ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2562/16 от 12.07.2016 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2016 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Геберт Н.В.

при секретаре Смирновой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2562/16 по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Администрации Чеховского муниципального района, Министерству строительного комплекса Московской области о признании права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, признании права на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Жилище», об обязании подписать обязательство о расторжении договора социального найма, об обязании выдать государственный жилищный сертификат, признании незаконной позиции о требовании о предоставлении документов, необходимых для выдачи государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд с уточненными исковыми требованиями Администрации Чеховского муниципального района, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании права ФИО1 на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, предусмотренные ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признании за ними и за их несовершеннолетними детьми права на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»; об обязании Администрации Чеховского муниципального района <адрес> подписать обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, с ФИО1 и членами его семьи (участниками Подпрограммы) в составе 5 человек (ФИО2, несовершеннолетние – ФИО3, ФИО4, ФИО5) без учета в обязательстве ФИО6 и ФИО7, не являющихся по смыслу применяемого закона членами семьи гражданина – участника подпрограммы, и не изъявляющих желания участвовать в данной Подпрограмме; об обязании Администрации Чеховского муниципального района и Министерства строительного комплекса <адрес> выдать государственный жилищный сертификат ФИО1 на состав его семьи 5 человек (ФИО2, несовершеннолетние – ФИО3, ФИО4, ФИО5) (на 90 кв. м из расчета 18 кв. м на одного человека), при наличии обязательства ФИО1 о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>; признании незаконной позиции Администрации Чеховского муниципального района и Министерства строительного комплекса <адрес> о требовании к ФИО1 предоставить в пакете документов, необходимых для выдачи государственного жилищного сертификата письменного обязательства, подписанного ФИО6 и ФИО7, не являющихся членами семьи ФИО15 М.В., и не являющимися участниками подпрограммы, о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истицы ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, уточненные исковые требования поддержали и полном объеме по основаниям, указанным в иске. Пояснили, что ФИО1 в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны отселения. В настоящее время ФИО1 и члены его семьи – супруга ФИО2, и дети – сыновья ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживают по адресу: <адрес>. В данной квартире также проживают отец его супруги – ФИО6, и сестра его супруги – ФИО7. Ответственным квартиросъемщиком является ФИО6, являющийся бывшим офицером в отставке, отслужившим 25 лет, который данную квартиру получил в ДД.ММ.ГГГГ году. Общая площадь квартиры составляет 51,1 кв. м. ФИО1 пользуется льготами как лицо, постоянно проживавшее в зоне проживания с правом на отселение и добровольно выехавшее из указанной зоны. Они подали заявление со всеми необходимыми документами в Администрацию Чеховского муниципального района для включения их семьи в состав участников программы «Жилище» ДД.ММ.ГГГГ г.г., где им сообщили, что ели они хотят воспользоваться государственным жилищным сертификатом, то все прописанные в квартире, даже не участвующие в программе, должны подписать обязательство о сдаче квартиры. Администрация Чеховского муниципального района и Министерство строительного комплекса <адрес> им вначале указывали, что, если их семья в составе 5 человек хочет воспользоваться жилищным сертификатом, то члены семьи должны дать обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения после использования жилищного сертификата. Когда ими данное обязательство было сдано, то Администрация Чеховского муниципального района и Министерство строительного комплекса <адрес> в своих письмах указали, что данное обязательство должны дать (написать) все жильцы квартиры, то есть 7 человек, которые прописаны в квартире. Получается, что нуждающимися признана их семья в составе 5 человек, жилищный сертификат на жилье будет предоставлен на 5 человек, жилая площадь будет предоставлена из расчета на семью из 5-ти человек, а обязательство должны дать и освободить муниципальную жилую площадь – 7 человек, т.е. ФИО6 и ФИО7 должны освободить жилое помещение по адресу: <адрес>, но взамен никакого жилья они не приобретут. Считали данные действия ответчиков незаконными, препятствующими получению их семьей жилищного сертификата, выискивая надуманные основания для отказа.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Чеховского муниципального района по доверенности ФИО8 исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 36-41). Пояснила, что Администрация Чеховского муниципального района не отказывала истцам в выдаче жилищного сертификата, так или иначе Администрация Чеховского муниципального района направить документы в Минстройкомплекса, а они в свою очередь передадут документы далее для закладывания средств в федеральный бюджет на выделение сертификата. По данной льготе не выдается жилое помещение, а выдается сертификат на улучшение жилищных условий. Если имеется какое-либо жилье в собственности, то эта площадь вычитывается из суммы, подлежащей выплате в сертификате. В случае, если квартира находится в социальном найме, то для участия в подпрограмме необходимо сдать квартиру. Они не требуют обязательства о сдачи квартиры, но это условие является необходимым для участия в подпрограмме. Программа, в которой изъявили желание принять участие истцы, имеет обязательные условия. Данные документы будут необходимы для федеральных органов исполнительной власти, которые будут решать вопрос о заложении денежных средств в бюджет на следующий год.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительного комплекса <адрес> по доверенности ФИО9 исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 103-105). Пояснила, что Министерство не против выдачи истцам жилищного сертификата, при полном соблюдении ими условий программы. В случае несоблюдения условий программы, выделение денежных средств будет считаться нецелевым использованием денежных средств. Также считала, что требования истцами некорректно заявлены.

