ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2561/2022 от 22.02.2022 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело № 2-2561/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Котеевой М.Г., при секретаре Войтовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО "Почта России", УФПС Нижегородской области АО "Почта России", Кстовскому почтамту УФПС Нижегородской области в лице филиала АО "Почта России" о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Кстовскому почтамту УФПС Нижегородской области в лице филиала АО "Почта России" о компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что он является осужденным и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК 18 УФСИН по ЯНАО.

ДД.ММ.ГГГГ Княгининский районный суд <адрес> отправил через администрацию ФКУ ИК 18 УФСИН России по ЯНАО заказное письмо () с ответом на обращение Истца. Данное письмо поступило в доставочное ОПС нос. Харп ДД.ММ.ГГГГ.

Установив, что данное письмо пересылалось с нарушение контрольного срока, установленного Приказом Минсвязи РФ от 04.06.2018 года №257, Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФПС Нижегородской области с претензией и просьбой выплатить неустойку.

Истец считает, что в соответствии со ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона «О защите прав потребителей» ответчик обязан компенсировать ему моральный вред, причиненный незаконным нарушением его прав как потребителя и пользователя услуг почтовой связи. Размер справедливой компенсации Истец оценивает в 10 000 рублей.

Также истец обращает внимание суда на положения ч.2 ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которого право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Истец просит суд взыскать с ответчика моральный вред в размере 10 000 рублей и штраф за нарушение прав потребителя 5 000 рублей.

Определением Княгининского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФПС Нижегородской области АО "Почта России".

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Правоотношения по возмещению причиненного гражданину морального вреда регулируются положениями ст. 151, гл. 59 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить па нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10. Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда поданному виду правоотношении и. если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт. предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.

Суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретною спора (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей4 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как па основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, гражданин, обращающийся в суд с иском о компенсации морального вреда, должен доказать:

факт причинения истцу морального вреда, то есть факт претерпевания истцом страданий;

противоправность действий ответчика;

причинно-следственную связь между действиями ответчика и их последствиями в виде причинения истцу нравственных страданий.

В нарушение ст. 56, 57, 60 ГПК РФ Истцом не представлено доказательств причинения ему физических или нравственных страданий.

Право на компенсацию морального вреда Истец обосновывает нарушениями со стороны АО «Почта России», выразившимися в нарушении контрольного срока доставки письменной корреспонденции, установленного приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции". Однако нарушенный срок Истец не указывает.

2. Согласно сайту отслеживания регистрируемых почтовых отправлений АО «Почта России», заказное РПО направлено Княгининским районным судом в адрес <адрес>.

Согласно данным официального сайта АО «Почта России», адресатом заказного РПО Кораблей Д.А. не является, документов, подтверждающих обратное в материалы дела истцом не представлено.

В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителя от 07.02.1992 № 2300-1. потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Согласно ст. 2 Федерального закона К» 176-ФЗ «О почтовой связи» адресат -гражданин пли организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, поскольку Истец не является ни отправителем, ни адресатом спорного почтового отправления, то Истец является ненадлежащим истцом, и не имеет прав как потребитель в правоотношениях с АО «Почта России».

Таким образом, нарушение каких-либо личных неимущественных прав Истца ответчиком не допущено.

Также Ответчик также полагает, что заявленная истцом сумма требований не отвечает требованиям разумности и справедливости, является явно завышенной.

Определением Княгининского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФПС Нижегородской области АО "Почта России".

Определением Нижегородского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Почта России".

Определением Княгининского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Почта России".

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Княгининским районным судом Нижегородской области в адрес ФКУ ИК-18 УФСИН РОССИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ направлено заказное письмо РПО для передачи осужденному ФИО1. Данное письмо поступило в доставочное ОПС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает свои права нарушенными тем, что данное письмо пересылалось с нарушение контрольного срока, установленного Приказом Минсвязи РФ от 04.06.2018 года №257.

Согласно ст. ст. 3,4 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.

Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

В статье 2 ФЗ от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ под пользователем услуг почтовой связи определяется гражданин или юридическое лицо, которое пользуется услугами почтовой связи.

Согласно ст. 16 указанного закона «Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг».

Согласно абзацу 10 статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац 6 статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи").

