Дело № 2-2561/2013
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 августа 2012 года г.Киров
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
судьи Митяниной И.Л.
при секретаре Забабуриной К.В.
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Кирова Ворониной А.В., представителя ответчика ООО «Арт-инфо» по доверенности ФИО1, представителя третьего лица МКУ «Городская реклама» по доверенности ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Арт-инфо» об обязании демонтировать рекламную конструкцию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Арт-инфо» об обязании демонтировать рекламную конструкцию. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной Дата изъята прокуратурой с привлечением начальника отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения ГИБДД по г.Кирову, главного специалиста по выдаче разрешений МКУ «Городская реклама» установлено, что на крыше здания по адресу: Адрес изъят на расстоянии 7,5 метра от пересечения автомобильных дорог Адрес изъят и Адрес изъят установлена рекламная конструкция – призматрон. Данная рекламная конструкция установлена ООО «Арт-Инфо» с нарушением п.6.1 ГОСТ 52044-2003. Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Просит обязать ООО «Арт-Инфо» произвести демонтаж рекламной конструкции на крыше здания по адресу: Адрес изъят, на расстоянии 7,5 метров от пересечения проезжих частей Адрес изъят и Адрес изъят – призматрона.
В ходе рассмотрения дела помощником прокурора Октябрьского района г.Кирова Ворониной А.В. требования были уточнены: произвести демонтаж рекламной конструкции на крыше здания по адресу: Адрес изъят, на расстоянии 7,5 метров от пересечения проезжих частей Адрес изъят и Адрес изъят – призматрона.
Представитель ответчика ООО «Арт-Инфо» ФИО1 иск не признала, суду пояснила, что считает расположение рекламной конструкции без нарушения ГОСТа, так как она находится не на дороге, а на здании. Средство наружной рекламы не ограничивает видимость технических средств организации дорожного движения, не уменьшает габариты инженерного сооружения. Просит прокурору в иске отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Городская реклама» ФИО2 возражает против требований прокурора. При этом пояснила, что требования пункта 6.1 ГОСТ 52044-2003 не применяются к рекламным конструкциям, расположенным на фасаде здания, так как они не связаны с организацией дорожного движения. Поэтому данная рекламная конструкция не подлежит демонтажу.
Третьи лица ГИБДД УМВД г.Кирова, ООО рекламное агентство «Девятка», ООО «МЦ5 Групп», извещавшиеся о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, представителя третьего лица МКУ «Городская реклама», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требования технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Пункт 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с нею процессам монтажа, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарта устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2007 года N 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Часть 2 статьи 1 Решения Кировской городской Думы от 25.02.2009 года № 26/15 «Об утверждении генеральной схемы размещения средств наружной рекламы и информации муниципального образования «Город Киров» на период 2009 - 2020 годов устанавливает, что средства наружной рекламы и информации и их территориальное размещение должны соответствовать требованиям технических регламентов. При отсутствии технических регламентов применяются требования, установленные строительными нормами и правилами, а также ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», в части, не противоречащей Федеральному закону «О рекламе».
В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Пунктом 6.1 названного ГОСТа (в редакции приказа Ростехрегулирования от 24.03.2009 года) предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, также не должны быть размещены, в том числе, в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м – в населенных пунктах.
Установлено, что ООО «Арт-Инфо» на основании разрешения МУ «Городская реклама» Номер изъят от Дата изъята на крыше здания дома № Адрес изъят была установлена рекламная конструкция – призматрон с фотопечатью площадью 48 кв.м. Срок действия разрешения: с Дата изъята до Дата изъята.
Прокуратурой Октябрьского района г.Кирова совместно с сотрудниками ГИБДД, МКУ «Городская реклама» проведена проверка соблюдения Государственного стандарта РФ ГОСТ Р № 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», в ходе которой выявлено, что рекламная конструкция на крыше здания дома Адрес изъят размещена на расстоянии 7,5 м от пересечения автомобильных дорог улиц Адрес изъят и Адрес изъят. Данное обстоятельство зафиксировано актом от Дата изъята.
Ответчик, не оспаривая результаты измерений, считает, что ГОСТ Р № 52044-2003 не распространяется на рекламу, расположенную на зданиях.
Данный довод ответчика несостоятелен в силу следующего. ГОСТ Р № 52044-2003 в силу пункта 1 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Призматрон расположен на здании гаража драмтеатра по Адрес изъят.
Как следует из ст. 10 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
«Городское поселение» - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Адрес изъят, Адрес изъят, Адрес изъят, находятся в черте границ муниципального образования «Город Киров».
Следовательно, гараж драмтеатра расположен в пределах границ муниципального образования «Город Киров».
Из ГОСТа № 52044-2003 не вытекает, что его действие не распространяется на здания и сооружения, расположенные в городском поселении. Напротив, п. 5.4. ГОСТа предусматривает, что не допускается повреждение сооружений при креплении к ним средств размещения рекламы, а также снижение их прочности и устойчивости.
Следовательно, на рекламную конструкцию, расположенную на здании гаража драмтеатра действие ГОСТА распространяется.
Также судом отклоняется довод ответчика о том, что п.6.1 ГОСТа предусматривает в совокупности три условия, при которых средства наружной рекламы могут быть признаны установленными в нарушение требований ГОСТа. Они должны:
- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения,
- уменьшать габарит инженерных сооружений,
- быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах.
Текст пункта 6.1. сформулирован следующим образом «Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены … в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах».
Логическое и грамматическое толкование п.6.1 свидетельствует о том, что перечисленные в пункте условия не являются взаимосвязанными и применяются отдельно. Следовательно, наличие зафиксированного нарушения является достаточным основанием для вывода о размещении наружной рекламы с нарушением ГОСТа.
Установленные ГОСТ Р 52-44-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и являются обязательными для исполнения.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента и не должны нарушать требования нормативных актов по безопасности движения транспорта, что вытекает из положений Закона о рекламе.
ООО "Арт-инфо" в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ суду не было представлено доказательств того, что рекламная конструкция по вышеуказанному адресу в настоящее время размещена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003.
Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, создает угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. В связи с тем, что несоответствие рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044-2003 может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта, суд приходит к выводу, что она подлежит демонтажу.
Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в размере 200 руб.
Руководствуясь т.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Арт-инфо» об обязании демонтировать рекламную конструкцию удовлетворить.
Обязать ООО «Арт-инфо» произвести демонтаж рекламной конструкции на крыше здания по адресу: Адрес изъят, на расстоянии 7,5 метров от пересечения проезжих частей Адрес изъят и Адрес изъят – призматрона.
Взыскать с ООО «Арт-инфо» в пользу бюджета муниципального образования «Город Киров» государственную пошлину в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья И.Л. Митянина
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2013г.