ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2563/19 от 14.08.2019 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 2-2563/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2019 года город Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Колядова Ф.А.

при секретаре Худолеевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг г. Омска» о признании решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности произвести выплату средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг г. Омска» о признании решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности произвести выплату средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома, указав, что в феврале 2019 года ею было подано заявление по вопросу использования средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома. Пакет документов был предъявлен в полном объеме. Письмом исх. от 26.03.2019 ФИО1 в использовании данных средств было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие в выписке ЕГРН сведений о правах лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Просила признать незаконным решение филиала БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Омска» исх. от 26.03.2019 об отказе использования средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома; обязать филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинского административного округа города Омска» восстановить допущенное нарушение прав ФИО1 и произвести выплату средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить, при этом пояснил, что иных вариантов кроме как предварительно заключить договор аренды земельного участка для строительства дома нет, в связи с чем и возникли проблемы по выдаче материнского капитала, на данной стадии строительства оформить в общую собственность участок не представляется возможным.

Представитель ответчика БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг г. Омска» ФИО3, действующая на основании доверенности, судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения об отказе в предоставлении средств семейного капитала отсутствуют. В порядке ст. 35 ГПК РФ представила письменный отзыв на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 256-ФЗ.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, граждан Российской Федерации, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета установлены Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Статьей 41.1 Кодекса установлено, что право на получение меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского (семейного) капитала (далее - семейный капитал) возникает при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2018 года ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Омской области, не имеющих места жительства за ее пределами и относящихся к следующим категориям граждан:

1) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года, если ранее они не воспользовались правом на получение семейного капитала;

2) мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на получение семейного капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2011 года.

Право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. Право на получение семейного капитала может быть реализовано до истечения указанного срока, в случае направления средств семейного капитала в полном объеме либо по частям на газификацию жилого помещения, расположенного на территории Омской области, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования в отношении детей в возрасте до трех лет или на оплату услуг по присмотру и уходу за ними в частных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Постановлением Правительства Омской области от 19.01.2011 № 3-п «О мерах по реализации статьи 41.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» утвержден Порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала.

Постановлением Правительства Омской области от 28.11.2018 № 351-п «О внесений изменений в постановление Правительства Омской области от 19.01.2001 года № 3-п» были внесены изменения в Порядок.

Настоящий Порядок определяет процедуру распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат на семейный капитал.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий на территории Омской области;

- получение образования ребенком (детьми);

- газификация жилого помещения, расположенного на территории Омской области.

В соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 41.1 Кодекса Омской области лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий на территории Омской области.

Согласно п. 2 в целях распоряжения средствами (частью средств) семейного капитала лица, получившие сертификат, или их представители обращаются в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области.

Из материалов дела следует, что ФИО1 получила сертификат на семейный капитал от 03.02.2012, соответственно входит в круг лиц заявителей на получение государственной услуги «Предоставление средств областного материнского (семейного) капитала».

Для решения вопроса о возможности использования средств областного материнского (семейного) капитала на строительство объекта капитального строительства осуществляемое гражданами с привлечением строительной организации 26.02.2019 ФИО1 обратилась в филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ленинского административного округа города Омска» с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала на улучшение жилищных условий на территории Омской области, предоставив документы, согласно регламенту и п.п.4,5 Порядка.

Истцом был представлен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 15.05.2018 , заключенный с Администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области.

Филиалом Учреждения был сделан межведомственный запрос в Росреестр о получении сведений зарегистрированных правах на земельный участок в отношении ФИО1. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.03.2019 отсутствуют сведения о правах ФИО1 и (или) ее супруга, а также детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, что противоречит подп. 3 п. 12 Порядка.

Пунктом 9 Порядка установлен перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении средств семейного капитала. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении средств семейного капитала, лицо, получившее сертификат вправе повторно обратиться в учреждение в целях распоряжения средствами (частью средств) семейного капитала.

Порядком установлена процедура направления средств семейного капитала на улучшение жилищных условий на территории Омской области.

Приказом Министерства от 21.05.2018 № 85-п на бюджетные учреждения Омской области - многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство, возложены функции по предоставлению государственной услуги «Предоставление средств областного материнского (семейного) капитала», в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и подведомственные государственным органам организации обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Закона № 210-ФЗ, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В силу статьи 2 Закона № 210-ФЗ административный регламент, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги является нормативным правовым актом.

Приказом Министерства от 04.12.2013 № 169-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление средств областного материнского (семейного) капитала», устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), учреждений при осуществлении полномочий по предоставлению средств семейного капитала.

Согласно п. 85 Административного регламента решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении средств семейного капитала принимается учреждением путем подписания руководителем учреждения соответствующего распоряжения.

В соответствии с распоряжением филиала Учреждения от 22.03.2019 было принято решение об отказе ФИО1 в назначении меры социальной поддержки (в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала) предусмотренного Кодексом Омской области, по следующим причинам: непредставление заявления и документов, предусмотренных законодательством.

Подпунктом 3 п. 12 Порядка в целях улучшения жилищных условий на территории Омской области лица, получившие сертификат, могут направлять средства семейного капитала на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого лицом, получившим сертификат, и (или) его супругом, с привлечением организации, выполняющей строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, на земельном участке, находящемся в общей собственности лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

В пункте 17 Порядка указано, в случае направления средств семейного капитала в соответствии с подп. 3 п. 12 Порядка в учреждение по месту жительства дополнительно представляются:

- разрешение на строительство, оформленное на лицо, получившее сертификат, или супруга лица, получившего сертификат;

- договор строительного подряда;

- документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора строительного подряда и об оставшейся неуплаченной сумме по договору;

- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения о правах лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, а также детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением строительной организации, не находится в общей собственности ФИО1 и (или) его супруга, а также детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

Согласно подп.1 п.9 Порядка получение информации от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления об отсутствии сведений, запрошенных в соответствии с абз 2 п.5.1 Порядка, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении средств семейного капитала.

Принимая во внимание изложенное, правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения об отказе в предоставлении средств семейного капитала отсутствуют. Указанное решение об отказе в предоставлении ФИО1 средств семейного капитала принято в пределах представленной компетенции, является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями законодательства и не нарушает прав и законных интересов истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг г.Омска» о признании решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности произвести выплату средств областного материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Ф.А. Колядов