В судебном заседании третье лицо ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что спорную квартиру он получил в ДД.ММ.ГГГГ году на себя, жену и двоих детей. Он не дует подписывать обязательство по программе.

В судебном заседании третье лицо ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что, подписав данное обязательство, она останется без определенного места жительства.

Представитель третьего лица ООиП <адрес> по Чеховскому муниципальному району, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности своей неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения истцов, представителей ответчиков, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судом установлено, что истец ФИО1 согласно Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны отселения, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 13).

Установлено, что истец ФИО1, его супруга - истица ФИО2, и их несовершеннолетние дети – ФИО3, ФИО4, ФИО5, на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между наймодателем Администрацией <адрес> и нанимателем ФИО6, зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 51,1 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении также зарегистрированы отец ФИО2 – третье лицо ФИО6, и сестра ФИО2 – третье лицо ФИО7, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 11-12, 14-16).

Судом установлено, что вышеуказанное жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 – бывшему офицеру в отставке, на семью из четырех человек: ему, его жене ФИО10, и детям – ФИО11, и ФИО12 (л.д. 9).

Согласно постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан, проживающих в <адрес>, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ФИО2 и члены ее семьи – ФИО1, ФИО3, ФИО4, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в Администрацию Чеховского муниципального района с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», с составом семьи – его супруги ФИО2, и его детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 65).

Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в число участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» ФИО1, и члены его семьи: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включены в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «жилище» на 2011-2015 года (л.д. 64). На ФИО1 было заведено учетное дело .

ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 ответчиком Администрацией Чеховского муниципального района был дан разъяснительный ответ о том, что он на основании постановления Администрации Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ включен в состав участников подпрограммы «жилище», и что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему необходимо подать заявлением об участии в подпрограмме по форме согласно приложению , заявление о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д. 71).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 подал заявление в Администрацию Чеховского муниципального района о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с составом семьи: его супруга ФИО2, и дети: ФИО3, ФИО4, ФИО5, с приобщением документов, и о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> (л.д. 52, 53-54, 58-59).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по вопросу получения государственного жилищного сертификата Администрацией Чеховского муниципального района был дан ответ за /ЛП о том, что в соответствии с пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» Администрацией Чеховского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ будет сформирован и направлен в Министерство строительного комплекса <адрес> список граждан по Чеховскому муниципальному району, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2017 году. Его семья будет включена в указанный список с отнесением к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф. Правилами установлен порядок выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы. В настоящее время его семья проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма. В соответствии с п. 16.3 Правил в случае, если гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. Согласно подпункту «ж» пункта 44 Правил для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения по установленной форме. Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. В случае непредставления или неполного представления документов, в том числе обязательства, сертификат не выдается (л.д. 25-26).

Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на его обращение о приобщении к учетному делу обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения Администрацией Чеховского муниципального района был дан ответ о том, что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020 годы» для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения по установленной форме. Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. В настоящее время его семья проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО6 как с нанимателем. Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения». Согласно пункту 3 раздела 1 в договоре перечисляются члены семьи нанимателя с указанием степени родства с нанимателем. ФИО13 все граждане, зарегистрированные в жилом помещении на момент подписания договора, указаны как члены его семьи. Согласно ч. 2 ст. 83 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма. В соответствии с обязательством гражданин-участник подпрограммы в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата должен освободить занимаемое по договору социального найма жилое помещение со всеми совместно проживающими с ним членами семьи, а также сдать его в установленном законодательством РФ порядке. Руководитель органа местного самоуправления обязуется принять от должника занимаемое им жилое помещение в установленный обязательством срок. В представленном им обязательстве отсутствует согласие ФИО6 и ФИО7 – совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с ним. На основании вышеизложенного подписание обязательства со стороны Администрации Чеховского муниципального района не представляется возможным (л.д. 23-24).

Отказывая истцам в удовлетворении их исковых требований о признании права ФИО1 на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, предусмотренные ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признании за ними и за их несовершеннолетними детьми права на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»; об обязании Администрации Чеховского муниципального района <адрес> подписать обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, с ФИО1 и членами его семьи (участниками Подпрограммы) в составе 5 человек (ФИО2, несовершеннолетние – ФИО3, ФИО4, ФИО5) без учета в обязательстве ФИО6 и ФИО7, не являющихся по смыслу применяемого закона членами семьи гражданина – участника подпрограммы, и не изъявляющих желания участвовать в данной Подпрограмме; об обязании Администрации Чеховского муниципального района и Министерства строительного комплекса <адрес> выдать государственный жилищный сертификат ФИО1 на состав его семьи 5 человек (ФИО2, несовершеннолетние – ФИО3, ФИО4, ФИО5) (на 90 кв. м из расчета 18 кв. м на одного человека), при наличии обязательства ФИО1 о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>; признании незаконной позиции Администрации Чеховского муниципального района и Министерства строительного комплекса <адрес> о требовании к ФИО1 предоставить в пакете документов, необходимых для выдачи государственного жилищного сертификата письменного обязательства, подписанного ФИО6 и ФИО7, не являющихся членами семьи ФИО1, и не являющимися участниками подпрограммы, об расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся ы жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Вопросы улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, решаются в рамках реализации Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст. 115 Конституции РФ, ст.ст. 13, 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных Указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Решение вопросов улучшения жилищных условий указанной категории граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, путем выдачи государственных жилищных сертификатов ее участникам.

Указанной подпрограммой утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрена процедура и механизм по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, а именно: выдачу сертификатов осуществляют: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт «в» п. 18 Правил).

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно Приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно Приложению № 1(1) с приложением требуемых документов.

Согласно п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В силу п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти (п. 28).

В соответствии с п. 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан – получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан.

Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов (п. 30).

Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (п. 35).

Согласно п. 36 Правил органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан – участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам.

Вручение сертификата гражданам – участникам подпрограммы осуществляется органами местного самоуправления или подразделениями в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти (п. 42).

В соответствии с п. 44 Правил для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения.

В случае непредставления или неполного представления указанных документов, сертификат не выдается.

Выдача сертификата гражданину – участнику подпрограммы осуществляется после получения органом местного самоуправления (подразделением), осуществляющим вручение сертификатов, запрошенных документов (п. 44(1)).

Вышеуказанное обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат (п. 45).

В соответствии подпунктом «е» пункта 5 Правил в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Согласно ст. 6 вышеназванного Федерального закона от 26.11.1998 года № 175-ФЗ гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 1 данного Федерального закона, в том числе эвакуированным (переселенным) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктом 7 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 этого Закона в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Гражданам – участникам подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади, определенного пунктом 16 этих Правил для семей разной численности.

Данный норматив применяется в случае, если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (подпункт «б» пункта 16.1 Правил).

Данное предписание Правил применяется в системной связи с пунктами 16 и 16.1 этих Правил и основано на положениях Жилищного кодекса РФ, устанавливающих, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51); при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7 статьи 57 ЖК РФ).

