ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/12 от 19.09.2012 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№ 2-256/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 19 сентября 2012 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Вихровой С.А.,

при секретаре Муравьевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Семочкиной <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе (межрайонное) о понуждении принять на архивное хранение документы по личному составу ОАО « <данные изъяты> установить размер заработной платы и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости,

установил:

Семочкина Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Боровичского муниципального района об обязании принять на архивное хранение документы по личному составу ликвидированного ОАО <данные изъяты>», в обоснование заявленных исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный орган и представила документы о ее заработке в ОАО <данные изъяты>», ликвидированном решением Арбитражного суда Новгородской области. Сотрудниками Управления ей было сообщено, что такие документы могут быть приняты к рассмотрению для решения вопросов о реализации пенсионных прав при условии их выдачи правопреемником бывшего работодателя либо архивом. В настоящее время в месте нахождения бывшего работодателя располагается другое предприятие, которое не является правопреемником ОАО и документы по личному составу находятся у него. Директор существующего предприятия ей сообщил, что от нее документы на архивное хранение принять не представляется возможным по этой же причине. Часть документов находится у ООО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Администрация Боровичского муниципального района отказала ей в приеме документов ОАО «<данные изъяты> на архивное хранение и при этом сообщив, что документы могут быть приняты только от ликвидатора (конкурсного управляющего) в упорядоченном состоянии и в составе полного комплекта дел по личному составу.

Считает отказ нарушающим ее права, поскольку в результате неисполнения своих обязанностей ликвидатором она не может быть лишена права на реализацию своих пенсионных прав. Просит суд обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять на архивное хранение документы по личному составу ликвидированного решением Арбитражного суда Новгородской области ОАО «<данные изъяты>».

В предварительном судебном заседании по ходатайству истца, ее представителя к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО5- конкурсный управляющий ОАО « <данные изъяты>». Истец Семочкина Е.А., ее представитель Михайлов А.В., заявленные исковые требования изменили, просили обязать ФИО5 передать в Администрацию Боровичского муниципального района на архивное хранение документы по личному составу ликвидированного решением арбитражного суда Новгородской области ОАО «<данные изъяты>» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять на архивное хранение документы по личному составу ликвидированного ОАО «<данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела истец и ее представитель отказались от исковых требований к ФИО5 Производство по делу в этой части прекращено.

В ходе судебного разбирательства истец Семочкина Е.А., ее представитель Михайлов А.В. изменили исковые требования. Просили обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять на архивное хранение документы по личному составу ликвидированного решением Арбитражного суда Новгородской области ОАО « <данные изъяты>», признать незаконным решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в <адрес>, установив размер заработной платы Семочкиной Е.А. на ОАО « <данные изъяты>»: <данные изъяты>., обязать ГУ УПФ РФ в Боровичском районе произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 1-го числа месяца, следующего за обращением- с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных исковых требований к ГУ УПФ РФ в Боровичском районе Семочкина Е.А. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости исходя из заработка за 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано, так как представленные документы не соответствуют установленным требованиям. Считает решение незаконным, поскольку в связи с ликвидацией организации, прекращением ее деятельности сведения о размере ее заработка невозможно получить от бывшего работодателя, его правопреемника, архива, представленные ею книги начисленной заработной платы и расчетные листки содержат сведения о размере ее заработной платы, позволяют произвести перерасчет пенсии.

