ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2569/20 от 10.12.2020 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-2569/2020

УИД 56RS0030-01-2020-003248-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе

председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Студеновой А.А.,

с участием помощника прокурора Промышленного района г. Оренбурга Радостевой Е.К.,

представителей ответчика Андреева И.С. и Устименко С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по Промышленному району г.Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Оренбургский хлебокомбинат» о признании незаконным бездействия по непринятию комплекса мер для сохранности объекта гражданской обороны, устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г.Оренбурга, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга проведена проверка законности использования защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Промышленного района г.Оренбурга, требующие принятия мер прокурорского реагирования.

В ходе проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- бомбоубежище, расположенное по адресу: <адрес> на территории ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» (защитное сооружение , 3 класса, вместимость 150 человек, площадь 126,7 кв.м.) содержится с нарушением правил. Так, в нарушение п.3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование находится в неисправном состоянии, в нарушение п.3.2.1 Правил не обеспечена сохранность защитно-герметичных дверей, герметизация и гидроизоляция инженерно- технического оборудования, в нарушение п.4.5.2 Правил емкости запаса питьевой воды защитного сооружения не оборудованы водоуказателями, в нарушение п.3.2.10 Правил элементы инженерных систем не окрашены в соответствующие цвета.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества право собственности на бомбоубежище, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией. Спорное сооружение гражданской обороны прошло процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». На основании договора данное защитное сооружение передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», однако в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитного сооружения.

Ненадлежащим содержанием защитного сооружения гражданской обороны нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны.

Просил признать незаконным бездействие ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, непринятии мер по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию, обязать ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: привести инженерно- техническое оборудование в неисправное состояние; обеспечить сохранность защитно-герметичных дверей, герметизацию и гидроизоляцию инженерно- технического оборудования; оборудовать емкости запаса питьевой воды защитного сооружения водоуказателями; произвести окрашивание инженерных систем в соответствующие цвета.

В ходе рассмотрения дела были уточнены исковые требования по возложению на ответчика обязанности привести в соответствие сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: привести систему приточно-вытяжной вентиляции в неисправное состояние; обеспечить сохранность защитно-герметичных дверей, герметизацию и гидроизоляцию (замена уплотнителей, в том числе уплотнителей в притворах дверей); оборудовать емкости запаса питьевой воды защитного сооружения водоуказателями; произвести окрашивание инженерных систем в соответствующие цвета.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Оренбурга Радостева Е.К. поддержала исковые требования с учетом их уточнений, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика Андреева И.С. и Устименко С.Б., возражений по требованиям прокурора не предъявили, пояснили, что в настоящее время ведутся работы по окрашиванию инженерных систем в соответствующие цвета, приобретены водоуказатели. Решается вопрос по организации работ по приведению системы приточно-вытяжной вентиляции в исправное состояние.

Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в Оренбургской области в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В силу положений части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст.45 ГПК РФ, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения; соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Выявленные Оренбургским транспортным прокурором недостатки в рамках проверки исполнения требований федерального законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в целом угрожает безопасности и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей.

В целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском.

В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Обязанности организаций осуществлять мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации. Данным Положением предусмотрено, в том числе, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (п 3).

Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации N 804, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый).

Исходя из положений пунктов 2, 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые имеют большой объем и по своему содержанию состоят из нескольких разделов, подразделов и пунктов, подробно регламентирующих вопросы эксплуатации защитных сооружений.

В частности, пунктом 6.1.1 подраздела 6.1 раздела 6 "Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых" установлено, что мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают: открытие всех входов для приема укрываемых; освобождение помещений от лишнего имущества и материалов; установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18 и т.д..

