№ 2-2564/2021
26RS0012-01-2021-003671-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.
при секретаре судебного заседания Воинской В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 стала собственником нежилого здания - дом бытовых услуг, общей площадью 27 кв.м., кадастровый №, расположенного на земельном участке площадью 800 кв.м, кадастровый №, вид разрешенного использования под размещение дома бытовых услуг, магазина и кафе, по адресу: <адрес>, что подтверждается записью регистрации в ЕГРН от 18.08.2020г. 26:30:120102:846-26/018/2020-3.
Указанный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО4 по договору аренды земельного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5, ФИО4 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки, заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого ФИО2 вступила в арендные отношения вместо ФИО4
На предоставленном ФИО2 земельном участке ею произведена реконструкция принадлежащего ей на праве собственности здания.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на многоквартирный дом площадью 77,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается записью о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию г. Ессентуки с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:30:120102:790 с «под размещение дома бытовых услуг, магазина и кафе» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
Ответом администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ№/з ФИО2 отказано в удовлетворении ее заявления.
Считает указанный ответ администрации г. Ессентуки незаконным и необоснованным.
Просит суд:
Признать отказ администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ№/з незаконным и необоснованным.
Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанность принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:30:120102:790, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., с «под размещение дома бытовых услуг, магазина и кафе» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащем образом извещена о рассмотрении дела. Представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, надлежащем образом извещен о рассмотрении дела, ходатайств об отложении дела и возражений, суду не представил.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки в судебное заседание также не явился, надлежащем образом извещен о рассмотрении дела, ходатайств об отложении дела и возражений, суду не представил.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, заключение эксперта, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 ЗК РФ арендаторы земельных участков - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. Исходя из положений статей 40 и 41 ЗК РФ, арендатор осуществляет следующие права:
- использование в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
- осуществление других прав на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Исходя из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 34, статьи 35 ГрК РФ, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 стала собственником нежилого здания - дом бытовых услуг, общей площадью 27 кв.м., кадастровый №, расположенного на земельном участке площадью 800 кв.м, кадастровый №, вид разрешенного использования под размещение дома бытовых услуг, магазина и кафе, по адресу: <адрес>, что подтверждается записью регистрации в ЕГРН от 18.08.2020г. 26:30:120102:846-26/018/2020-3.
Указанный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО4 по договору аренды земельного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5, ФИО4 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки, заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого ФИО2 вступила в арендные отношения вместо ФИО4
На предоставленном ФИО2 земельном участке ею произведена реконструкция принадлежащего ей на праве собственности здания.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на многоквартирный дом площадью 77,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается записью о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию г. Ессентуки с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:30:120102:790 с «под размещение дома бытовых услуг, магазина и кафе» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
Ответом администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ№/з ФИО2 отказано в удовлетворении ее заявления.
Как следует из выписки из правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки утвержденных решением Думы орода Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ№ (изм. от ДД.ММ.ГГГГ№) в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:120102:790, расположенного по адресу: <адрес> - земельный участок расположен в территориальной зоне: К-1.2 Зона курортной и санаторной деятельности. Зона малоэтажной жилой застройки. К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне относится - малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Таким образом, градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «К-1.2 Зона курортной и санаторной деятельности. Зона малоэтажной жилой застройки» с установлением основного вида разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает ФИО2 права на использование принадлежащего ей земельного участка, в том числе на возведение объекта капитального строительства (многоквартирный дом).
В соответствии со ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8).
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 384-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Обязательными для применения являются национальные стандарты и своды правил, включенные в такой перечень, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Закона N 384- ФЗ).
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 г. N 985. Согласно же приказу Росстандарта от 02.04.2020 г. N 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указанные строительные нормы и правила или свод правил применяются исключительно на добровольной основе. (Ранее в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 384-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. N 1521 был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивалось Соблюдение требований Закона N 384-ФЗ).
В письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 19.07.2016 г. N 10-3153-КЛ «О предоставлении разъяснений» указано, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом, возможна в случае если в составе необходимых для кадастрового учета документов имеется заключение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающее, что фактическое использование земельного участка сложилось до принятия правил землепользования и застройки, и отсутствует возможность увеличения площади земельного участка до нормативной (см., например, решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11.03.2014 г. по делу N 2-2476/14, апелляционное определение Самарского областного суда от 17.07.2015 г. по делу N 33- 7560/2015, письмо Минэкономразвития России от 20.02.2013 г. N Д23и-406).
Кроме того Росреестр отмечает, что в некоторых случаях при утверждении органами местного самоуправления предельных размеров предоставляемых гражданам земельных участков в соответствующих решениях указывается, что действие таких решений не распространяется на случаи, когда в сложившейся застройке земельный участок меньше остановленного минимального размера и увеличение его площади не представляется возможным.
Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 26:30:120102:790, расположенного по адресу: <адрес> сложилось до принятия правил землепользования и застройки, и отсутствует возможность увеличения площади земельного участка до нормативной. При этом в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки утвержденных решением Думы города Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ№ (изм. от ДД.ММ.ГГГГ№) не указано, что действие решения не распространяется на случаи, когда в сложившейся застройке земельный участок меньше установленного минимального размера и увеличение его площади не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, – удовлетворить.
Признать отказ администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ№/з незаконным и необоснованным.
Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанность принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:30:120102:790, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., с «под размещение дома бытовых услуг, магазина и кафе» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2021 года
Председательствующий судья: В.А. Емельянов