ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/19 от 12.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-256/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2019 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Тябуковой В.В.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации г. Чебоксары ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании восстановить сроки капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики с требованием признать незаконными действия администрации города Чебоксары, связанные с переносом сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес более поздний срок с ------, а с ------ обязать администрацию города Чебоксары восстановить сроки проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений МКД ----- по адрес, ранее утвержденных Республиканской программой капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в ------.г., в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики за ----- от датаг, а именно: в ------ году ремонт крыши дома, ремонт системы отопления (Установка общедомового узла управления и регулирования потребления тепловой энергии, горячей воды); в ------ году ремонт системы вентиляции; ремонт подвальных помещений; в ------ году: утепление и ремонт фасадов; ремонт фундаментов; обязать администрацию города Чебоксары включить в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов на ------ годы ремонт крыши дома, ремонт системы отопления (Установка общедомового узла управления и регулирования потребления тепловой энергии, горячей воды) расположенного по адресу: адрес со сроком исполнения работ в ------ году.

Исковое заявление мотивирован тем, что истец является собственником жилого помещения (квартиры) под ----- в многоквартирном доме по адресу: адрес. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики ----- от дата была утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на ------ годы, исходя из критериев, которые установлены Жилищным кодексом РФ и законом субъекта Российской Федерации и Закона ЧР № 41 от 30.07.2013г, согласно которой по многоквартирному дому ----- по адрес были предусмотрены следующие работы капитального характера:

В ------ по системе электроснабжения; по системе газоснабжения; по системе холодного водоснабжения; по системе горячего водоснабжения; по системе канализации и водоотведения; по системе вентиляции; по подвальным помещениям;

В ------. по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов);

В ------ по наружной отделке (фасад); по фундаментам;

В ------ по системе электроснабжения; по системе газоснабжения;

В соответствии с Региональной программой, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от датаг. за -----, в ------.г. за счет федеральных, республиканских, муниципальных и средств собственников в ------ г.г. были выполнены работы по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения, системе канализации, электроснабжению, газоснабжению, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В дата года просматривая Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) истец обнаружил изменения, внесенные в региональную программу и связанные со сроками проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома: - сроки по ремонту крыши дома и ремонту системы отопления(установка общедомовых ------ узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов) с ------. перенесены на более поздний срок, а именно на ------.; - сроки по утеплению и ремонту фасада; ремонту фундаментов с ------. перенесены на ------ год, а такие работы, как ремонт системы вентиляции и ремонт подвальных помещений вообще исключены и не предусмотрены ни до, ни в ------ году.

В целях урегулирования возникших вопросов, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в доме, в дата года он обратился в МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары», Некоммерческую организацию "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Государственную жилищную инспекцию по Чувашской Республики, в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрацию города Чебоксары и в управляющую организацию ООО «Текстильщик».

Минстрой ЧР письменно сообщил, что изменения в программу и краткосрочные планы капитального ремонта многоквартирных домом на основании муниципальных планов, представленных органами местного самоуправления, что согласно требованиям действующего законодательства, Министерство не вправе самостоятельно включать либо исключать многоквартирные дома, независимо от способа формирования капитального ремонта, из республиканской программы и краткосрочных планов ее реализации, а также не может менять, либо добавлять какие-либо виды работ по многоквартирным домам, включенным в республиканскую программу и краткосрочные планы ее реализации. Все изменения вносятся на основании предложений органов местного самоуправления.

Некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» сообщила, что формирование и перенос сроков капитального ремонта в республиканскую программу и краткосрочных планов реализации республиканской программы капитального ремонта не входит в компетенцию НО «Фонд капремонта».

Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики сообщила, что она не согласовывала перенос выполнения работ капитального ремонта общего имущества нашего дома на более поздний срок ------ год и с ------ года на ------ год.

