Дело № 2-2566/14 <.....>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2014 года г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кордон Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,
с участием представителя заявителя – Мусихина А.В., действующего на основании ордера № 000562 от 03.10.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербининой Г.П. о признании незаконными действий, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Щербинина Г.П. обратилась в суд с заявлением о признании действий Департамента земельных отношений администрации г. Перми по установлению арендной платы в размере 4% кадастровой стоимости по договору аренды земельного участка площадью 480 кв.м. (кадастровый номер ...) № 024-11О от ... неправомерным, признании действий Департамента земельных отношений администрации г. Перми по корректировке расчетов по договору аренды земельного участка площадью 480 кв.м. (кадастровый номер ...) № 024-11О от ... за период 2012 - 2014 гг. неправомерным. Просит обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенное нарушение прав заявителя путем установления арендной платы в размере 0,2% кадастровой стоимости по договору аренды земельного участка площадью 480 кв.м. (кадастровый номер ...) № 024-11О от ... и соответствующей корректировки произведенных расчетов.
Указала, что она является арендатором земельного участка площадью 480 кв.м., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., южнее жилого дома по ... (договор аренды земельного участка № 024-11О от ... г.). Согласно п. 4.2 и приложения ... к указанному договору аренды арендная плата за 2011 г. установлена в размере 0,2% кадастровой стоимости данных земельных участков, которая определена исходя из п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК от 07.04.2010г. и решения пермской городской думы ... от ... В 2012, 2013, 2014 годах, согласно уведомлений департамента земельных отношений администрации г. Перми к договорам аренды, арендная плата была установлена в размере 0,2% кадастровой стоимости земельного участка и оплачена в установленный срок в полном объеме, просрочек заявитель не допускала. В августе 2014 г. Щербинина Г.П. получила уведомление к вышеуказанному договору аренды, где размер арендной платы был рассчитан исходя из размера 4% кадастровой стоимости земельных участков, а так же указано, что у нее имеется недоимка по арендной плате и начислены пени за предыдущие годы (2012, 2013). Посчитав данные уведомления ошибкой заявитель обратилась в департамент земельных отношений администрации г. Перми с требованием произвести правильный расчет арендной платы. В сентябре 2014 г. она получила отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенный в письме № И-21-01-09-15102 от ... г., который был мотивирован тем, что поскольку в законе Пермского края № 604-ПК от ... отсутствует отдельная категория земельных участков, предоставленных для целей не связанных со строительством (для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного на основанном земельном участке), то размер арендной платы рассчитан исходя из п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Закона - в размере 4% кадастровой стоимости, в том числе и за прошедшие периоды 2012, 2013 годы. Действия департамента земельных отношений администрации города Перми по установлению арендной платы по договору аренды земельного участка № 024-11О от ... в размере 4% кадастровой стоимости земельных участков и корректировке расчетов за 2012 – 2014 годы нарушают права и законные интересы заявителя. Ссылка департамента земельных отношений администрации города Перми на то обстоятельство, что в законе Пермского края № 604-ПК от ... отсутствует отдельная категория земельных участков, предоставленных для целей не связанных со строительством (для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного на основанном земельном участке), поэтому необходимо производить расчет исходя из п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Закона - в размере 4% кадастровой стоимости не основана на нормах закона.
Заявитель Щербинина Г.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Полагает, что предоставленный администрацией документ (протокол ... заседания коллегии при департаменте земельных отношений администрации г. Перми), таковым не является, так как не имеет номера, не прошел регистрацию и противоречит закону.
Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв, в котором указала, что ... Щербининой Г.П. было направлено уведомление № И-21-01-09-13386 к договору аренды от ... № 024-11О о размере платежа, по которому заявителю необходимо оплатить арендную плату по договору аренды земельного участка с кадастровым номером ... площадью 480 кв.м., расположенного по адресу: ..., южнее жилого дома по ... для целей не связанных со строительством (для увеличения ранее предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка). Вышеуказанный договор аренды земельного участка сторонами был подписан, земельный участок передан по акту приема-передачи ... года. В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК от ... порядок определения размера арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов таков: 1) размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края устанавливается равным 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Земельный участок согласно договору предоставлен заявителю для увеличения основного земельного участка, данная цель предоставления не связана со строительством. Тем самым двукратная ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков установлена для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не может быть применима. Согласно п. 4.5 договора изменение арендной платы также необходимо в случае изменения методик расчетов арендных платежей, в соответствии с протоколом ... заседания коллегии при департаменте земельных отношений от ... определена единая позиция по начислению арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей, не связанных со строительством под увеличение ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК РФ).
