ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2564/17 от 06.10.2017 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2564/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2017 года г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Алферова И.А.,

при секретаре Павловой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4, ФИО6 к Администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4, ФИО6 обратились в суд с иском к Администрации Миасского городского округа Челябинской области с учетом уточнений (л.д. 31-34) о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, выраженного в письменном ответе ФИО1 НОМЕР от ДАТА, о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, площадью ... кв.м, на кадастровом плане территории в соответствии с приложенной схемой под квартирой и хозяйственными постройками по адресу: АДРЕС, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС в общедолевую собственность для ведения личного подсобного хозяйства в течение 30 дней с момента постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование заявленного иска истцы указали, что они являются собственниками ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру НОМЕР в многоквартирном доме НОМЕР по адресу: АДРЕС. Указанный дом расположен на земельном участке, переданном в аренду третьему лицу НП «Пансионат Тургояк». Письмом от ДАТА ответчик отказал в формировании земельного участка и предоставлении его в собственность. Основываясь на положениях ст.ст. 1, 11.2, 39.1 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации истцы полагают отказ ответчика незаконным и просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Истцы ФИО1 и ФИО4 в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Миасского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.

Заслушав пояснения истцов, представителя истца исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 16 вышеназванного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности имеют исключительное право на приватизацию этого земельного участка.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В связи с внесением изменений в Земельного кодекса Российской Федерации позиция законодателя по вопросу формирования земельного участка многоквартирного дома не изменилась.

До изменений Земельного кодекса Российской Федерации, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности имеют исключительное право на приватизацию этого земельного участка.

Аналогичная норма предусмотрена в п. 1 ст. 39.20 действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации.

До изменений Земельного кодекса Российской Федерации в силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В силу п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации действующей редакции особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются Федеральными законами.

Такими законами является, в частности, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ЖК РФ.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ, в силу которой собственники помещений многоквартирного дома имеют право на получение на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на данном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 4 ст. 16 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела истцы в равных долях, по ... доле каждый, на основании решения Миасского городского суда Челябинской области от ДАТА являются собственниками четырехкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС (л.д. 19-25).

ДАТА истец ФИО1 обратилась в администрацию Миасского городского округа с заявлением, в котором просила провести формирование земельного участка, на котором расположена блок-секция квартиры НОМЕР и надворные постройки по адресу: АДРЕС в соответствии с приложенной схемой по характерным точкам в размере ... кв.м и предоставить указанный земельный участок в собственность.

По данному обращению Администрацией Миасского городского округа Челябинской области был составлен письменный ответ НОМЕР от ДАТА, в котором указывалось на то, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью ... кв.м с разрешенным видом использования – для рекреационных целей под размещение НП «Пансионат Тургояк» находится в пользовании на условиях аренды у НП «Пансионат Тургояк». В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка без письменного согласия арендатора земельного участка не представляется возможным. Также в ответе на обращение ответчик сослался на положения ст. 95 и ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающих правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и земель рекреационного назначения. Также ответчик сослался на наличие судебного спора, рассматриваемого судом общей юрисдикции. Резюмирую вышеперечисленные обстоятельства, ответчик рекомендовал заявителю ФИО1 повторно обратиться в Администрацию Миасского городского округа после разрешения гражданского дела в суде и получения письменного согласия арендатора земельного участка.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от ДАТА, вступившим в законную силу ДАТА, признан незаконным отказ Администрации Миасского городского округа Челябинской области, выраженный в письменном ответе ФИО1 НОМЕР от ДАТА. На Администрацию Миасского городского округа Челябинской области возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о формировании земельного участка и предоставлении земельного участка в собственность в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

ДАТА Администрацией Миасского городского округа Челябинской области составлен ответ на имя ФИО1 НОМЕР, в котором указывается, что в рамках рассмотрения заявления подготовлен запрос конкурсному управляющему НП «Пансионат Тургояк» ФИО10 о согласии (не согласии) на разработку проекта межевания территории в г. Миассе, п. Тургояк, д/о Тургояк. Дополнительно ФИО1 сообщается, что в случае конкурсного управляющего НП «Пансионат Тургояк» ФИО10 на разработку проекта межевания территории, Администрацией Миасского городского округа будут заложены средства на разработку проекта межевания территории в г. Мисс, п. Тургояк, д/о Тургояк на ДАТА. Поскольку земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: АДРЕС не сформирован, документация по планировке территории не разработана, в настоящее время сформировать земельный участок не представляется возможным. После разработки и утверждения проекта межевания территории д/о Тургояк земельный участок, занятый многоквартирным домом НОМЕР, будет сформирован Администрацией Миасского городского округа.

Вопреки утверждениям истцов данный ответ не содержит отказа в удовлетворении требований ФИО1 о формировании земельного участка. Ответчиком доведена информация о порядке рассмотрения заявления ФИО1

Данный ответ Админситарции Миасского городского округа не нарушает права и законные интересы истцов.

В обоснование заявленных требований о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС, истцами представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 35).

Между тем, как следует из пояснений истцов, данная схема ответчику не предоставлялась, им не рассматривалась, письменный отказ в утверждении данной схемы администрацией МГО не выносился.

В сложившейся ситуации основания для возложения на Администрацию Миасского городского округа обязанности по утверждению такой схемы у суда отсутствуют.

Поскольку земельный участок как объект недвижимости в установленном законом порядке не сформирован, его границы не определены, то основания для возложении обязанности на ответчика обязанности по предоставлению земельного участка в собственность и направлению истцам проекта договора купли-продажи земельного участка отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4, ФИО6, к Администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, выраженного в письменном ответе ФИО1 НОМЕР от ДАТА, о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, площадью 2028 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС, о возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий И.А. Алферов