтверждается табелями учета рабочего времени, согласно которым определены дни привлечения в состав СОГ, то есть к несению службы сверхустановленного служебного времени, которые подлежат компенсации, в связи с тем, что выполнение служебных обязанностей, выполняемых в составе СОГ, не является выполнением служебных обязанностей в рамках ненормированного рабочего дня, а представляет собой работу сверх установленной продолжительности служебного времени, то есть в выходные и нерабочие праздничные дни, в связи с чем, подлежит взысканию соответствующая компенсация.
Просит суд с учетом уточнений взыскать с ответчика оплату труда за выполнение сверхурочной работы, оплату работы в ночное время (выходные и праздничные дни) за период ссентября 2015 года по август 2018 года в сумме 568891 рублей в соответствии с расчетом, взыскать судебные расходы в сумме 10000 рублей за составление отчета. (т. 1 л.д. 150-151).
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении с учетом предоставленного расчета.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенностей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях. Заявила ходатайство о применении срока исковой давности, поскольку истец пропустил срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей со специальными познаниями, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст.37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.15 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Судом установлено и следует из материалов дела, что сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял на службе в ФИО2 МВД России. Данные обстоятельства подтверждаются представленной трудовой книжкой №№№, должностной инструкцией, контрактом о службе в органах внутренних дел (т. 1 л.д. 13, т.1 л.д. 14-19, т. 1 л.д. 121-122, т. 1 л.д. 123-126).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ФИО2 МВД России№№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен со службы в органах внутренних дел по п.2 ч.2 статьи 82 (по инициативе сотрудника) Федерального Закона от30.11.2011 года № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (т. 1 л.д. 21).
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.
С учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 342-ФЗ), осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Представителем ответчика Кузбасским линейным Управлением Министерства Внутренних дел России в судебном заседании заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, поскольку при обращении истец пропустил срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Согласно ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании ч. 2 ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст. 152, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в адрес руководство ФИО2 МВД России с заявлением о выплате денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 22), однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в связи с отсутствием достаточных оснований для компенсации сверх нормы, поскольку ему предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, а также отгулы. (т. 1 л.д. 25-26).
Служба в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.
Таким образом, указанным федеральным законом предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным со службой в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 7 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
В силу части 8 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних дел или гражданину, поступающему на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшему на службе в органах внутренних дел, обратившимся для разрешения служебного спора.
Согласно пункту 8 Порядка рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 13 августа 2012 года № 782, служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина. Решение соответствующего руководителя (начальника) по служебному спору оформляется в письменном виде. Копия решения по служебному спору в течение трех дней со дня его принятия вручается соответствующим руководителем (начальником) или кадровым подразделением сотруднику или гражданину, а в случае невозможности вручения направляется по почте. Решение соответствующего руководителя (начальника) по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения сотрудником или гражданином, обратившимся для разрешения служебного спора (пункты 12, 13, 14 Порядка).
Учитывая изложенное, сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; рапорт сотрудника органов внутренних дел подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трех дней со дня принятия вручается сотруднику органов внутренних дел и в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику может быть им обжаловано в суд.
Поскольку специальным законодательством регламентированы порядок и сроки обращения за разрешением служебных споров, возникающих из отношений по службе в органах внутренних дел, положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не подлежали применению.
Положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии специального законодательства, регулирующего порядок разрешения служебных споров и сроки обращения в суд (часть 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») к спорным правоотношениям могут быть не применены.
Согласно п.4 Порядка обеспечения денежным довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 31.01.2013 года № 65, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
Из материалов дела следует, что денежное довольствие истец получал ежемесячно, как и ежемесячно получал расчетные листки.
Учитывая изложенное, ежемесячно в спорный период истцу было или могло стать известно о предполагаемом нарушении его прав вызванных невыплатой заработной платы. О невыплате предполагаемой компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу было известно ежемесячно при получении денежного довольствия, так же стороной истца не оспаривается, что он ежемесячно получал расчетные листы, в которых указывалось: количество отработанного времени, суммы начислений за отработанные часы, доплаты, премии, отчисления в налоговый орган, в связи с чем, ФИО1 ежемесячно знал о часах, которые он фактически отработал и которые ему фактически были оплачены работодателем, то есть были учтены и как следствие вышесказанного, исковые требования предъявлены с пропуском срока для обращения в суд. (т. 1 л.д. 30-33, т. 1 л.д. 188-193).
Заявление о выплате денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в части оплаты за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени было направлено истцом в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, а в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли истцу возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение всего вышеуказанного срока, истцом не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось, по мнению истца, срок им не пропущен.
Исходя из вышеизложенного, срок исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом пропущен, поскольку срок, в течении которого сотрудник может обратиться в суд для разрешения трудового спора, составляет три месяца, в указанной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Относительно требований истца о взыскании с ответчика оплаты труда за выполнение сверхурочной работы, оплату работы в ночное время (выходные и праздничные дни) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Порядка, денежное содержание органов внутренних дел Российской Федерации состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. В указанном составе денежное довольствие сотрудникам полиции выплачивается независимо от графика служебного времени.
Приказом МВД России от 19.10.2012 №961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха.
Согласно п. 9 указанного порядка, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха или выплаты денежной компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника.
Согласно соглашению об изменении условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен ненормированный служебный день, за который сотруднику предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней. (т. 1 л.д. 129).
Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласен с установлением ненормированного служебного дня. (т. 1 л.д. 127).