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (не потребляемые вещи) - ст. 607 ГК РФ.
На основании ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде: 1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно; 2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; 3) предоставления арендатором определенных услуг; 4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; 5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В судебном заседании установлено, что ... между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и Щербининой Г.П. был заключен договор аренды земельного участка площадью 480 кв.м., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., южнее жилого дома по ... для целей, не связанных со строительством (для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка) (л.д. 6 - 11). Договор заключен на срок с ... по ... Арендная плата, действующая в течение 2011 года, была установлена в размере, указанном в приложении ... к договору, и составила 0,2% - <.....> рубля, а в дальнейшем – в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5 договора.
Указанный земельный участок передан Щербининой Г.П. по акту приема-передачи от ... (л.д. 12).
За 2011 год Щербининой Г.П. предъявлено к оплате <.....> рубля (л.д. 13), за 2012 год – <.....> рубля (л.д. 14), за 2013 год – <.....> рубля (л.д. 15), за 2014 год – <.....> рубля (л.д. 16). Данные суммы были оплачены Щербининой Г.П. в срок, что подтверждается представленными квитанциями об оплате арендной платы за 2011, 2012, 2013, 2014 годы (л.д. 17).
... в адрес Щербининой Г.П. направлено уведомление об изменении размера арендной платы на 2014 год, которая составила <.....> рубля (л.д. 18).
... в адрес Щербининой Г.П. направлено уведомление о перерасчете арендной платы за 2012, 2013 годы, к оплате предъявлено <.....> рубля (л.д. 19).
... Щербинина Г.П. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением произвести правильный расчет арендной платы (л.д. 20).
Письмом № И-21-01-09-15102 от 28.08.2014г. Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил, что поскольку в законе Пермского края № 604-ПК от ... отсутствует отдельная категория земельных участков, предоставленных для целей не связанных со строительством (для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного на основанном земельном участке), то размер арендной платы рассчитан исходя из п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Закона - в размере 4% от кадастровой стоимости, в том числе и за прошедшие периоды 2012, 2013 годы (л.д. 21 - 22).
Суд полагает, что действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми по установлению арендной платы в размере 4% кадастровой стоимости по договору аренды земельного участка следует признать незаконными.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ст. 22 Земельного кодекса РФ – далее по тексту ЗК РФ).
Согласно ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление № 582 (действующее с 04.08.2009 г., с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации № 697 от 19.08.2011 г., действующих с 01.09.2011), которым предусмотрены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 604-ПК от 07.04.2010 г. «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 18.03.2010 г.) размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков занятых жилищным фондом, предоставленных для индивидуального жилищного строительства предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства.
Решением Пермской городской Думы № 187 от 08.11.2005 г. «О земельном налоге на территории города Перми» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,1 процента в отношении земельных участков предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса).
Категория использования земельного участка «для целей не связанных со строительством» не поименована в Законе Пермского края. Суд полагает, что при определении категории земельного участка необходимо учитывать цель его использования.
Земельный участок был предоставлен Щербининой Г.П. после введения в действие ЗК РФ, для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка, то есть дополнительный участок заявителя занят жилым домом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для эксплуатации жилого дома. Следовательно, размер начисляемой арендной платы должен составлять 0,1% х 2 = 0,2%.
Направляя Щербининой Г.П. уведомления о расчете арендной платы за 20011 – 2014 годы, департамент земельных отношений предлагал ее оплатить в соответствие с условиями договора и приложением ... к договору аренды. Арендатор уплачивал арендную плату в соответствии со ставкой, предложенной арендодателем, соответственно, соглашаясь с ее расчетом. Оплата производилась в установленные законом сроки.
Стороны договора аренды руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ее ставки являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Направляя ... предложения по увеличению арендной платы до 4% в год, департамент фактически предложил внести изменения в договор аренды, с которыми заявитель не согласилась, направив в ДЗО заявление о перерасчете арендной платы.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ), и за земли, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 г. для земель федеральной собственности.
