ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/19 от 06.03.2019 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр. дело №2-256/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2019 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Верхуша Н.Л.,

при секретаре Цветковой К.А.,

с участием помощника прокурора г. Апатиты Коваленко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты и в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты и в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

В обоснование требований указано, что на территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области имеется бесхозяйный объект недвижимого строительства (сооружение коммунального хозяйства)- ливневая канализация с кадастровым номером 51:14:0030606:2071 (дата постановки на учет 07.07.2017), 1973 года постройки, протяженностью 194 м, расположенная по адресу: <...>. Указанная бесхозяйная ливневая канализация является системой, предназначенной для организованного и достаточного быстрого отвода выпавших на территории города атмосферных осадков или талых вод. Постановлением Администрации г.Апатиты от 18.03.2015 № 284 данный объект признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования г.Апатиты. Вышеуказанный объект в реестрах федерального имущества, государственного имущества Мурманской области и муниципальной собственности не учитывается, регистрация права собственности на него не производилась.

23.10.2017 указанный выше объект принят на учет как бесхозяйный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (номер записи 51:14:0030606:2071-51/003/2017-1У).

По истечение года со дня постановки на учет указанного объекта права на него не зарегистрированы, Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Апатиты (далее-КУИ Администрации г.Апатиты) меры о признании права муниципальной собственности на спорный объект до настоящего времени не реализованы.

Вместе с тем, признание права муниципальной собственности на объект жилищно-коммунального хозяйства необходимо для создания благоприятных условий для проживания населения на территории г.Апатиты. Отсутствие права муниципальной собственности на бесхозяйное сооружение коммунального хозяйства не позволяет создать необходимые условия для его надлежащего технического обслуживания, содержания и функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, в настоящее время контроль за сооружением не осуществляется, в связи с чем имеется вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного просит признать право собственности муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области объект недвижимого строительства (сооружение коммунального хозяйства)- ливневая канализация с кадастровым номером 51:14:0030606:2071, протяженностью 194 м, расположенная по адресу: <...>.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованных лиц Администрации г.Апатиты, КУИ Администрации г.Апатиты, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в свое отсутствие, согласно представленных отзывов, поддерживают заявление прокурора.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, согласно представленному отзыву, в реестре федерального имущества спорный объект недвижимости не учитывается, в связи с чем управление не нарушает прав и законных интересов истца.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Мурманской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по предъявленному требованию не представил.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются гражданским законодательством.

Защита гражданских прав осуществляется путем признания права(ст.12 гражданского кодекса российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

На основании п. п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пунктов 9,11 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона от 13.07.2005 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п.п. 3,4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

На основании ч.1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Согласно абзацу 1 части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в суд с соответствующим заявлением вправе обратиться прокурор.

В силу ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

Согласно ст. 44 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого Апатитским городским Советом от 23.06.2005, на Администрацию города в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории возложены функции по организации в границах города Апатиты водоснабжения населения и водоотведения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом города Апатиты в порядке, установленном Советом депутатов.

Как установлено в судебном заседании, 11.09.2014 комиссией Администрации г.Апатиты был выявлен объект недвижимого имущества, имеющий признаки бесхозяйного: ливневая канализация с кадастровым номером 51:14:0030606:2071, протяженностью 194 м, расположенная по адресу: <...> что следует из акта от 11.09.2014 № 27.

Согласно сведениям Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерства имущественных отношений, Управления Росреестра по Мурманской области, ГУПТИ Мурманской области, КУИ Администрации г.Апатиты, в реестрах федерального имущества, государственного имущества Мурманской области и муниципальной собственности не учитывается, регистрация права собственности на указанный выше объект недвижимого имущества не производилась.

Постановлением Администрации г.Апатиты от 18.03.2015 № 284 данный объект признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования г.Апатиты.

23.10.2017 на основании заявления КУИ Администрации г.Апатиты от 18.10.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области вышеуказанный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества (номер записи 51:14:0030606:2071-51/003/2017-1У).

Также в судебном заседании установлено, что по истечение года со дня постановки на учет объект недвижимого имущества, права на него в установленном порядке не зарегистрированы, объект продолжает являться бесхозяйным, что следует из выписки из ЕГРН.

КУИ Администрации г.Апатиты, уполномоченным на осуществление функций по обращению в суд с исками о признании права муниципальной собственности на основании п.2.1.3 Положения, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 28.04.2015 №101, меры о признании права муниципальной собственности на указанный выше объект до настоящего времени не реализованы.

Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд считает установленным, что собственник указанного в заявлении прокурора недвижимого имущества, неизвестен, при том, что на протяжении более одного года с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанного объекта на учет в качестве бесхозяйного, какие-либо лица о своих правах на эти объекты не заявили.

Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением не противоречит нормам действующего законодательства, обусловлено необходимостью создания условий для надлежащего технического обслуживания и содержания бесхозяйного объекта, а также функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса на территории муниципального образования, контролем за сооружением с целью предотвращения возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объекта, указанного в заявлении прокурора, законом не запрещена и не ограничена, а поэтому его нахождение в муниципальной собственности не противоречит требованиям действующего законодательства, приобретение права муниципальным образованием город Апатиты с подведомственной территорией муниципальной собственности на этот объект направлено на решение вопросов местного значения, принимая во внимание соблюдение установленного порядка признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем считает их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 262-263, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г.Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты и в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области объект недвижимого строительства (сооружение коммунального хозяйства)- ливневая канализация с кадастровым номером 51:14:0030606:2071, протяженностью 194 м, расположенная по адресу: <...>.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности за муниципальным образованием город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого строительства (сооружение коммунального хозяйства)- ливневая канализация с кадастровым номером 51:14:0030606:2071, протяженностью 194 м, расположенная по адресу: <...> в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Л.Верхуша