По письменному обращению Госжилинспекцией ЧР дата дополнительно проведен мониторинг технического состояния общего имущества многоквартирного дома и с письмом ----- от дата были выданы сведения о техническом состоянии многоквартирного дома, в которых еще раз подтверждает требования капитального ремонта кровли, которые направлены в управляющую организацию ООО «Текстильщик» и администрацию города Чебоксары. В ходе обследования, специалистами Государственной жилищной инспекции, была установлена и подтверждена необходимость выполнения работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, результаты обследования письмом исх. ----- от дата направлены в администрацию города Чебоксары и управляющую компанию ООО «Текстильщик».

По заданию собственников помещений в многоквартирном доме управляющая организация заключила с МУП БТИ договор на камеральное обследование общего имущества собственников, по результатам которого было установлено: Общий физический износ многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес составляет ------%, а физический износ кровли составляет ------% (имеются просветы, сколы и трещины, ослабление креплений листов, поражение гнилью древесины).

В ответ на досудебную претензию исх. ----- от дата администрация в своим письмом № ----- от дата сообщила, что проект Республиканской программы разрабатывается органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области жилищно-коммунального хозяйства, на основании проведенного в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики, мониторинга технического состояния многоквартирных домов. В данном случае, таковым органом исполнительной власти является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и в связи с чем, администрация города считает себя ненадлежащим ответчиком.

Считает, такое трактование закона неверным и изменения в республиканскую программу и перенос работ по капитальному ремонту общего имущества дома на более поздний срок администрация города Чебоксары произвела самовольно, в нарушении положений Закона ЧР от дата-----, а также положений Жилищного Кодекса РФ. У администрации города Чебоксары отсутствовали какие-либо основания для принятия решения по переносу ранее утвержденных сроков работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в доме с ------ год и с ------ год.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения ст. 168 Жилищного Кодекса РФ, п. 2.1. ст.10 Закона ЧР от 30.07.2013 № 41 заявляет вышеуказанные требования.

В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал по изложенным в нем основаниям, настаивает на том, что надлежащими ответчиками по его требованиям являются администрация г. Чебоксары и Минстрой Чувашии, требования, направленные на оспаривание утвержденной постановлением Кабинета Министров ЧР республиканской программы не ставит.

Представитель ответчика Минстрой Чувашии не явился, ранее в судебных заседаниях иск не признал, пояснив, что Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Чувашской Республики, на ------ года, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР ----- от дата. Первоначально по дому ----- по адрес предусматривалось выполнение следующих видов работ: ------ г. – ремонт систем канализации и водоотведения, газоснабжения, подвального помещения; ------ г. – ремонт крыши, систем отопления; ------ г. – ремонт фасада, фундамента; ------ г. – ремонт крыши. Постановлением Кабинета Министров ЧР от дата----- была утверждена очередная актуализация Программы, внесены изменения и по указанному многоквартирному дому. Все предложения в Программу вносятся на основании предложений органов местного самоуправления. На основании каких представленных администрацией г. Чебоксары документов были подготовлены изменения в Программу по дому ----- пояснить не может, ничего не нашли, сведения брали из администрации г. Чебоксары, управляющей организации и интернета.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары ФИО2 иск не признал, поддержав позицию Минстроя Чувашии и пояснив, что считает администрацию г. Чебоксары ненадлежащим ответчиком. Какие документы по вопросу подготовки изменений в Программу по дому ----- администрация г. Чебоксары представляла в Минстрой Чувашии пояснить не может.

Представители третьих лиц Кабинета Министров ЧР, Госжилинспекции ЧР, НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», администрации Калининского района г. Чебоксары, ООО «Текстильщик», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились.

ООО «Текстильщик» представлено заявление о рассмотрении дела без их участия и отзыв на иск, в котором иск полагают подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В силу ч. 4 ст. 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Согласно ст. 10 Закона ЧР от 30.07.2013 № 41 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики" подготовка и утверждение республиканской программы включает в себя следующие этапы:

разработка проекта республиканской программы;

утверждение республиканской программы Кабинетом Министров Чувашской Республики (пункт 1).