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса РФ, к которым обеспечение оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы лиц, государственным жилищным сертификатом не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищный кодекс РСФСР.

Из содержания Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и регулируют особый вид правоотношений между государством и гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а в предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Об этом прямо указано в п. 2 Правил, в соответствии с которым предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В этом же пункте и в пункте 3 Правил указано, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.

Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане – дать согласие на участие в ней на этих условиях.

Таким образом, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата – путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиям.

В частности, он соглашается с определенным статьями 16, 16.1, 16.2 и 16.3 Правил порядком расчета размера субсидии для приобретения жилья на территории избранного им субъекта Российской Федерации.

Соглашаясь на участие в Подпрограмме, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления права на субсидию, удостоверенного государственным жилищным сертификатом, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.

Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета.

Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных средств.

В случае, если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма.

Об этом же указано в п. 16.3 Правил, согласно которому в случае, если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производятся.

Следовательно, граждане, соглашаясь с условиями участия в Подпрограмме, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением количеством зарегистрированных в нем людей. В противном случае гражданин отстраняется от участия в Подпрограмме.

Данная правовая позиция также отражена в решениях Верховного Суда от 30.08.2006 года № ФКПИ06-48, от 28.01.2013 года № АКПИ12-1548.

Таким образом, выражая согласие на участие в указанной подпрограмме, граждане обязаны соблюдать все процедуры и условия, предусмотренные в рамках подпрограммы, в целях получения государственного жилищного сертификата.

Согласно пояснениям представителя Администрации Чеховского муниципального района, после ДД.ММ.ГГГГ учетное дело истцов будет направлено в Министерство стройкомплекса <адрес> для проверки, включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в ДД.ММ.ГГГГ году и принятия решения о выдаче государственного жилищного сертификата.

При таких обстоятельствах, ни Администрация Чеховского муниципального района, ни Министерство строительного комплекса <адрес> не отказывали истцам в получении государственного жилищного сертификата, а лишь информировали их о том, что Правилами установлен определенный порядок выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы.

Согласно п. 16.3. Правил в случае, если гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

Между тем, судом установлено, что истцами в Администрацию Чеховского муниципального района документы, предусмотренные п. 44 Правил, в том числе документы, подтверждающие расторжение договора социального найма и освобождение жилого помещения, в котором проживает семья истца ФИО1, представлены не были.

Вместе с тем, требования о признании за истцами права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на получение государственного жилищного сертификата и участие в Подпрограмме «Жилище» как со стороны ответчика Администрации Чеховского муниципального района, так и со стороны ответчика Министерства строительного комплекса <адрес> не оспариваются, тем самым права и законные интересы истцов со стороны ответчиков не нарушены.

Согласно положениям ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Однако истцами каких-либо доказательств нарушения их прав и законных интересов со стороны ответчиков, в том числе отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, суду не представлено, а судом таковых не добыто.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 12 ГК РФ и ст. 56 ГПК РФ при разрешении возникшего спора истец должен доказать, что имеется нарушение его прав и законных интересов, которые подлежат защите способами, указанными в законе.

Поскольку судебной защите подлежат только нарушенные права, тогда как истцы не смогли указать, какие именно их права, свободы и законные интересы нарушены со стороны ответчиков, и доказательств нарушения их прав со стороны ответчиков суду не представлено, а обстоятельствами дела таковых не установлено, то у суда оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Администрации Чеховского муниципального района, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, признании права на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Жилище», об обязании подписать обязательство о расторжении договора социального найма, об обязании выдать государственный жилищный сертификат, признании незаконной позиции о требовании о предоставлении документов, необходимых для выдачи государственного жилищного сертификата, не имеется.

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, ст.ст. 2, 56, 57, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации Чеховского муниципального района, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, признании права на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Жилище», об обязании подписать обязательство о расторжении договора социального найма, об обязании выдать государственный жилищный сертификат, признании незаконной позиции о требовании о предоставлении документов, необходимых для выдачи государственного жилищного сертификата – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Геберт

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.