Допрошенный в судебном заседании свидетель со специальными познаниями ФИО5 суду пояснила, что работает АНО «<данные изъяты>» экспертом, опыт работы более 13 лет. Свой расчет, составленный для истца, подтвердила. В своем расчете она руководствовалась табелями учета служебного времени, представленными истцом документами. Она установила, что расчет нормы служебного времени ФИО2 МВД отличается от ее расчета. Полагает, что дополнительные дни отпуска за ненормированный служебный день не заменяют компенсацию (оплату) сверхурочных часов, ночных и в выходные, так как ненормированный служебный день и сверхурочные, ночные, имеют разный характер образования и продолжительности, дополнительный отпуск предоставляется за год всем сотрудникам с ненормируемым служебным дней, а сверхурочные рассчитываются ежемесячно индивидуально по каждому сотруднику, и различны количеством часов и условиями их образования. (дневное или ночное время, выходные дни).
Свидетель со специальными познаниями ФИО6 суду пояснила, что работает начальником ФЭО <данные изъяты>. Сотрудник, находясь в отпуске или на больничном, получает полностью заработанную плату за все календарные дни. Истец писал рапорты на предоставление дополнительных дней отпуска, а не на денежную компенсацию.
Как следует из искового заявления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годаистец неоднократно привлекался к выполнению сверхурочных работ на основании приказов начальника. При сверке табелей учета рабочего времени и сведений о произведенных выплатах установлено несоответствие произведенных выплат относительно отработанного времени, то есть компенсационные выплаты не произведены.
Довод истца о том, что суточные дежурства в составе следственно - оперативной группы не могут быть отнесены к ненормированному служебному дню, является необоснованным.
В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).
Из новой редакции ст. 119 Трудового кодекса Российской Федерации исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.
Таким образом, Кодекс не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.
За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.
Служебное время (рабочее время) - это время, в течение которого сотрудник (работник) должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному (рабочему) времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
Однако работодатель вправе привлекать работника к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени для сверхурочной работы или если работнику установлен ненормированный рабочий день (ст. 97 ТК РФ).
Сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. Работник может привлекаться к сверхурочной работе только в определенных случаях. Работодатель должен точно учитывать продолжительность такой работы и оплачивать ее в повышенном размере или предоставлять взамен дополнительное время отдыха - не менее отработанного сверхурочно (ст. 152 ТК РФ). Статьей 99 ТК РФ установлено предельное количество часов сверхурочной работы: не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. То есть по общему правилу рабочее время нормируется, а все случаи переработки документально фиксируются и оплачиваются или компенсируются дополнительным временем отдыха.
Ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или иным локальным нормативным актом, а в трудовом договоре надо указать, что работнику установлен режим ненормированного рабочего дня (ст. ст. 57, 101 ТК РФ).
Трудовой кодекс расценивает ненормированный рабочий день не как удлиненный рабочий день по сравнению с общеустановленным, а как особый порядок распределения рабочего времени в пределах рабочего дня и (или) рабочей недели. То есть ненормированный день должен быть обусловлен характером трудовой функции работника.
Таким образом, для работников с ненормированным рабочим днем время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой (п. 3 Письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 14-2/В-149). Поэтому гарантии, предусмотренные законодателем для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются.
За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, а часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются (Письмо Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1, п. 1 Письма Минфина России от 20.05.2005 N 03-03-01-02/2/90).
Судом установлено, что ФИО1 согласно Федеральному закону 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ предоставлялся отпуск за ненормированный служебный день, что подтверждается приказами ФИО2 МВД России: Приказ ФИО2 МВД России №№ от ДД.ММ.ГГГГ; Приказ ФИО2 МВД России №№ от ДД.ММ.ГГГГ; приказ ФИО2 МВД России № л/с от ДД.ММ.ГГГГ; приказ ФИО2 МВД России № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. (т. 1 л.д. 101-105, т. 1 л.д. 106-109, т. 1 л.д. 110-115, т. 1 л.д. 116-120).
Согласно ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник ОВД в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в Порядке, предусмотренном Приказом МВД России от 19.10.2012 № 961.
Привлечение к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени осуществляется на основании правового акта (п. 2 Порядка N 961):
- министра внутренних дел, заместителя министра внутренних дел;
- руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД;
- руководителя территориального органа МВД, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации системы МВД;
- руководителя иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел;
- руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД, имеющего право назначения сотрудников на должности.
Указанный акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
В соответствии с п. 3 Порядка № 961 в случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме.
В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом:
- министру внутренних дел, заместителю министра внутренних дел;
- руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата МВД;
- руководителю территориального органа МВД, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации системы МВД;
- руководителю иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел;
- руководителю (начальнику) структурного подразделения территориального органа МВД, имеющему право назначения сотрудников на должности.
В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.
Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения им обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы; при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Правомерность переработки, отраженной в табеле, подтверждается на основании выписок из правового акта либо его копии, рапорта с резолюцией руководителя (начальника) органа, организации подразделения МВД.
В соответствии с п. 6 ст. 53 Закона № 342-ФЗ, п. 9 Порядка № 961 сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели.
В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни производится на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (п. 15 Порядка № 961).
В соответствии с п. 11 Порядка № 961 сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется.
Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с п. 5 ст. 58 Закона N 342-ФЗ.
При привлечении сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляется в соответствии с Порядком № 961.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к Кузбасскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о взыскании оплаты труда за выполнение сверхурочной работы, оплаты работы в ночное время (выходные и праздничные дни) за период ссентября 2015 года по август 2018 года в сумме 568891 рублей, удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, в пользу истца не подлежат взысканию и судебные расходы в сумме 10000 рублей за составление расчета специалиста.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Кузбасскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о взыскании оплаты труда за выполнение сверхурочной работы, оплаты работы в ночное время (выходные и праздничные дни) за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в сумме 568891 рублей, взыскании судебных расходов в сумме 10000 рублей за составление расчета специалиста, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 02.10.2019 года.
Судья О.Г. Маковкина
Копия верна:
Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-2561/2019 Заводского районного суда г. Кемерово.