ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2566/19 от 08.11.2019 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-2566/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 08ноября 2019 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре Немченко Т.Ю.,

с участием: истца ФИО1,

третьего лица ФИО2 ,

представителя третьего лица – ИФНС России по Темрюкскому району – ФИО3, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковомузаявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит ликвидироватьдачное (садовое) некоммерческое товарищество«Комсомольский»,

В обоснование своих требований истец указал, что он является соучредителем ДСНТ «Комсомольский». Наряду с ним, учредителями также являются К, ФИО4, С.А. и ФИО5 В настоящее время юридическое лицо не действует,какая-либо деятельность им не ведется, движение по счетам не осуществляется, сделок с контрагентами не имеется. Кроме того, в настоящее времяучредителями и членами ДСНТ значатся четырелица, однако фактическиих трое, поскольку КДД.ММ.ГГГГ скончался, в подтверждении чего имеется свидетельство о смерти. ДД.ММ.ГГГГ, сведения о недействительности записи, содержащейся в ЕГРЮЛ относительно указанного факта, внесены в ЕГРЮЛ.Согласно выписке из ЕГРЮЛ, К являлся председателем правления ДСНТ.

Таким образом, осуществлять правление юридическим лицом, выступать от его имени некому. Избрание нового председателя правления, а также прием новых членов не представляется возможным в виду изменения действующего законодательства. В настоящее время невозможно провести и собрать общее собрание, так как количество членов составляет менее семи человек, а для приема граждан в члены товарищества необходимо провести общее собрание.В тоже время, товарищество может быть ликвидировано по решению суда по иску органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества, собственника земельного участка либоправообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.

В связи с изложенными обстоятельствами, ФИО1 вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Истец ФИО1 в судебном заседании предъявленный иск поддержал, заявленные требования уточнил и с учетом уточнений просит ликвидироватьдачное (садовое) некоммерческое товарищество«Комсомольский», и назначить ФИО2 ликвидатором указанного юридического лица.

Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России по <адрес>, в судебное заседание не явился, в поступившем в суд отзыве просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что его исковые требования противоречат нормам ГК РФ, предусматривающим порядок ликвидации юридических лиц и могут повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как у ДСНТ «Комсомольский» могут, на момент принятия решения об исключении записи из ЕГРЮЛ, быть неисполненные обязательства имущественного характера или иного гражданско-правового характера, исполнение которых будет невозможным, так как исключение юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Принимая решение о ликвидации юридического лица, необходимо возложить обязанности по осуществлению процедуры на конкретное лицо.

Представитель третьего лица – ИФНС России по Темрюкскому району – ФИО3, в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась, в удовлетворении заявленных истцом требований просила отказать, сославшись на позицию Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения рассматриваемого иска и пояснил, что после принятия решения о ликвидации юридического лица начинается процедура ликвидации, в рамках которой будет дана публикация в СМИ, чтобы лица, имеющие претензии имущественного характера к ликвидируемому лицу, имели возможность для предъявления этих претензий, которые будут удовлетворены ликвидатором либо ликвидационной комиссией. Все обязательства, которые возникнут в ходе ликвидации, будут исполнены в полном объёме. Решением суда процесс ликвидации не заканчивается, данная процедура аналогична процедуре банкротства.

Третье лицо ФИО5, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве просит о рассмотрении настоящего спора в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, находит исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 является соучредителем ДСНТ «Комсомольский», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Также, согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредителями Товарищества являются К, ФИО4, С.А. и ФИО5

<адрес>

Таким образом, в настоящее время отсутствуют лица, правомочные осуществлять правление юридическим лицом и выступать от его имени. Избрание нового председателя правления, а также прием новых членов правления не представляется возможным в виду изменений действующего законодательства. Так, согласно ранее действовавшему Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ, а именно ст. 20, органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Согласно ст. 16 ФЗ , садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.Таким образом, в рамках ранее действовавшего законодательства, правление ДСНТ было легитимным, поскольку количество его членов составляло не менее трех, как и требовалось законом.

Однако, в настоящее время, действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".Согласно п. 6 ст.10 Закона № 217-ФЗ, количество учредителей, а равно и членов товарищества, не может составлять менее семи.

В соответствии со ст. 17 указанного Закона, к компетенции общего собрания относится принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества, и другие вопросы.

Статья 16 закона № 217-ФЗ указывает (п. 1), что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества, а согласно п. 2 Закона, количество членов товарищества не может быть менее семи. Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием.

Таким образом, в настоящее время невозможно провести и собрать общее собрание, так как количество членов Товарищества составляет менее семи человек, а для приема граждан в члены Товарищества необходимо провести общее собрание.

В тоже время, согласно ст. 28 указанного закона № 217-ФЗ, в случае несоблюдения требования к количеству членов товарищества, установленного частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, товарищество может быть ликвидировано по решению суда по иску органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества, собственника земельного участка либо в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.

Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 61 ГК РФ, где указано, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения её деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N7-ФЗ), некоммерческая организация (далее - НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда можно выделить следующие этапы: 1)принятие решения о ликвидации; 2) уведомление о начале процедуры ликвидации; 3) Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса; 4) Составление и утверждение ликвидационного баланса; 5) Государственная регистрация ликвидации фонда.

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получениянеобходимого имущества нереальна;если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут бытьпроизведены;в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом, с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда.

По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").

В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ NММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее - Территориальное управление) следующие документы:уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу оликвидации фонда.

Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п.1.2, пп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. ДД.ММ.ГГГГ.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных ДД.ММ.ГГГГ в федеральном разделе информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ" и направленных письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N СА-4-14/1645 (далее - Правовые позиции)).

Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения составляет 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 455 (далее - Административный регламент)).

При этом, с ДД.ММ.ГГГГ законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ). Также, в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N СА-3-14/3892@).

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале "Вестник государственной регистрации" - приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N Р15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@.

В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак «V», указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N Р15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. ДД.ММ.ГГГГ.35 Правовых позиций).

Вместе с тем, законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении "нулевой" отчетности, при отсутствиизадолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале "Вестник государственной регистрации" будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

При отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому, при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и итоговый) могут быть составлены и утверждены одновременно.

Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 66н, с указанием соответствующего наименования "промежуточный ликвидационный баланс" и "ликвидационный баланс" (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N СА-4-7/13101).

Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. ДД.ММ.ГГГГ.49 Правовых позиций).

Налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-09/257@)).

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме NР16001, утвержденной Приказом NММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителемликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяетсянотариально;ликвидационный баланс;документ об уплате государственной пошлины;документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведенийв соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Обиндивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и всоответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 56-ФЗ "О дополнительных страховыхвзносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формированияпенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела «X» Требований.

Кроме того, рекомендуется дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.

В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.

Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд - прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Таким образом, с учетом изложенных выше требований закона, суд считает возможным ввести процедуру ликвидации дачного (садового) некоммерческого товарищества «Комсомольский», ИНН <***>, ОГРН <***>, назначив ликвидатором Товарищества его соучредителя – ФИО2

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю о ликвидации юридического лица – удовлетворить частично.

Ввести процедуру ликвидации дачного (садового) некоммерческого товарищества «

Назначить ликвидатором дачного (садового) некоммерческого товарищества «

В удовлетворении остальной части заявленных ФИО1 исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Назаренко

Мотивированное решение суда изготовлено 11.11.2019г.