В судебном заседании истец Семочкина Е.А. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель истца, по доверенности, Михайлов А.В. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района, по доверенности, Михайлов В.А.,, возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку нарушений прав истца в связи с отказом в приеме от нее дел по личному составу ОАО « <данные изъяты> и выдачи по ним архивной справки о заработной плате со стороны работников архивного отдела Администрации муниципального района не допущено. Решением Арбитражного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу ОАО «<данные изъяты>» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. В соответствии с п.2 ст.129 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ, конкурсный управляющий, являющийся владельцем документов по личному составу, обязан был передать на хранение документы должника в упорядоченном состоянии в архивный отдел Администрации муниципального района, которые подлежат хранению согласно Федеральному закону от 22.10.2004 года №125-ФЗ и иным нормативно правовым актам РФ. Однако это не было выполнено даже по письменному обращению Администрации Боровичского муниципального района. В соответствии с п.10 ст.23 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле», при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. За период деятельности ОАО «<данные изъяты>» самостоятельно формировал документацию по личному составу без учета архивных требований. Договор о сотрудничестве в архивном деле с Администрацией муниципального района также не заключался. Упорядочение документов по личному составу с составлением описей дел и дальнейшим согласованием их с Архивным управлением области не проводилось. Такие документы не были учтены и не включены в состав Архивного фонда РФ. В результате ликвидации ОАО «<данные изъяты>» конкурсный управляющий, а в дальнейшем руководитель новой организации ООО «<данные изъяты>», на производственных площадях которого находятся документы бывшего комбикормового завода, тоже не приняли мер по передаче дел на хранение в архив. Договор с Администрацией муниципального района не заключался и подготовка по упорядочению и передаче дел за счет средств ликвидатора или ООО «<данные изъяты>» не производилось. Указанная ссылка в заявлении истца на п.2 ст.23 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ относится к государственным и муниципальным организациям при их ликвидации. Однако ОАО «<данные изъяты>» таковой организацией не является и относится к п.10 ст.23 вышеуказанного закона, как негосударственная организация. В соответствии с п.10 ст.23 вышеуказанного закона бремя по организации упорядочения документов по личному составу, их транспортировке для приема-передачи в архивный отдел возлагается на ликвидатора бывшего завода или на руководителя ООО «<данные изъяты>», на территории которого в настоящее время хранятся документы. В соответствии с п.п.3.5, 3.6, 3.7, 5.4.4.1-5.4.4.4, 7.6 Основных правил работы архивов организаций и пунктами 4.4.1 и 4.5 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ государственными и муниципальными архивами требуется провести: формирование и подшивку дел ( приказов руководителя, ведомостей по зарплате и лицевых счетов ( форма Т-2) с включением их в опись по календарным годам); подготовить историческую справку завода с начала его образования до ликвидации. Все эти документы заверяются подписями и печатями сдающей организации и его назначенным ответственным лицом за подготовку и передачу дел на хранение в архив. Подготовленные юридическим лицом описи дел архивный отдел Администрации муниципального района направляет на согласование в Архивное управление области. При положительном заключении ЭПМК Архивного управления и на основании заключенного договора с Администрацией муниципального района архивный отдел принимает от юридического лица документы по акту приема-передачи дел. Просил в иске Семочкиной Е.А. отказать.

Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ, по доверенности, Макеева Е.Б. исковые требования не признала, указав в обоснование, что представленные Семочкиной Е.А. книги по начислению заработной платы, копии расчетных листков не предусмотрены Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в РФ, утвержденным Постановлением Минтруда от ДД.ММ.ГГГГпа, в связи с чем не могут быть приняты для определения среднемесячного заработка для расчета размера пенсии. Заработная плата для определения размера пенсии должна подтверждаться либо документами, предусмотренными Перечнем, которые в силу ст. 60 ГПК РФ являются допустимыми доказательствами, либо в случае утраты работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда документами, косвенно подтверждающими фактический заработок работника на конкретном предприятии, в том числе документами, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Представленные Семочкиной Е.А. документы не являются документами, предусмотренными Перечнем, и, соответственно, не могут считаться допустимыми доказательствами. Факт утраты работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда не установлен, следовательно, оснований для подтверждения заработной платы косвенными документами также не имеется. Согласно п.13 Перечня в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже ( за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами и должностными лицами. Книги по начислению заработной платы и копии расчетных листков, представленные истцом не имеют признаков, подтверждающих принадлежность данных документов ОАО « <данные изъяты>», книги не прошиты, не пронумерованы, не скреплены подписью должностного лица и печатью предприятия и поэтому не могут рассматриваться как первичные документы о заработке, содержащие достоверные сведения, выданные компетентными органами или должностными лицами, подтверждающие фактический заработок истца на данном конкретном предприятии. Возражает против установления размера заработка в ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера МРОТ, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Федеральные законы об установлении МРОТ не подтверждают фактический заработок Семочкиной Е.А. на ОАО « <данные изъяты>», из них невозможно сделать вывод об индивидуальном характере заработка Семочкиной Е.А. Копия расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган истцом не представлялась. С учетом изложенного, считает решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии Семочкиной Е.А. законным и обоснованным. Просила в иске Семочкиной Е.А. отказать.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не представил. В ходе рассмотрения дела подтвердил факт нахождения документов пол личному составу ОАО « <данные изъяты>» в ООО « <данные изъяты>».

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав все доказательства по делу, считает исковые требования Семочкиной Е.А. не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-фз от 17.12.2001 года ( с последующими изменениями) ( далее Федеральный закон « О трудовых пенсиях») право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Согласно ст. 19 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из материалов дела, Семочкина Е.А. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии ( страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.3 настоящей статьи, производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно п.2 ст. 18 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с п.6 подраздела II Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в РФ» и « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» утвержденного постановлением Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27 февраля 2002 года( с последующими изменениями) (далее Перечень) среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными(муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного(муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также:

справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов;

справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход;

свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;

расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;

копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Решением Верховного Суда РФ № ГКПИ09-1239 от 14 октября 2009 года положения п.26 Перечня признаны не противоречащими федеральному законодательству.

