ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2565/20 от 28.07.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд (адрес) под председательством судьи Фурман Е.Ю., при секретаре Дорофеевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур о признании размещенных на сайте управляющей компании годовые отчеты не соответствующими требованиям законодательства, возложении обязанности разместить годовые отчеты, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ЖКХ-Амур» о признании размещенных на сайте управляющей компании годовые отчеты не соответствующими требованиям законодательства, возложении обязанности разместить годовые отчеты, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, ссылаясь на то, что ФИО1, является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: 681000 г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес). 2 (адрес). Управление указанным МКД осуществляет ООО "ЖКХ -Амур" на основании договора управления б/№ от (дата). На сайте управляющей организации http:// uk.1gkh.ru, а также на странице МКД в ГИС ЖКХ размещены отчеты "О выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников» за 2016, 2017, 2018, 2019. Отчеты не соответствует требованиям формы (№).8. Приказа от (дата)(№)/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". Предметом договора управления многоквартирным домом является оказание услуг по управлению МКД, организация выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключение договоров с порядными организациями, осуществлением иной направленной на достижение целей управления «домом» деятельность. Управляющая компания обязана, в целях осуществления контроля, за выполнением управляющей компаний ее обязательств по договору, - предоставлять собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора за год, в течении первого квартала следующего за отчетным годом. На сайте ответчика и сайте ГИС ЖКХ размещен «Отчет о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного дома, за периоды 2016, 2017, 2018, 2019 г.г.», содержание и структура которого не соответствуют требованиям пункта 2.8 Минстроя России от (дата)(№)/np "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", поскольку в нем отсутствует большая часть информации, указанная в форме. Раскрытие информации осуществляется в настоящее время только путем размещения на сайте в сети Интернет и истец не может в полном объеме получить информацию об объеме и стоимости выполненных ответчиком работ, что препятствует ему осуществлять правильный выбор работ и услуг, получаемых от ответчика.