Потребителем, согласно абзацу третьему преамбулы Закона о защите прав потребителей признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Из приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что ФИО1 является пользователем услуг почтовой связи, перед которым оператор почтовой связи (организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи) несут предусмотренную Законом о защите прав потребителей ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по доставке (вручению) почтовых отправлений.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Княгининским районным судом Нижегородской области в адрес ФКУ ИК-18 УФСИН РОССИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ направлено заказное письмо РПО – ответ на обращение ФИО1, для передачи осужденному ФИО1. Данное письмо поступило в доставочное ОПС нос. Харп ДД.ММ.ГГГГ.

Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом №257 от 04.06.2018 года Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а Российской Федерации.

Приказом №257 от 04.06.2018 года установлен 5-ти дневный срок для доставки письменной корреспонденции между Нижним Новгородом и Салехардом.

В соответствии с п.2 Приказа №257 от 04.06.2018 года, нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют:

а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:

на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;

на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;

на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.

б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.

В соответствии с п.3 Приказа №257 от 04.06.2018 года, обмен и перевозка письменной корреспонденции между объектами почтовой связи должны осуществляться не менее трех раз в неделю.

В соответствии с п.4 Приказа №257 от 04.06.2018 года, нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют:

а) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - не реже 6 дней в неделю не менее 1 раза в день;

б) на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;

в) на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день.

В соответствии с п.6 Приказа №257 от 04.06.2018 года, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению N 1 к нормативам <2>;

б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня;

в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;

г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

В соответствии с п.7 Приказа №257 от 04.06.2018 года, нормативы, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть скорректированы оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в субъектах Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение (Приложение N 2 к нормативам). В целях применения настоящих нормативов труднодоступными населенными пунктами субъектов Российской Федерации являются населенные пункты, с которыми:

а) круглогодично отсутствует возможность осуществлять чаще чем 2 раза в неделю транспортное сообщение в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой (круглогодичная труднодоступность населенных пунктов);

б) временно, в силу природно-климатических причин (разлив рек, ледостав, ледоход, распутица и другие), отсутствует транспортное сообщение в течение определенного периода времени (периодическая (сезонная) труднодоступность населенных пунктов).

В таких случаях частота сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть увеличены оператором почтовой связи не более чем на 21 календарный день. Оператор почтовой связи обязан информировать пользователей услугами почтовой связи об особенностях оказания услуг связи в труднодоступных населенных пунктах, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Установлено, что регистрируемое почтовое отправление (письмо заказное) от ДД.ММ.ГГГГ принято в отделении почтовой связи Княгинино, ДД.ММ.ГГГГ покинуло место приема и в это же день прибыло в сортировочный центр Большое Мурашкино, покинуло место и приема и в этот же день ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный центр Нижнего Новгорода. ДД.ММ.ГГГГ в Нижнем Новгороде произведена сортировка и ДД.ММ.ГГГГ РПО покинуло сортировочный центр. ДД.ММ.ГГГГ письмо вернулось в Большое Мурашкино, ДД.ММ.ГГГГ покинуло сортировочный центр и ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный центр Нижнего Новгорода. ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный центр в Москве, в этот же день прибыло в сортировочный центр в Домодедово, ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный центр Москвы, ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный цент Лабытнанги, ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный цент Салехарда, ДД.ММ.ГГГГ прибыло в сортировочный цент Лабытнанги, ДД.ММ.ГГГГ прибыло в место вручения Харп., ДД.ММ.ГГГГ – вручено адресату.

Установлено что почтовое отправление поступило ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, данное РПО прибыло в место вручения с нарушением контрольного срока.

На основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст.151 ГК РФ «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

Судом установлено, что ответчиком нарушены права истца как потребителя, в связи с чем, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из обстоятельств дела, характера и степени причиненных истцу моральных страданий.

Суд, исходя из принципа разумности и справедливости, принимая во внимание характер и объем причиненных потребителю нравственных страданий, стоимости отправлений, считает возможным взыскать с АО "Почта России" в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в связи с нарушением контрольного срока прохождения РПО в размере 500 руб.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 250 руб., оснований для снижения размера штрафа не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить в части.

Взыскать в пользу ФИО1 с АО "Почта России" моральный вред в размере 500 рублей, штраф 250 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.

Судья М.Г. Котеева

Копия верна