Проект республиканской программы разрабатывается органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - государственный заказчик), на основании проведенного в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики, мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2).

Органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 июля представляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, необходимые для подготовки республиканской программы, в орган государственного жилищного надзора по форме, утвержденной указанным органом (пункт 2.1).

Проект республиканской программы представляется государственным заказчиком в установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики порядке на утверждение в Кабинет Министров Чувашской Республики (пункт 3).

Республиканская программа подлежит ежегодной актуализации (пункт 5).

Пунктом 6 ст. 10 указанного Закона ЧР установлено, что внесение в республиканскую программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный республиканской программой, не требуются;

(в ред. Закона ЧР от 28.04.2018 N 27)

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в республиканскую программу изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Истец является собственником жилого помещения (квартиры) под ----- в многоквартирном доме по адресу: адрес.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от дата----- утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на ------ годы (далее – Республиканская программа) и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на ------ годы.

В последующем в указанный правовой акт изменения вносились постановлениями Кабинета Министров ЧР от дата N -----, от дата N -----, от дата N -----, от дата N -----, от дата N -----, от дата N -----.

Как указывает Истец и указанные обстоятельства признаются Ответчиками первоначально Республиканской программой по многоквартирному дому ----- по адрес были предусмотрены работы в ------ г. по системе электроснабжения; по системе газоснабжения; по системе холодного водоснабжения; по системе горячего водоснабжения; по системе канализации и водоотведения; по системе вентиляции; по подвальным помещениям; в ------ г. по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов); в ------. по наружной отделке (фасад); по фундаментам; в ------ г. по системе электроснабжения; по системе газоснабжения.

В последующем сроки ремонта в связи с внесенными в Республиканскую программу изменениями были изменены: на ------ год – ремонт системы канализации и водоотведения, газоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения; на ------ год - ремонт крыши, систем отопления, электроснабжения; ------ год – ремонт фасада, подвального помещения.

Несмотря на неоднократное отложение рассмотрения дела и предоставления Ответчикам времени для реализации их процессуальных прав и возможности предоставления доказательств, ни Минстрой Чувашии, ни администрация г. Чебоксары не представили никаких доказательств, позволяющих определить, какие сведения о техническом состоянии многоквартирного дома либо иные были представлены администрацией г. Чебоксары в Минстрой Чувашии для подготовки изменений в Республиканскую программу и на основании каких сведений Минстроем Чувашии были подготовлены соответствующие изменения в Республиканскую программу.

При таких обстоятельствах, не представляется возможным сделать вывод о наличии у администрации г. Чебоксары и Минстроя Чувашии основания для подготовки соответствующих изменения в Республиканскую программу.

Вместе с тем, в силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным Истцом требованиям.

Истцом заявлены требования о признании незаконными действий администрации г. Чебоксары по переносу утвержденных Республиканской программой сроков капитального ремонта и обязании администрации г. Чебоксары восстановить ранее утвержденные Республиканской программой сроки капитального ремонта, т.е. по существу Истец предъявляет к органу местного самоуправления требования об отмене уже утвержденных изменений в правовом акте уровня субъекта Российской Федерации. Вопрос о совершении органом местного самоуправления действий, направленных на реализацию полномочий в рамках работы по ежегодной актуализации Республиканской программы не ставиться.

Поскольку, в силу вышеприведенных положений действующего законодательства Республиканская программа утверждена и изменения в нее внесены и могут быть внесены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, у органа местного самоуправления соответствующие полномочия отсутствуют.

Вопрос оценки законности утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики правовых актов находится за пределами заявленных исковых требований и вопросов, подлежащих разрешению районным судом в порядке гражданского судопроизводства по настоящему делу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконными действий администрации города Чебоксары, связанных с переносом сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес на более поздний срок с ------ на ------ г., обязании администрации города Чебоксары восстановить сроки проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений МКД ----- по адрес, ранее утвержденные Республиканской программой капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в ------.г., в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики за ----- от дата – отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято дата.

Судья Е.М. Данилин