ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/19 от 12.04.2019 Тулунского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тулун 12 апреля 2019 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Томилко Е.В.,

при секретаре – Солонковой Ю.Н.,

с участием: истца – Колчиной Е.Г.,

представителя истца Колчиной Е.Г.Доловой Н.В., действующей на основании ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации,

представителя ответчика Администрации Тулунского муниципального района – Абраменко С.Г., действующего на основании доверенности от ......, сроком действия на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-256/2019 по иску Колчиной Е.Г. к Администрации Тулунского муниципального района о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда,

установил:

истец Колчина Е.Г. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями иска, с учетом уточнения исковых требований, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику Администрации Тулунского муниципального района, указав в обоснование требований, что она работает в Администрации Тулунского муниципального района в должности заведующего отделом – ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «****».

В период работы ...... ей исполнилось 55 лет.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденному решением Думы Тулунского муниципального района от ......***, действие распространяется на муниципальных служащих местного самоуправления Тулунского муниципального района, замещающих должности муниципальной службы, включаемые в штатные расписания Администрации Тулунского муниципального района, содержащие перечень структурных подразделений, входящих в их состав. Таким образом, действие Положения распространяется на истца.

Пунктом 3.7 раздела 3 Положения предусмотрена материальная помощь, которая устанавливается в порядке, определенном Приложением ***.

Порядком установлено, что материальная помощь выплачивается, в том числе, в связи с наступлением юбилейной даты муниципального служащего (для женщин-55лет) по заявлению муниципального служащего, к которому прилагается документы, подтверждающие право на получение материальной помощи. При этом источником финансирования выплаты материальной помощи являются средства местного бюджета.

В Порядке нет указаний на сроки подачи заявления на выплату материальной помощи.

...... она обратилась с заявлением в администрацию Тулунского муниципального района с заявлением о выплате материальной помощи в связи с наступлением 55-летия, однако получила устный отказ.

...... было подано повторное заявление о выплате материальной помощи.

...... был дан письменный отказ, который был мотивирован, тем, что ...... трудовой договор был прекращен по инициативе работника, в период действия трудового договора заявление о материальной помощи не поступало. Заявление подано истцом в период действия другого трудового договора.

Считает, данный отказ не правомерным.

Кроме того, данным отказом ей причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, который она оценивает в 25 000 рублей.

Просит суд признать отказ ответчика выплатить материальную помощь, полагающуюся в соответствии с п.5.1 трудового договора от ...... и предусмотренной Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района от ......*** незаконным.

Взыскать с Администрации Тулунского муниципального района в пользу Колчиной Е.Г. сумму материальной помощи, полагающуюся в соответствии с п.5.1 трудового договора от ...... и предусмотренной Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района от ......*** в размере 75 912 рублей 00 копеек.

Взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

Истец Колчина Е.Г. в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске, а также в уточнении исковых требований и отзыве на заявление ответчика о пропуске срока исковой давности. Дополнительно суду пояснила, что она работала в администрации **** с 1994 года. ...... она была уволена по собственному желанию, а затем вновь была трудоустроена. При прекращении трудового договора ...... она знала о том, что ей необходимо обратиться с заявление о материальной помощи в связи с достижением 55-летнего возраста. О данном факте она узнала уже после того как вновь трудоустроилась к ответчику. В ноябре 2018 к ней подошел Г. и поинтересовался у неё, получала ли она материальную помощь в связи с достижением 55-летия. После того как она ознакомилась с Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих ****, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района *** от ......, она обратилась с заявлением в администрацию Тулунского муниципального района о выплате материальной помощи в связи с наступлением юбилейной даты 55-летия. Однако устно ей пояснили, что средств бюджете администрации Тулунского муниципального района нет.

Повторно она обратилась с заявлением, на которое ей ...... был дан ответ об отказе в выплате данной материальной помощи, в связи с тем, что трудовой договор ...... был прекращен по инициативе истца, и до прекращения трудового договора заявления о выплате материальной помощи не поступало, а в период нового трудового договора событие не наступало. Кроме того, а своем отказе ответчик пояснил, что материальная помощь, не связана с выполнением трудовой функции и выплачивается с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В судебном заседании представитель истца Долова Н.В. требования иска требования иска поддержала по основаниям указанным истцом, а также по основаниям указанным в обоснование исковых требований (л.д.61-64).

