04RS0018-01-2022-003231-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Ангаповой К.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 91 "Строитель" г. Улан-Удэ, МУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ", Администрации г. Улан-Удэ об обязании устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 91 "Строитель" г. Улан-Удэ, МУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" о понуждении в срок до 31.12.2022 г. устранить нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно обеспечить охраной сотрудниками частных охранных организаций, обязать МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Определением суда от 25.05.2022 г. в качестве соответчика была привлечена Администрации города Улан-Удэ.
Исковые требования были уточнены. Истец просил устранить нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно обеспечить охраной объект по адресу: , в соответствии с п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006.
Помощник прокурора Алсагаева Е.К. в судебном заседании поддержала исковые требования. Суду пояснила, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности в дошкольных образовательных учреждениях. В нарушение требований Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 25 Требований до настоящего времени МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 91 «Строитель» не обеспечено охраной, по состоянию на 19.04.2022 г. договор на оказание охранных услуг дошкольным образовательным учреждением не заключен. Несоблюдение и неисполнение действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь несовершеннолетних, пребывающих в МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 91 «Строитель». Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 91 «Строитель» Киселева О.В. не возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что на выделенные средства возведено ограждение, установлено видеонаблюдение, домофон. На неоднократные обращения дошкольного учреждения приходят ответы о том, что у города нет финансирования.
Представитель ответчиков МУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ", Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Манханова Б.Б. возражала против удовлетворения требований. Пояснила суду, что с требованием о финансировании ответчики не согласны. Обеспечение безопасности является обязанностью образовательных учреждений. В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 38 Конституции РФ определено, что дети находятся под защитой государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Согласно пп. "б" п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ проведена проверка МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 91 «Строитель» в части соблюдения требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности в дошкольных образовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что данный объект не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и вахтеры, входящие в состав сотрудников МДОУ, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе воспитанников и работников образовательного учреждения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Согласно паспорту безопасности МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 91 «Строитель» присвоена третья категория опасности.
В нарушение требований Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 25 Требований до настоящего времени МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 91 «Строитель» не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями Росгвардии, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание охранных услуг дошкольным образовательным учреждением не заключен.
По результатам выявленных нарушений в адрес заведующей МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № "Строитель" г. Улан-Удэ прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Согласно ответу заведующей Киселевой О.В. на представление прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, дошкольному учреждению устранить нарушения в срок не представляется возможным в связи с отсутствием дополнительных источников финансирования, по данному факту в Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ были направлены письма о выделении финансирования на выполнение мероприятий по антитеррористической направленности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, среди которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).
В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из смысла указанных правовых норм к полномочиям Администрации г. Улан-Удэ относится решение вопроса о выделении необходимого дополнительного целевого финансирования муниципальному учреждению "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" на охрану дошкольных образовательных учреждений, к полномочиям которого, в свою очередь, относится решение вопроса о распределении поступивших средств целевым назначением в МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № "Строитель" г. Улан-Удэ на цели заключения договора об оказании охранных услуг.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При этом, вопреки доводам ответчиков, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное исковое заявление предъявлено прокурором района в пределах предоставленных ему полномочий, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников детского сада, которые в силу возраста не могут самостоятельно обратиться в суд, направленного на обеспечение безопасности пребывания детей в образовательном учреждении, соблюдения их прав на антитеррористическую безопасность, в силу положения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчикам обоснованным и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам срок в срок до ДД.ММ.ГГГГ По мнению суда, данный срок является разумными и достаточными для исполнения возложенной законом обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 91 "Строитель" г. Улан-Удэ, МУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ", Администрации г. Улан-Удэ об обязании устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности удовлетворить.
Обязать МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 91 "Строитель" г. Улан-Удэ в срок до 31.12.2022 г. устранить нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно обеспечить охраной объект по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская 8 А, в соответствии с п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форм паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006.
Обязать МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», Администрацию г. Улан-Удэ в срок до 31.12.2022 г. обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья . Г.Г. Рабданова
.
.
.