Установление новой ставки арендной платы на основании нормативных актов, принятых уполномоченными органами, не признается изменением условия договора о размере арендной платы.
Суд считает, что арендная плата должна исчисляться в соответствие с категорией использования земельного участка. То есть она должна быть в размере 0,2% от кадастровой стоимости - как двукратная ставка земельного налога (закон Пермского края № 604-ПК), установленная Решением Пермской городской Думы № 187 от 08.11.2005 г. (0,1%).
Ссылка представителя ответчика на установление иной ставки арендной платы, на основании заседания коллегии при департаменте земельных отношений от ... г., указанная в протоколе ... судом не принимается, так как указанное решение не является нормативно-правовым актом, не опубликовано в соответствие с требованиями законодательства.
Осуществляющие публичные полномочия органы вправе ввести в действие нормативный правовой акт об установлении размера арендной платы с определенной в нем даты. Однако при этом акт должен соответствовать действующему законодательству, в том числе требованиям Закона о защите конкуренции и принципам определения регулируемой арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, установленным постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 г. «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Указанным Постановлением определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Утвержденные Правительством РФ Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Суд полагает, что решение заседания коллегии при департаменте земельных отношений от ... не законно, так как противоречит указанным выше документам, имеющим большую юридическую силу. Решение заседания коллегии при департаменте земельных отношений не должно подменять решения Пермской городской Думы и Законодательного собрания Пермского края, которым такое право по закону предоставлено.
Отсутствие в Законе Пермского края ставки земельного налога для земельного участка «для целей не связанных со строительством» не является основанием для установления ее заседанием коллегии при департаменте земельных отношений.
Изменение арендной платы предусмотрено п. 4.5 договора аренды, согласно которому, арендодатель имеет право изменить размер арендной платы и сроки ее уплаты в бесспорном одностороннем порядке только в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а так же изменения нормативных актов РФ, Пермского края, г. Перми, регулирующих начисление размера арендной платы и вида деятельности Арендатора.
Доказательств централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а так же изменения нормативных актов РФ, Пермского края, г. Перми департаментом земельных отношений в судебное заседание не предоставлено.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы применяется с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ. Стороны договора могут требовать друг от друга внести изменения на основании указанного нормативного акта в заключенный договор аренды.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Судом не установлено виновного поведения заявителя при внесении оплаты по договору аренды, следовательно, корректировка расчетов, предоставленная Щербининой Г.П. департаментом земельных отношений от ... г., включающая в себя начисление пени за период с 2011 года, является незаконной.
В случае наличия таких изменений, они не должны распространяться на предшествующее время, поскольку арендодатель самостоятельно указывал ставку налога в 2012, 2013, 2014 годы, по оплате которых у заявителя задолженности не имелось. В связи с чем, отсутствовали основания для перерасчета арендной платы и начисления пени.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в части: признания действий по установлению арендной платы в размере 4% кадастровой стоимости по договору аренды земельного участка и по корректировке расчетов за период 2012 – 2014 годы по договору аренды земельного участка незаконными.
В части возложения обязанности на департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенное нарушение прав заявителя путем установления арендной платы в размере 0,2% кадастровой стоимости по договору аренды земельного участка площадью 480 кв.м. (кадастровый номер ...) № 024-11О от 11.05.2011г. и соответствующей корректировки произведенных расчетов, суд полагает, что данные требования подлежат удовлетворению частично, путем возложения обязанности на департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав Щербининой Г.П., поскольку функция по установлению ставки земельного налога относится к компетенции департамента земельных отношений администрации г. Перми.
В случае неисполнения департаментом земельных отношений администрации г. Перми возложенной на него решением суда обязанности, заявитель имеет право обжаловать действия департамента в установленном законом порядке, либо обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Щербининой Г.П. удовлетворить.
Признать действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми по установлению арендной платы в размере 4% кадастровой стоимости по договору аренды земельного участка площадью 480 кв.м. (кадастровый номер ...) № 024-11О от ... незаконными.
Признать действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми по корректировке расчетов за период 2012 – 2014 годы по договору аренды земельного участка площадью 480 кв.м. (кадастровый номер ...) № 024-11О от ... незаконными.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав Щербининой Г.П..
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми с момента изготовления решения в окончательной форме.
<.....>
Судья Н.Ю.Кордон
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2014 г.
Судья Н.Ю.Кордон