В судебном заседании представитель ответчика Абраменко С.Г. требования иска не признал по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление (л.д.112-114). Дополнительно суду пояснил, что поддерживает доводы, указанные в заявлении о пропуске срока исковой давности (л.д.102).

Выслушав участников процесса, изучив материалы, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ч.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Согласно требованиям п.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона №131-ФЗ от ...... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ от ...... «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона № 25-ФЗ от ...... «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона № 25-ФЗ от ...... «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Из п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона № 25-ФЗ от ...... «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Судом и материалами дела установлено, что Колчина Е.Г. с ...... принята на работу в администрацию **** на должность ответственного секретаря по делам молодежи, что подтверждается распоряжением ***-р от ...... (л.д.7).

Распоряжением ***-рп от ......Колчина Е.Г. принята на работу переводом в администрацию Тулунского муниципального района с ...... на должность главного специалиста ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних (л.д.8).

Согласно распоряжению ***-рк от ......Колчина Е.Г. принята на работу в администрацию Тулунского муниципального района «****» с ...... на должность заведующей отделом – ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Тулунского муниципального района (л.д.9).

Как следует из пояснений истца Колчиной Е.Г., она работала в администрации **** с 1994 года. ...... она была уволена по собственному желанию, а затем вновь была трудоустроена.

Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Колчиной Е.Г. (л.д.17-23), а также трудовыми договорами от ...... (л.д.10-14) и от ...... (л.д.75-78).

Как следует из трудового договора б/н от ...... заключенного между администрацией Тулунского муниципального района и Ч., последняя принимается на должность главного специалиста - ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Тулунского муниципального района с .......

Согласно п. 2.4 трудового договора работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать причитающуюся работнику заработную плату.

Пунктом 4.2 трудового договора определено, что на период действия договора на работника распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5.1 договора заработная плата работника формируется из: оклада месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, премий по результатам работы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах ****, которые устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными и областными законами, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (л.д.75-78).

Из свидетельства о заключении брака I-СТ *** между Ч.А. и Колчиной Е.Г....... заключен брак, о чем ...... составлена запись акта о заключении брака *** (л.д.79).

Как следует из свидетельства о расторжении брака I-СТ *** брак между Ч.А. и Ч. прекращен ...... на основании совместного заявления супругов, о чем ...... составлена запись акта о расторжении брака ***. (л.д.80).

Как следует из трудового договора б/н от ...... заключенного между администрацией Тулунского муниципального района и Колчиной Е.Г., последняя принимается на должность заведующего отделом - ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Тулунского муниципального района со .......

Согласно п. 2.4 трудового договора работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать причитающуюся работнику заработную плату.

Пунктом 4.2 трудового договора определено, что на период действия договора на работника распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5.1 договора заработная плата работника формируется из: оклада месячного денежного содержания, составляющего 5 309 рублей; классного чина - 1 592 рубля 00 копеек; особых условий – 4 778 рублей 10 копеек; выслуги лет -1 592 рубля 70 копеек; ежемесячного денежного поощрения – 13 272 рубля 50 копеек; процентной надбавки – 7 963 рубля 50 копеек; районного коэффициента- 7 963 рубля 50 копеек (л.д.10-14).

...... решением Думы Тулунского муниципального района шестого созыва *** утверждены Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района (л.д.26-27, 119).

Согласно пунктам 1.2, 1.4 Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района действие указанного Положения распространяется на муниципальных служащих Администрации Тулунского муниципального района, источником финансирования оплаты труда муниципальных служащих является бюджет Тулунского муниципального района.

В соответствии с п.2.1 Положения оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания.

Пункт 2.2 Положения указывает, что денежное содержание муниципального служащего состоит из денежного оклада муниципального служащего в соответствии с заменяемой должностью муниципальной службы, ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом **** и настоящим Положением.

Согласно п.2.6 Положения муниципальному служащему производятся другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно разделу 3 указанного Положения, к дополнительным выплатам относится - материальная помощь устанавливается в порядке, определенном Приложением *** к настоящему Положению.

Приложение *** к указанному Положению устанавливает, что материальная помощь муниципальному служащему выплачивается в размере пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного для регулирования оплаты труда (п.1);

Пунктом 2 Приложения *** предусмотрено, что право на получение материальной помощи у муниципального служащего возникает со дня замещения им должности муниципальной службы

Согласно п.3 Приложения *** материальная помощь, оказывается по письменному заявлению муниципального служащего в следующих случаях: юбилейными датами муниципального служащего (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин).