Согласно п.2 Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:

удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Ст. 62 ТК РФ установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

В соответствии с п. 13 Перечня в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.

Решением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2011 года № ГКПИ11-1719 положения п.13 Перечня признаны не противоречащими федеральному законодательству.

Согласно п.143 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 590 от 03 августа 1972 года к заявлению о назначении пенсии по старости должна быть приложена справка(или другие документы) о заработке.

В инструктивном письме МСО от 04 апреля 1973 года №1-36-И указано, что при оформлении справки о заработке следует строго руководствоваться Указаниями по ее заполнению, изложенными на оборотной стороне справки. Если предприятие, учреждение или организация, в которой работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или государственными архивами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы предприятия, учреждения или организации. В тех случаях, когда архивные органы на основании хранящихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Однако в таких справках должно быть указано, что в архивных фондах нет сведений о заработке за сверхурочные часы, за работу по совместительству и о выплатах единовременного характера.

Согласно указаниям по заполнению справки о заработке для начисления пенсии ( за 12 месяцев, 2 года, 5 лет) справки о заработке выдаются предприятиями (учреждениями, организациями) на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о выплаченной заработной плате. Образец справки содержит строку « основания выдачи справки».

В соответствии с Указанием Министерства соцзащиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-у « О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», если предприятие ( учреждение, организация), в которой работал обратившийся за пенсией ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не могут выдать справку по рекомендованной форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Образец справки о заработке содержит строку « Основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости и др.).

Таким образом, ранее действовавшее и действующее в настоящее время законодательство предусматривает определенные требования по оформлению справок о заработной плате для исчисления пенсий.

Согласно записям в трудовой книжке истец Семочкина Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала бухгалтером ОАО « <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ Семочкина Е.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Боровичском районе с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости из другого варианта заработка-за 60 месяцев подряд за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в ОАО « <данные изъяты>», представив в подтверждение заработка книги по начислению заработной платы, копии расчетных листков.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Семочкиной Е.А. отказано в перерасчете трудовой пенсии по п.3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года №173-фз от иного варианта заработка по представленным книгам по начислению заработной платы и копиям расчетных листков, поскольку представленные Семочкиной Е.А. документы не могут быть приняты для определения среднемесячного заработка для расчета размера пенсии, так как не предусмотрены Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в РФ, утвержденному Постановлением Минтруда от 27 февраля 2002 года № 16/19па.

Семочкина Е.А. не согласилась с указанным решением. В обоснование заявленных исковых требований к ГУ УПФ РФ в Боровичском районе об установлении размера заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести перерасчет пенсии, Семочкина Е.А. представила книги по начислению заработной платы, копии расчетных листков, по ходатайству истца судом допрошены свидетели ФИО9, ФИО10 и ФИО11

Финансовых документов, выданных работодателем или государственными муниципальными органами, подтверждающих размер среднего заработка Семочкиной Е.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суду представлено не было.

Согласно ст. 2 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-фз « О трудовых пенсиях в РФ» среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

В определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 года № 1840-О-О указано, что реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель принял Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий, в частности, порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц, включающий правила исчисления размера трудовой пенсии, а также определения среднемесячного заработка, включая требование о том, что размер указанного заработка не может устанавливаться на основе свидетельских показаний (статья 30). Оспариваемое положение пункта 4 статьи 30 данного Федерального закона в системной связи с другими нормами названного Федерального закона направлено на реализацию пенсионных прав граждан, а потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.

Таким образом, среднемесячный заработок за период, выбранный гражданином для определения расчетного размера пенсии, должен быть подтвержден соответствующими финансовыми документами, выданными работодателем или государственными муниципальными органами. Таким документом за период до регистрации в качестве застрахованного лица является справка о заработке. Указанная справка выдается на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации или прекращения деятельности организации по другим причинам, справки выдаются ее правопреемником, вышестоящей организацией или архивными органами, располагающими данными документами. Подтверждение размера среднемесячного заработка свидетельскими показаниями Законом не допускается.

Представленные Семочкиной Е.А. документы- книги начисленной заработной платы и копии расчетных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям ст. 71 ГПК РФ, поскольку никем не заверены, не скреплены печатью работодателя или его правопреемника, не имеют признаков, подтверждающих принадлежность данных документов ОАО « <данные изъяты>», лицо, составившее указанные документы не указано, его подпись отсутствует. Указанные документы не соответствуют предъявляемым к их оформлению требованиям.

Книги по начислению заработной платы, копии расчетных листков не предусмотрены Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в РФ.