В соответствии со ст. 1,2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случай: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п.3.2.1 вышеуказанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых и защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Из материалов дела следует, что по данным свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» является собственником 49/50 долей в праве общей долевой собственности на одно-двух-трехэтажное здание ( производственный корпус, весовая, гараж, бомбоубежище) с подвалом под частью строения, литер ВЕ3Е4В4Г3В1Е5В2В3ББ1Е2Г1Г2, общей площадью 8447 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

По данным выписки из реестра федерального имущества право собственности на бомбоубежище, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» спорное защитное сооружение прошло процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Оренбургской области заключен договор , согласно которому ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» приняло по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной защиты для объекта, расположенного по адресу: <адрес>. (защитное сооружение ,3 класса, вместимость 150 человек, площадь 126,7 кв.м.).

В соответствии с п.п.1,2 указанного договора ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.

ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора Промышленного района г.Оренбурга принято решение о проведении проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» по адресу: <адрес>.

Проведенной проверкой выявлено, что защитное сооружение гражданской обороны - бомбоубежище, расположенное по адресу: <адрес> на территории ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» содержится с нарушением правил.

Так, справкой о нарушениях в области гражданской обороны, выявленных при проведении проверок защитных сооружении по адресу: <адрес> установлено:

- инженерно - техническое оборудование содержится в неисправном состоянии; ( п.3.2.11 Правил)

- не обеспечена сохранность защитно - герметичных дверей, герметизация и гидроизоляция инженерно- технического оборудования;( п. 3.2.1 Правил)

- емкости запаса питьевой воды защитного сооружения не оборудованы водоуказателями; ( п.4.5.2 Правил)

- элементы инженерных систем не окрашены в соответствующие цвета.(п.3.2.10 Правил).

Помощником прокурора Промышленного района г.Оренбурга Радостевой Е.К. ДД.ММ.ГГГГ отобрано объяснение от генерального директора ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» Андреева И.С., из которого следует, что в настоящее время Общество находится в тяжелом финансовом состоянии и не может позволить выделить значительные средства на устранение нарушений. На момент проверки выявленные недоставки имели место.

Такие причины как отсутствие финансовых средств, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку эти обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Перечисленные нарушения являются существенными и создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чем затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Из пояснений специалиста ГУ МЧС России по Оренбургской области установлено, что в рамках обеспечения сохранности защитно-герметичных дверей, герметизации и гидроизоляции инженерно- технического оборудования ответчику необходимо произвести замену уплотнителей, в том числе уплотнителей в притворах защитно-герметичных дверей.

Из пояснений представителей ответчика следует, что произведена закупка красок, в целях окрашивания инженерных систем защитного сооружения в соответствующие цвет, закуплены уплотнители дверей, решается вопрос по организации работ по приведению системы приточно-вытяжной вентиляции в исправное состояние, поскольку для выполнения данного вида работ требуется дополнительное финансирование.

Указанные выше обстоятельства являются законными основаниями для обращения транспортного прокурора в суд за устранением нарушений со стороны ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» требований законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Таким образом, в действиях ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» усматриваются бездействие при эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средства индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ненадлежащим содержанием защитного сооружения гражданской обороны, находящимся в собственности Российской Федерации, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Промышленного района г.Оренбурга являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Применительно к положениям ч. 2 ст.206Гражданского процессуального кодекса РФ указанный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд полагает не достаточным, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности.

Кроме того, ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» не лишено возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке принятого решения суда в порядке ст. 203 Гражданского кодекса РФ в случае, если полагает, что в установленный судом срок данное решение исполнено быть не может, в связи с наличием объективных и неустранимых препятствий.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора по Промышленному району г.Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие по непринятию мер по поддержанию объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> состоянии постоянной готовности к использованию.

Обязать открытое акционерное общество «Оренбургский хлебокомбинат» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, путем приведения системы приточно-вытяжной вентиляции объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> рабочее состояние;

- оборудовать емкости запаса питьевой воды защитного сооружения водоуказателями;

- произвести окрашивание инженерных систем защитного сооружения в соответствующие цвета;

- обеспечить сохранность защитно-герметичных дверей, обеспечивающих герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения (заменить уплотнители в притворах дверей и в дверях).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда составлен 17 декабря 2020 года, последний день подачи апелляционной жалобы 18 января 2021 года.

Судья Т.С.Бахтиярова