Пунктом 4 Приложения *** определено, что выплата материальной помощи муниципальному служащему оформляется распоряжением (приказом) руководителя, обладающим правом приема на работу, по заявлению муниципального служащего с приложением документов, подтверждающих право на ее получение (п. 4 приложения ***) (л.д.28-48, 119-130).В соответствии с пунктом 11 статьи 35 Устава Муниципального образования «****» финансовое обеспечение деятельности Администрации муниципального района осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Тулунского муниципального района. Расходы на обеспечение деятельности Администрации муниципального района предусматриваются в бюджете Тулунского муниципального района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (л.д.179-184).

Таким образом, судом установлено, и не оспаривается представителем ответчика, что в период с ...... по ......, а затем с ...... по настоящее время Колчина Е.Г. работает в должности заведующего отделом - ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних администрации Тулунского муниципального района.

Из пояснений истца Колчиной Е.Г. следует, что при прекращении трудового договора ...... она знала о том, что ей необходимо обратиться с заявление о материальной помощи в связи с достижением 55-летнего возраста. О данном факте она узнала уже после того как вновь трудоустроилась к ответчику. В ноябре 2018 к ней подошел Г. и поинтересовался у неё, получала ли она материальную помощь в связи с достижением 55-летия. После того как она ознакомилась с Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих ****, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района *** от ......, она обратилась с заявлением в администрацию Тулунского муниципального района о выплате материальной помощи в связи с наступлением юбилейной даты 55-летия. Однако устно ей пояснили, что средств бюджете администрации Тулунского муниципального района нет.

Повторно она обратилась с заявлением, на которое ей ...... был дан ответ об отказе в выплате данной материальной помощи, в связи с тем, что трудовой договор ...... был прекращен по инициативе истца, и до прекращения трудового договора заявления о выплате материальной помощи не поступало, а в период нового трудового договора событие не наступало. Кроме того, а своем отказе ответчик пояснил, что материальная помощь, не связана с выполнением трудовой функции и выплачивается с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Данные пояснения подтверждаются, заявлением Колчиной Е.Г., согласно которому она обратилась к Врио мэра Тулунского муниципального района ...... (л.д.6), а также ответом *** от .......

Как следует из ответа *** от ...... основанием для выплаты материальной помощи в связи с юбилейными датами (55-лет – для женщин) является решение Думы тулунского муниципального района от ......*** «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района».

Согласно указанному Положению материальная помощь оказывается по письменному заявлению муниципального служащего в случае юбилейной даты муниципального служащего (55 лет – для женщин) и не учитывается при исчислении среднего заработка.

Таким образом, материальная помощь, связанная с юбилейной датой носит единовременный социальный характер, направлена на удовлетворение социальных потребностей, обусловленных наступлением определенного события, и не связана непосредственно с выполнением трудовых обязанностей и поэтому не входит в систему оплаты труда.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района от ...... трудовой договор был прекращен по личному заявлению. До прекращения трудового договора заявление о материальной помощи в связи с достижением 55-летнего возраста не поступало.

...... вновь были приняты на должность заведующей отделом – ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

...... было подано заявление о предоставлении материальной помощи в связи с 55-летием, однако в указанный период этого трудового договора указанное событие не наступило и оснований для выплаты материальной помощи по указанным основаниям не имелось.

Одновременно разъясняют, что материальная помощь, не связанная с трудовой функцией, направленная на удовлетворение социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуацией или наступлением определенного события выплачивается с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Пунктом 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса российской Федерации распределении е субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

**** от ......***-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлен общий объем субвенции, предоставляемый муниципальному образованию «****» из областного бюджета для осуществления государственных полномочий в сфере труда на одну штатную единицу в размере 629, 6 тысяч рублей.

Увеличение данной суммы не представляется возможным и расценивается как нарушение законодательства.

Дополнительная выплата «материальная помощь к юбилейной дате» отсутствует как в Трудовом кодексе российской Федерации, та ки в областном законодательстве для муниципальных служащих ****.

Использование собственных финансовых ресурсов Тулунского муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона № 131-ФЗ (для осуществления переданных отдельных государственных полномочий) возможно с учетом финансово-экономического положения работодателя.