При таком положении указанные документы не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств для установления размера заработной платы истца и перерасчета ее трудовой пенсии, поскольку не могут рассматриваться как первичные документы о заработке, содержание достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами, подтверждающими фактический заработок истца на данном предприятия в спорный период.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства, дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Недопустимость свидетельских показаний по данной категории дела основана на ст. 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ, в соответствии с которыми величины среднемесячного заработка застрахованного лица учитываются при подсчете страховой части трудовой пенсии, определяется на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателем либо иными государственными органами. Из этого следует вывод, что среднемесячный заработок может быть подтвержден только лишь на основании документов, выданных в установленном порядке.

Поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным.

Требования Семочкиной Е.А. об установлении размера ее заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ в сумме МРОТ- <данные изъяты>. противоречат указанному требованию, поскольку Федеральные законы об установлении размера МРОТ не подтверждают фактический заработок истца на ОАО « <данные изъяты>» и индивидуальный характер ее работы.

В обоснование заявленных требований Семочкиной Е.А. представлена копия чека профсоюзного комитета ОАО « <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. Данное доказательство не отвечает требованиям подтверждения индивидуального характера заработка Семочкиной Е.А.

МИФНС России №1 по Новгородской области сведениями о размере отчислявшегося подоходного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на физическое лицо Семочкину Е.А., а также сведениями о ее доходах не располагает.

Согласно информации Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ документы ОАО «<данные изъяты>» по личному составу от конкурсного управляющего в архив не поступали.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, представленной МИФНС №1 по Новгородской области, определением Арбитражного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ОАО « <данные изъяты>» завершено.

Пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены работодателями.

Министерство труда и социального развития и Пенсионный фонд РФ ПФ РФ своим письмом N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года разъяснили, что для установления в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников по каждому случаю необходимо проводить проверку данного события и в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Данный перечень документов не является исчерпывающим, но в любом случае к этим документам установлено обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника.

В материалах дела отсутствуют доказательства факта утраты работодателем первичных документов о заработке Семочкиной Е.А., и невозможности определить причинителя вреда, следовательно, оснований для подтверждения заработной платы косвенными документами не имеется.

Поскольку Семочкиной Е.А. в нарушение требований ст. 56 ч.1 ГПК РФ не представлены в суд доказательства, отвечающие требованиям допустимости, сведения о ее среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд, следовательно, отказ пенсионного органа является законным, исковые требования Семочкиной Е.А. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что Семочкина Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о принятии от нее документов по личному составу ОАО «<данные изъяты>» на архивное хранение.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Боровичского муниципального района отказала ей в приеме документов ОАО «<данные изъяты>» на архивное хранение, разъяснив, что документы могут быть приняты только от ликвидатора (конкурсного управляющего) в упорядоченном состоянии и в составе полного комплекта дел по личному составу.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» было признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсным управляющим назначен ФИО5

Определением Арбитражного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении должника ОАО «<данные изъяты>» завершено конкурсное производство (л.д.5-6), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, представленной МИФНС №1 по Новгородской области.

В соответствии с п.п.1,2 ст.129 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ст.23 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в РФ», при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В соответствии с пунктом 3.9 Положения "О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ", утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс, в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.

Основными правилами работы архивов организаций, одобренными решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 года, установлены положения о порядке формирования дел в организации, требованиях к оформлению дел, принимаемых в архив, составлении и оформлении описей дел, организации документов в пределах архивного фонда.

В соответствии с п. 4.5 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в Государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской Академии наук, утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций от 18 января 2007 года №19, прием документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, от ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящими Правилами (см. п. 4.4.1).

При ликвидации негосударственных организаций, образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают в архив в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) организует их упорядочение в установленном порядке.

В ходе судебного разбирательства установлено, что документы по личному составу ОАО « <данные изъяты>» на архивное хранение в Администрацию Боровичского муниципального района не передавались, находятся в ООО « <данные изъяты>», не являющемся правопреемником ОАО « <данные изъяты>», соответствующий договор с Администрацией Боровичского муниципального района не заключался, договорные обязательства у ответчика отсутствуют. Семочкина Е.А. не относится к числу лиц, уполномоченных на передачу на архивное хранение документов по личному составу ОАО« <данные изъяты>».

С учетом изложенного, приведенных норм права, отказ Администрации Боровичского муниципального района в принятии документов по личному составу ОАО « <данные изъяты>» от Семочкиной Е.А. является обоснованным и исковые требования Семочкиной Е.А. о понуждении Администрации Боровичского муниципального района принять на архивное хранение документы по личному составу ОАО « <данные изъяты>» удовлетворению не подлежат.

Федеральным законом № 125-фз от 22 октября 2004 года « Об архивном деле в РФ» ( ст. 27) предусмотрено, что юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В связи с чем, истец вправе защитить свои права в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Семочкиной <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района, ГУ УПФ РФ в Боровичском районе о понуждении принять на архивное хранение документы по личному составу ОАО « <данные изъяты>», установить размер заработной платы и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости- отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А.Вихрова