Просит суд признать, размещенный на сайте управляющей компании, отчет за 2016, 2017, 2019 года, не отвечающими требованиям действующего законодательства, возложить на ответчика обязанность разместить годовые отчеты за 2016, 2017, 2019г.г. соответствующий форме, утвержденной пунктом 2.8 Приказа Минстроя России от (дата)(№)/пр; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату услуг представителя 15000 рублей; компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Истец ФИО1, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал рассматривать дело без его участия, о чем имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1, в соответствии с пунктом 5 статьи 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности от (дата), исковые требования истца поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив о том, что раскрываемые на сайте отчеты не позволяют собственникам многоквартирного дома осуществлять контроль за управляющей компанией по исполнению принятых на себя обязательств. Было нарушено право истца как потребителя услуги, на получение информации об исполнении управляющей компанией договора управления. В отчете не отражен ряд сведений, касающихся управлением дома, в частности отсутствует информация об авансовых платежах, указывается сумма начислений, и все они должны быть раскрыты по каждой услуге. Сумма по текущему ремонту указана обобщенной, она не раскрыта по значениям. Не указано, по какому участку кровли проводился ремонт, информация не позволяет достоверно понять, по каким объектам работы проводились. В отчете все обобщенно и он не позволяет узнать были ли вообще проведены работы. Когда управляющая компания предоставляет такой усеченный отчет, это нарушает права собственников, в том числе истца ФИО1 Контроль собственников осуществляется через годовой отчет, в данном случае нарушено их право, не указана периодичность работ, не указана стоимость единицы. Нет информации о поданных претензиях по качеству работ в отчете, хотя претензии есть. Вся информация, которая должна быть в отчете необходима для осуществления контроля, в данном отчете этого нет. Моральный вред истцом заявлен, так как правоотношения между истцом и ответчиком регулируются Законом о защите прав потребителей, нарушенное право на информацию нарушает прав истца как потребителя и подлежит компенсации. В объем судебных расходов входила услуга по консультированию, составление процессуальных документов и участие в подготовке и судебном заседании. Возражал против применения срока исковой давности по отчетам за 2016 года, поскольку данные требования носят нематериальный и неимущественный характер.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «ЖКХ-Амур» - ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата), просила отказать в удовлетворении иска, просила применить срок исковой давности по требованиям истца о размещении отчета за 2016 год, представила письменный отзыв, согласно которому действующее жилищное законодательство закрепляет обязанность управляющей организации ежегодно в течение первого квартала текущего года, если иное не предусмотрено договором управления, представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещать указанный отчет в системе (ГИС ЖКХ). Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённый постановлением Правительства РФ от (дата)(№), устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖКРФ (ч.1). Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата)(№)/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" изложены пункты: Утвердить прилагаемые формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 30-дневный срок с даты вступления в силу настоящего приказа доработать официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - reformagkh.ru, согласно формам. В связи с введением Федерального закона от (дата) N 263-ФЗ (ред. от (дата)) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального...» положения ч.10 ст. 161 ЖК РФ применялись до (дата), (п. 4 ст. 6) Постановление Правительства РФ от (дата)(№) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" было введено в целях исполнения требований ч.10 ст. 161 ЖК РФ, которая утратила силу с (дата) Таким образом, с (дата) у управляющих организаций отсутствует обязанность по размещению информации на сайте www.reformagkh.ru, с необходимостью размещения данных на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru. В рамках необходимости применения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от (дата)(№) и в рамках своей компетенции сообщил об утрате юридической силы. Подп. «3» П.4 Правил осуществления деятельности по управлению домами (Постановление Правительства РФ от (дата)(№)) предусмотрено, что управление домом обеспечивается собственниками помещений в многоквартирном доме,.. ., а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс РФ не устанавливает строгих требований к форме, а также порядку его предоставления собственникам. На основании положений пп 4.1,10 договора управления многоквартирным домом между собственниками МКД(№) по (адрес) от (дата), управляющая организация обязана ежегодно до 1 апреля предоставлять уполномоченному общим собранием лицу отчёт о выполнении договора за прошедший календарный год. Отчёт должен содержать следующие сведения: сумма средств «собственников» начисленных и поступивших в отчётный период, перечень исполненных обязательств (работ и услуг)». Форма отчёта положениями договора не утверждена. Вводная часть ПП РФ (№) размещает следующие сведения: «Документ фактически утратил силу. С (дата), а в городах федерального значения с (дата) управляющие организации размещают информацию на сайте ГИС ЖКХ. См. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от (дата)(№)/пр». ООО «ЖКХ-Амур» на сайте ГИС ЖКХ размещается отчет о выполнении договора управления и бухгалтерской отчётности в соответствии с п. 15 раздела X, который утвержден приказом Минкомсвязи России (№), Минстроя России (№)/пр от (дата) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ". Подробного состава информации в отчете приказ не предусматривает. На основании изложенных доводов, свидетельствующих о невозможности применения ряда норм права, положения Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата)(№)/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями. ООО «ЖКХ-Амур» не согласно со взысканием судебных расходов, в связи отсутствием факта нарушения права истца. Сумма судебных расходов несоразмерно завышена, требование предъявлено по нормам, не подлежащим применению, объем оказанных представителем услуг не соответствует сложности рассматриваемого дела. Требования о взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению, поскольку размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации необходимо учитывать требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Причинение морального вреда исключено ввиду отсутствия нарушения прав истца.

Суд, заслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему :

Согласно части 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункта 3 подпункт «и», пункта 5 постановления Правительства РФ от (дата)(№) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год. Информация, предусмотренная подпункта «в», и пункта «3» настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Пункты 6, 8 указанного Постановления Правительства РФ от (дата)(№) устанавливают, что информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5, в подпункте «а» пункта 5 (1) настоящего Постановления, при этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

Контроль за соблюдением Стандарта организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, утвержденном приказом Министерства регионального развития России от (дата)(№), выявление фактов нарушения раскрытия информации в виде ее неполноты или недостоверности осуществляется в ходе документарных проверок.

Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(№)/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В разделе 2.8 Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(№)/пр предусматривается форма отчета об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год. В указанной форме указана информация, которая должна быть отражена в отчете управляющей компании, в котором должны быть указаны, в частности, параметры формы (наименования параметра, единицы измерения, наименование показателей, информация) и описание параметров формы (порядок заполнения и дополнительное описание), так же должны быть указаны общая информация о выполненных работах, по содержанию общего имущества и текущему ремонту, детальный перечень выполненных работ, информация о предоставленных коммунальных услугах с указанием вида услуги, единицы измерения, общего объема потребления и т.д.

Согласно пунктам 7, 8, 9, 10 раздела 2.8 Отчета об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год, указано, что в отчете должно быть указано об общем размере начислений потребителей многоквартирного дома за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.7), о сумме начислений потребителям многоквартирного дома за содержание дома, входящая в сумму общего размера начислений за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.8), о сумме начислений потребителям многоквартирного дома за текущий ремонт, входящая в сумму общего размера начислений за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.9), о сумме начислений потребителям многоквартирного дома за услуги управления, входящая в сумму общего размера начислений за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.10).

В судебном заседании установлено следующее:

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, истец ФИО1 является собственником (адрес) корпус (№) по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре. Управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного жилого дома на основании договора управление многоквартирным домом от (дата) является – Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур», что подтверждается договором управления от (дата), лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Уставом ООО «ЖКХ-Амур», объяснением сторон, данными в ходе судебного разбирательства.

Согласно пункта 1.1 указанного договора управления, предметом договора управления многоквартирным домом является оказание услуги по управлению многоквартирным домом, организация выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключение договоров с порядными организациями, осуществлением иной направленной на достижение целей управления «домом» деятельность.

Управляющая компания обязана, в целях осуществления контроля, за выполнением управляющей компаний ее обязательств по договору, - предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора за год, в течении первого квартала следующего за отчетным годом.

Статья 6 Федерального закона от (дата) № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» указывает перечень информации, которая должна размещаться в системе, так в частности должны размещаться: информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг; информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них; информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Пункт 18 статьи 7 указанного Федерального закона устанавливает, что лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Как следует из положений статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Далее судом установлено, что на сайте Общества с ограниченной ответственностью « ЖКХ-Амур» и сайте ГИС ЖКХ размещен «Отчет о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного дома, за периоды 2016, 2017, 2018, 2019г.г. », содержание и структура которого не соответствуют требованиям пункта 2.8 Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(№)/np "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», которые не соответствуют требованиям пунктов 7, 8, 9, 10 раздела 2.8 Минстроя России от (дата)(№)/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которому в отчете управляющей компании должно быть указано об общем размере начислений потребителей многоквартирного дома за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.7), о сумме начислений потребителям многоквартирного дома за содержание дома, входящая в сумму общего размера начислений за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.8), о сумме начислений потребителям многоквартирного дома за текущий ремонт, входящая в сумму общего размера начислений за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.9), о сумме начислений потребителям многоквартирного дома за услуги управления, входящая в сумму общего размера начислений за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за отчетный период (п.10).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, при этом, доказательств обратного ответчиком в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждения факт нарушения ООО «ЖКХ-Амур» приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(№)/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика ООО «ЖКХ –Амур» ФИО3 заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по размещенному отчету за 2016 год.

В соответствии со статьей 195,196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата)(№), Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от (дата)(№) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ)…

Истцом предъявлено требование о признании размещенного на сайте Обществом с ограниченной ответственности «ЖКХ-Амур» «отчета о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на -Амуре за период 2016, 2017, 2018, 2019 годов» - не соответствующими требованиям законодательства, следовательно, трехлетний срок исковой давности истцом ФИО1 по размещенному отчету за 2016 год пропущен, при этом документов уважительности пропуска срока исковой давности истцом суду не приведено, ходатайства о восстановлении срока истцом ФИО1 не заявлено.