С учетом вышеизложенного сообщаю, что оснований для выплаты материальной помощи в связи с юбилейной датой в настоящее время не имеется (л.д.4-5).

Из справки Администрации Тулунского муниципального района от ......*** усматривается, что материальная помощь муниципальному служащему в связи с 55-ти летнем выплачивается в размере пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного для регулирования оплаты труда. На дату ...... сумма материальной помощи составила 75 912 рублей (л.д.25).

Оценивая представленные документы, пояснения участников процесса, с учетом приведенных положений закона и Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, суд приходит к следующим выводам, что федеральный и региональный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, четко указывает на то, что размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе материальной помощи в связи с юбилейными датами, и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Суд, приходит к выводу о том, что в соответствии Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, Колчина Е.Г. являлась муниципальным служащим администрации Тулунского муниципального района, на момент подачи заявления о выплате материальной помощи в связи с юбилейной датой (55-летием), юбилейная дата – 55-летие, наступило ......, в период, когда Колчина Е.Г. также являлась муниципальным служащим администрации Тулунского муниципального района. При этом суд, учитывает, что Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района устанавливает два необходимых факта для принятия администрацией Тулунского муниципального района распоряжения о выплате материальной помощи к юбилейной дате, это наступление самой юбилейной даты, а также наличие трудовых отношений. Данные факты нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Размер материальной помощи 75 912 рублей 00 копеек представителем ответчика не оспаривается.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив установленные обстоятельства, представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Колчиной Е.Г. о признании отказа ответчика выплатить материальную помощь, полагающуюся в соответствии с п.5.1 трудового договора от ...... и предусмотренной Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района от ......***, незаконным, и взыскании с администрации Тулунского муниципального района в пользу Колчиной Е.Г. сумму материальной помощи, полагающуюся в соответствии с п.5.1 трудового договора от ...... и предусмотренной Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района от ......*** в размере 75 912 рублей 00 копеек, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика Абраменко С.Г. изложенные в отзыве на исковое заявление, аналогичны доводам, изложенным в отказе администрации Тулунского муниципального района *** от .......

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд подлежит отклонению, поскольку не основан на законе.

Как установлено ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как усматривается из паспорта Колчиной Е.Г., а также трудовых договоров и иных документов дата её рождения ......, следовательно, юбилейная дата 55 лет наступила ......, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

О нарушенном праве истец Колчина Е.Г. узнала из ответа администрации Тулунского муниципального района *** от .......

В Тулунский городской суд **** истец Колчина Е.Г. обратилась ...... вх. *** (л.д.2-3).

Таким образом, срок на обращение в суд с настоящим иском Колчиной Е.Г. не пропущен.

В исковом заявлении Колчина Е.Г. просит также взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 25 000 рублей.

Абзацем 14 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, ч. 2 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ......*** «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации»). Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору (Определение Конституционного Суда РФ от ......***-О-О).

Таким образом, само по себе совершение работодателем действий по добровольному восстановлению трудовых прав работника, в том числе, по возмещению имущественного ущерба, не может явиться достаточным основанием для отказа в возмещении морального вреда.

В обоснование доводов данной части иска Колчина Е.Г. указала, что в результате незаконных действий работодателя ей был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях.

Согласно разъяснению, данному в п. 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации *** от ...... «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает юридически значимые обстоятельства, а именно, степень нравственных страданий истца, причиненных ему в результате действий работодателя, поскольку при рассмотрении дела судом установлены неправомерные действия ответчика, нарушившие трудовые права истца, требований разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Администрация Тулунского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Колчиной Е.Г. к Администрации Тулунского муниципального района о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда – удовлетворить.

Признать отказ ответчика выплатить материальную помощь, полагающуюся в соответствии с п.5.1 трудового договора от ...... и предусмотренной Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района от ......*** незаконным.

Взыскать с Администрации Тулунского муниципального района в пользу Колчиной Е.Г. сумму материальной помощи, полагающуюся в соответствии с п.5.1 трудового договора от ...... и предусмотренной Положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденных решением думы Тулунского муниципального района от ......*** в размере 75 912 рублей 00 копеек.

Взыскать с Администрации Тулунского муниципального района в пользу Колчиной Е.Г. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

Судья Е.В. Томилко