В связи с заявленным ходатайством о применении срока исковой давности, учитывая изложенное, а также то, что раскрытие информации осуществляется в настоящее время только путем размещения на сайте в сети Интернет и истец не может в полном объеме получить информацию об объеме и стоимости работ и услуг управляющей компании, что по мнению суда препятствует ему осуществить контроль за деятельностью управляющей компании, суд считает требования истца о признании размещенный на сайте Обществом с ограниченной ответственности «ЖКХ-Амур» «отчет о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре за период 2017, 2018, 2019 годов» - не соответствующими требованиям законодательства, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, учитывая для исполнения решения суда необходимо произвести значительный объем работ, суд считает необходимым предоставить ответчику 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу для размещения на официальном сайте Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур ……» Отчет о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, период 2017, 2018, 2019 годов» соответствующей форме, утвержденной пунктом 2.8 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(№) пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

С учетом изложенного подлежат удовлетворению и требования истца ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков и не зависит от размера имущественного вреда.

Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата)(№) «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом, вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 151 Гражданского кодекса, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Принимая во внимание, что судом установлена вина управляющей компании-ООО «ЖКХ-Амур» в нарушении прав истца на получение полной и достоверной информации, суд приходит к выводу об обоснованности искового требования о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда и с учетом принципов разумности и справедливости и считает необходимым определить сумму денежной компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, при этом, заявленную сумму в размере 5000 рублей находит чрезмерно завышенной.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителя», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно пункта 46 Постановления Пленума ВС РФ от (дата)(№) «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Согласно материалов дела настоящее исковое заявление поступило в суд (дата).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца штрафа в размере 500 рублей (1000/2=500).

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые согласно ст. 88, 94 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (расходы на оплату услуг представителя, эксперта, почтовые расходы и другие признанные судом необходимые расходы).

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от (дата)(№)-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно п.п.11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Истцом ФИО1, в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела понесены расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В подтверждении понесенных судебных расходов ФИО1, представил суду договор (№) на оказание юридических услуг от (дата) и квитанцию об оплате 15 000 рублей, подтверждающую оплату по договору от (дата).

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО1 к ООО «ЖКХ-Амур» о взыскании понесенных судебных расходов на оплату юридических услуг представителя, связанных с рассмотрением настоящего гражданского дела.

При вышеизложенных обстоятельствах, исходя из существа спора, с учетом принципа разумности и объема оказанной юридической помощи представителем истца ФИО2, а именно: консультация, составление искового заявления, участие в при подготовке к слушанию дела и в судебном заседании ((дата)), учитывая время необходимое для составления вышеуказанных процессуальных документов, продолжительность рассмотрения спора судом, принимая во внимание заявленные представителем ответчика возражения о размере судебных расходов на оплату юридических услуг представителя, учитывая необходимость обеспечения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с ООО «ЖКХ-Амур» судебных расходов в виде расходов на оплату юридических услуг представителя частично в размере 5000 рублей, ибо заявленные требования о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг представителя в общем размере 15.000 рублей, носят, как считает суд, явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.333-36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур» о признании размещенных на сайте управляющей компании годовые отчеты не соответствующими требованиям законодательства, возложении обязанности разместить годовые отчеты, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов- удовлетворить частично.

Признать размещенный на сайте Обществом с ограниченной ответственности «ЖКХ-Амур» « отчет о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на Амуре за период 2017, 2018, 2019 годов»- не соответствующими требованиям законодательства.

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур»……» Отчет о выполненных работах по текущему ремонту и содержанию мест общего пользования, расходования денежных средств собственников многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на Амуре, период 2017, 2018, 2019 годов»- соответствующей форме, утвержденной пунктом 2.8 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(№) пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « ЖКХ-Амур» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, судебные расходы в размере 5.000 рублей, штраф за отказ в добровольном порядке исполнить требования потребителя в размере 500 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Амур» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 600 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Судья Фурман Е.Ю